Мартин Лютер в Риге

27 августа 1523 года –
Мартин Лютер написал свое первое письмо в Ригу. В своих посланиях рижанам Лютер призвал к созданию школ, призвал положить конец насилию и вспомнить, каким должно быть истинное служение Богу.

6 марта 1524 года –
Во время Реформации церкви была основана Рижская городская библиотека. В его основу положено 5 книг религиозного содержания (из них 4 сохранились до наших дней), которые были переданы в «всеобщее пользование» Рижским ратом. Рижская городская библиотека («Bibliotheca Rigensis») сохраняла свое название до 1945 года. Во время ЛССР она стала Фундаментальной библиотекой Академии наук Латвийской ССР. В 1992 году она была переименована в Латвийскую академическую библиотеку, но с 2009 года после реорганизации стала Академической библиотекой Латвийского университета.

10 марта 1524 года –
Члены Братствa Черноголовых сломали католические алтари в церкви Святого Петра в Риге, положив начало так называемым иконоборческим церковным погромам или «иконным» погромам. Также были разрушены настенные украшения и иконы. В ноябре 1524 года Рижский рат запретил проведение церковных служб в здании церкви и конфисковала ее имущество. После изгнания католиков из города здание церкви было передано лютеранской общине.

15 марта 1524 года –
Продолжаяcь так называемым иконоборческим церковным погромам или «иконным» погромам Ливонии, последователи Мартина Лютера уничтожили иконы в церквях Святого Петра и Святого Иакова в Риге.

10 января 1525 года –
Черноголовые вместе с безумной толпой разрушили Домский собор и церковь Святого Иоанна. В последующие годы они принимали активное участие в общественных беспорядках, вызванных Реформацией.

30 июля 1529 года –
Архиепископ Томас Шёнинг (нем. Thomas Sch;ning) подписал в Любеке договор с секретарем Рижской думы Иоганном Ломюллером (нем. Johann Lohm;ller) о взаимоотношениях между Рижской архиепископией и городом Риги на следующие 6 лет. Согласно подписанному договору, Рига вновь признала верховенство архиепископа, но ее жители имели право сохранять веру Мартина Лютера.


1 июля 1545 года –
Впервые был упомянут главный строитель города Риги Кунч, который отвечал за строительство общественных зданий, укреплений, мостов, железных дорог и других городских сооружений и руководил всеми строительными работами в Риге.
16 декабря 1551 года –
Последний архиепископ Риги Вильгельм Бранденбургский (нем. Wilhelm von Brandenburg) заложил Домский собор городу Риге за 18 000 рижских марок.


Лютеранство в Ливонской конфедерации (до 1561 года)
Первая лютеранская община в Риге была создана уже в 1523 году. В 1530 году Николаусом Раммом на латышский язык были переведены отдельные части Библии. В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. В 1561 году Ливонская конфедерация была разделена на Курляндское Герцогство, вассальное от Польши в котором была создана Курляндская консистория, и Задвинское Герцогство, находившееся под управлением Польши и подвергавшееся контрреформации.

В составе Церкви Швеции (1622—1710)
В 1622 году после присоединения Лифляндии к Швеции был назначен первый суперинтендент, в 1633—1634 гг. была учреждения Лифляндская обер-консистория с 6 унтер-консисториями.


В составе Евангелическо-лютеранской церкви России (1710—1922)
Домский собор - главное здание Церкви

В 1710 году Лифляндия была присоединена к России. В 1734 году Рижская обер-консистория была подчинена Консисториальному заседанию Юстиц-коллегии лифляндских и эстляндских дел, в 1795 году ей также была подчинена и Курляндская консистория, в 1832 году была подчинена Генеральной евангелическо-лютеранской консистории, при Лифляндской и Курляндской провинциальных консисториях были введены должности генерал-суперинтендентов. Вплоть до XX века лютеранский клир Латвии состоял преимущественно из немцев, а в церковной жизни преобладал немецкий язык.


Первая Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (1922—1944)
После образования Латвийского государства к лютеранству относились 194 латышских общин и 20 чисто немецкоязычных общин, которые объединились в единую лютеранскую церковь.
В 1922 году шведский архиепископ Натан Сёдерблюм рукоположил избранного синодом Карлиса Ирбе в архиепископы Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, а для немецкого меньшинства был рукоположён отдельный епископ — Петер Харальд Пёльхау, должность лифляндская и курфляндская консистории и должности генерал-суперинтендентов были упразднены. Епископ Евангелическо-лютеранской церкви получил право на использование кафедрального собора в Риге. В Латвийском университете при поддержке руководства Латвийской Республики был создан богословский факультет, на котором уже к 1934 году были подготовлено более 100 пасторов. В 1932 году был избран новый архиепископ — Теодорc Гринбергc.

