Этруски
Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.
В лейтмотивах искусства этрусков, касающихся религии, прослеживается три слоя. Один представлен божествами местного происхождения: Тиния — верховный небесный бог-громовержец, Вейя — богиня земли и плодородия, Catha — солнце, Тивр — луна, Сефланс — бог огня, Туран — богиня любви, Ларан — бог войны, Leinth — богиня смерти, Thalna, Turms и бог Фуфлунс, чье имя некоторым неясным образом родственно названию города Популония.
Этими божествами правили более высокие, которые, по-видимому, отражали индоевропейскую систему: Уни, Сел — богиня земли, Менрва. В качестве третьего слоя выступали греческие боги, заимствованные этрусской системой в течение этрусского периода ориентализации в 750/700-600 до н. э.: Аритими (Артемида), Апулу (Аполлон), Айта (Аид) и Паха (Вакх).
Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьёв, боги растений, ворот и дверей; и обожествлённые предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).
Как этруски представляли мир?
Этруски представляли мир в виде храма. Его верхняя часть - небо, средняя — земля, мир людей.; нижняя — подземное царство мертвых.
Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы.
Какие были верования этрусков?
Системой верования у этрусков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел.
Пророки и пророчества
Этрусские жрецы специализировались на предсказаниях. Они делились на авгуров (отсюда слово инаугурация) и гаруспиков. Первые гадали по полёту птиц, а вторые по внутренностям жертвенных животных (прежде всего по печени).
Этруски полностью принимали таинственность желаний богов. Они не пытались рационализировать или объяснить их действия или формулировать относительно них какие-либо доктрины. Вместо этого они разработали систему дивинации, истолкования знаков, которые боги посылают людям. Поэтому Etrusca Disciplina в основном представляла собой свод правил гадания. М. Паллоттино называет её религиозной и политической «конституцией»; она не говорила, какие законы следует принять и как нужно поступать, а давала возможность спрашивать об этом у богов и получать ответы.
Прорицательские расспросы в соответствии с учением производились жрецами, которых римляне называли гаруспиками или жрецами. В Тарквинии находилась их община из 60 человек. Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: capen (сабинское cupencus), maru (умбрское maron-), eisnev, hatrencu (жрица). Они называли искусство гадания по внутренностям животных zich nethsrac.
Этруски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Боги назывались ais (позже eis), множественное число от которого — aisar. Они находились в afanu или luth, священном месте, таком как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число — flerchva) — «подношения».
Вокруг mun или muni, могил, существовали маны — души предков. В иконографии после V века до н. э. умершие изображаются путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этрусков, таких как Гробница Франсуа в Вульчи, дух умершего определён термином hinthial (буквально «тот, кто внизу.
Никакое публичное событие не проводилось без netsvis, гаруспика, или его женского эквивалента, nethsra. Они читали выпуклости на печени правильным образом принесенной в жертву овцы. Хорошая, здоровая печень считалась благоприятным признаком в то время, как изъяны, паразиты и болезни были грозными предзнаменованиями или выражением недовольства богов. Печень животного разделялась на различные области, подвластные определенным божествам. Согласно этому делению, гаруспики могли узнать, какому божеству и какую именно жертву нужно принести, чтобы его умилостивить. Этрусские жрецы вынимали печень из жертвенного животного, римские же предсказатели по печени не вынимали орган из тела животного, а толковали знаки по органу и окружающим частям тела животного.
До настоящего времени дошла бронзовая модель печени, размеченная на секции, чья религиозная значимость до сих пор является предметом горячих споров; возможно, она выступала наглядным пособием для объяснения того, что должна означать выпуклость в этой области.
Прорицание при помощи гадания по внутренностям животных — это традиция, восходящая к культурам Плодородного полумесяца.
Загробный мир занимал важное место в мифах этрусков. Весьма многочисленны боги подземного мира, из которых наиболее известен Фебруус (ср. февраль). Потусторонним миром управляла Танр — змееволосая богиня, напоминающая горгону. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Вант — богиня с факелом, напоминающая образ статуи Свободы. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими персонажами, а также некоторыми местными, таким как Сатре (Сатурн).