Советский период (1944—1990)
В 1944 году Гринбергс и около 60 % пасторов покинули страну. Церковь возглавил Карлис Ирбе, однако вскоре он и многие другие пасторы были депортированы (в результате депортаций Церковь потеряла до 80 % своего клира). В 1954 году деятельность Церкви была вновь легализована, и новым архиепископом был избран Густавс Турс. В 1967 году в Церкви было около 90 пасторов и около 400 000 человек считали себя её прихожанами, но церковная жизнь сводилась к проведению воскресных богослужений.

Церковная организация

Высший орган — Синод (Sinode), исполнительный орган — Главное правление (Virsvalde), высшие органы приходов — приходские советы (draudzes padome), исполнительные органы приходов — приходские правления (draudzes valde).

Главой Церкви является архиепископ Рижский. С 2006 года Церковь организационно разделена на три епархии: Рижскую, Лиепайскую и Даугавпилсскую. В 2007 году в качестве глав епархий ординированы соответственно Павилис Бруверс и Эйнарс Алпе. Всего в ЕЛЦЛ около 300 приходов, 140 пасторов и 40 евангелистов[8]. Подготовка кадров осуществляется в «Академии Лютера» (семинарии Евангелическо-лютеранской церкви Латвии) и на теологическом факультете Латвийского университета. В Риге имеются два русских прихода: святого Луки, возглавляемый пастором Александром Битте, и приход Богоявления (проводит богослужения в англиканском храме), пастор Павел Левушкан.


Отношение к гомосексуальности

В ЕЛЦЛ не проводится «благословение однополых союзов» и не рукополагают пасторов-геев. Широкий резонанс получило лишение сана в 2002 году Мариса Сантса, пастора рижской церкви Христа, после того, как он в интервью радиостанции «Свободная Европа» открыто объявил о своей гомосексуальности и обвинил руководство Церкви в нетерпимом отношении к геям. Принявший участие в той же программе пастор Талис Редманис заметил, что резолюция ЛЕЛЦ определяет гомосексуализм как грех, в результате Церковь запрещает открытым геям занимать любые церковные посты.

В результате представители нетрадиционной сексуальной ориентации в Латвии некоторое время арендовали для церковных служб здание англиканской церкви. В настоящее время община распалась, а Марис Сантс уехал из страны.

В июле 2009 года Янис Ванагс прокомментировал материалы в латвийских СМИ, которые сообщали о грядущем воссоединении Церкви Латвии и Римско-Католической Церкви. Епископ назвал эти сообщения абсурдными и гротескными, хотя и не стал отрицать полезность сотрудничества с римо-католиками

В устав церкви, ранее гласивший, что пастором может стать любой прихожанин, прошедший соответствующую подготовку и обладающий необходимыми знаниями, в 2016-м внесена поправка о том, что возводить в сан священников можно только мужчин.


Речь о латвийских женщинах-теологах, которые хотят стать пасторами в лютеранской церкви, но в современной Латвии не могут.

Возведение женщин в священнический сан в Латвии не проводится с 1993 года — с тех пор как главой местной Евангелически-лютеранской церкви стал Янис Ванагс, противник женского служения в храмах на равных с мужчинами. Однако до того ординация женщин велась еще с 1975 года.


 Священница Рудите Лосане 20 лет служила в Латвийской евангелически-лютеранской церкви (ЛЕЛЦ, LELB) — но после рукоположения в сан пастора Латвийской евангелически-лютеранской церковью за рубежом (ЛЕЛЦЗР, LELB;L) она теперь в церквях ЛЕЛЦ имеет право вести службы только в присутствии ординированного пастора-мужчины. «То, что я больше не буду у вас служить, это не мой выбор», — пояснила Лосане в прощальном обращении к прихожанам Вангажской лютеранской церкви.

 В 2009 году Яна Гринберга стала первой женщиной-епископом в истории Англии, а через пять лет вернулась в родную Латвию. А еще через два года латвийских женщин лишили возможности становиться священниками.

В свое время Лютеранская церковь Латвии была чуть ли не самой прогрессивной в мире. Женщины-священнослужители появились здесь едва ли не раньше, чем в других странах. Однако в 2000-х годах церковный курс ушел в более консервативное русло: новый архиепископ объявил крестовый поход против женщин и ЛГБТ-людей в церкви.


Рецензии