Кроме того, этруски славились своими некрополями, где могилы имитировали домашние строения и характеризовались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах, была скульптура усопшего в её или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации, в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.
Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно латинский историк Марциан Капелла писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств».
Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях,
например, даже были найдены зубные протезы
Этруски занимались земледелием и мореплаванием. В своих путешествиях по Средиземному морю они вели торговлю с Грецией, Финикией, Египтом. Этруски знали множество ремёсел.
С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками, поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы. Сами же этруски называли себя расна или расенна.
Что такое этрусская казнь?
Ну и главный образ фильма — этрусская казнь, когда тело убийцы связывают с телом жертвы и оставляют гнить. Тем самым жертва с убийцей становятся одним целым.
Кто потомки этрусков?
Этруски оказались наиболее близки к двум народам: коренным жителям Сардинии, а также к далеким потомкам выходцев из степей Причерноморья и Прикаспия, представителей так называемой ямной культуры, которых считают предками всех индоевропейских народов Земли
Что было найдено в ходе раскопок на территории проживания этрусков?
Помимо статуй, в ходе трехлетних раскопок было найдено около 5 000 золотых, серебряных и бронзовых монет. Эксперты сравнивают находку со знаменитыми бронзовыми фигурами "Воинов из Риаче", одним из самых важных открытий в археологии.
На каком языке говорили этруски?
Этрусский язы;к — вымерший язык, на котором в древности говорили этруски на севере современной Италии.
Интерес к этрускам проявлял еще греческий историк Геродот. Около 500 года до нашей эры он писал, что они были мигрантами из Анатолии, которые принесли с собой особый язык и культуру. Ученые считают, что этот народ оказал колоссальное влияние на римскую цивилизацию на этапе ее зарождения.
Исследование ДНК десятков скелетов этрусской эпохи, взятые из более ранних раскопок и музейных коллекций(журнал Science Advances),пришли к заключению - этруски частично произошли от фермеров каменного века, которые жили в Европе примерно с 6000 года до нашей эры, как и их соседи по полуострову, в том числе и латиноязычные.
На этрусском языке разговаривали и использовали его в надписях на гробницах 800 лет, пока не возникла Римская империя со своим латинским зыком. В результате примерно в первом веке нашей эры этрусский язык перестал существовать.
;;;;;;;;, ;;;;;;;;; самоназв. Rasenna, Ra;na) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибром и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Тадеуш Воланский , в качестве офицера наполеоновской армии Тадеуш Воланский участвовал в кампании 1812 года и стал кавалером ордена Почётного легиона.
После женитьбы Воланский поселился в Великой Польше в селении Рыбитвы под Пакошьцы. В это время польский археолог начинает изучать славянские и скандинавские руны, кельтские монеты, этрусские саркофаги и древние памятники Северной Африки. Результаты своих исследований учёный изложил в богато иллюстрированных работах на польском и немецком языках.
Воланский считал, что сумел расшифровать большинство надписей на этрусском языке, в том числе и памятник вблизи Креккьо. При своей дешифровке этрусского он опирался на славянские языки, считая этрусскую цивилизацию родственной славянским.
Воланский также считал славянскими надписи многих других древних цивилизаций. Он писал:
Учёные претыкались на эти памятники и напрасно трудились до нашего времени разбором их надписей по алфавитам греческому и латинскому, и видя неприложимость таковых, напрасно искали ключа в еврейском языке, потому что таинственный этот ключ ко всем неразгаданным надписям находится только в славянском первобытном языке… Как далеко простиралось в древние времена жительство славян в Африке, пусть докажут славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта…
Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников?… Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парса-града (Персеполис) покрытые клинописью, не содержат надписей, понятных славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, «jak kozio; na wod;». Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!.
Свидетельство о публикации №124051904214
Станислав Чёлушкин 20.05.2024 20:57 Заявить о нарушении