О новом человеке

Современный мир идет навстречу духовному обновлению.
Многие еще не видят этого: одни –
Потому, что не изжили своих
Старых заблуждений
И продолжают считать их
«Последним словом» жизни и правды;
Другие – потому, что страдания
И лишения нашей эпохи слишком велики и поглощают
У людей все их силы. Есть и такие,
Которые почувствовали необходимость
Духовного обновления,
Но не видят нового, верного пути и не знают, что начать…
Но близится тот «день», когда
Духовное обновление
Начнется само собою и притом потому, что старые пути
И направления
Окажутся исчерпавшимися, разочарование охватит
Души наши
И человеческие лишения
И страдания покажутся невыносимыми…
Ввиду этого было бы важно предвидеть,
Каковы же будут эти иные, новые пути и что нам надо ныне
Делать для того, чтобы вступить на них без сомнений
И колебаний.
Человеку недостойно пребывать
В беспомощности и пассивности, предаваясь
Своей непонятной «судьбе» с покорностью
Младенца. Человек должен
Разуметь свои ошибки и заблуждения,
Свободно судить их, а не предаваться изжитому психозу,
Принесшему уже столько бед. Человек призван овладевать
Своей душой и ее слабостями, освобождать себя
Из состояния духовной слепоты и творчески слагать
Свою новую судьбу перед лицом Божиим.
Трагические события истории,
Смуты и бедствия
Посылаются нам для того, чтобы мы одумались
И сосредоточились
На самом жизненно-существенном, чтобы мы вспомнили
О нашей творческой свободе
И отыскали в себе  самих нашу собственную
Духовную глубину, с тем чтобы из нее
Повести наше обновление, – свободно,
Мужественно и активно. И прежде всего
Нам надо сосредоточиться на том,
Что мы утратили.
Человечество попыталось
За последние два века создать культуру
Без веры,
Без сердца,
Без созерцания и без совести; и ныне эта культура
Являет
Свое бессилие и переживает
Свое крушение. Люди не захотели больше веровать,
Потому что они уверили
Себя, будто вера
Есть противоразумное, научно несостоятельное
И «реакционное» состояние души.
Люди отреклись
От сердца, потому что им
Стало казаться, что сердце мешает инстинкту, что оно
Есть разновидность «глупости» и сентиментальности,
Что оно подрывает
Человеческую деловитость и ставит его
В смешное положение; а «умный» человек больше всего
Боится показаться смешным; он желает
«Делать дела» и утверждаться
В земной жизни. Люди отвергли созерцание,
Потому что их трезвый, прозаический «ум» презирает
Человеческую «фантазию» и считает,
Что самое важное в жизни есть «эмпирическое»
И «прозаическое».
Они вытеснили из жизни начало совести,
Потому что ее живоносные призывы и укоры
Совершенно не укладываются
В контекст хладнокровных расчетов и деловых планов.
И за всем этим, наряду с черствым себялюбием
И самомнением, скрывался
Ложный стыд и ложный страх: люди боятся остаться
В бедности и неизвестности, человек боится прослыть
Ребячливым, несерьезным и смешным…
Голодное самочувствие, тщеславие
И честолюбие соединяются
Здесь с робостью перед «общественным мнением»…
Этот ложный стыд будет преодолен
И устранен
Великими лишениями и страданиями
Нашей эпохи. Ибо страдание
Есть подлинная и могучая реальность, оно приобщает
Человека бытию настолько, что люди научаются
Быть, а не казаться, и их тщеславное желание
«Прослыть» и «прославиться»
Отходит на задний план.
Но это и значит, что современному человеку предстоит
Еще мучиться и терпеть, и может быть,
Еще в неизведанных им формах
Гнета и унижения, до тех пор, пока
Не отпадет все кажущееся, условное
И мертвое и пока
Не вырвется наружу исток внутренней реальности
И творческой силы. Человек должен снова возжелать
Подлинной реальности,
Субстанции всяческого бытия и всякой жизни. Тогда в нем
Оживет и раскроется сердце; тогда он
Свободно и решительно отдастся сердечному созерцанию; На этом он вновь обретет Бога,
Примирится со своей совестью и начнет создавать новую
Культуру, – обретая
Новую веру во Христа, слагая новую науку, созидая
Новое искусство, формулируя новое право и водворяя
Новую, отнюдь не социалистическую, социальность. Нельзя
Ни предусмотреть, ни предсказать, когда
Именно начнется это духовное обновление и когда
Наступит час творческого прорыва
И постижения. Отдельные носители
И осуществители
Его жили
Во все века и совершают свое дело и ныне.
Во всяком случае,
Мы должны и теперь уже искать
Верного диагноза для современного духовного
Кризиса и намечать
Верные пути, ведущие к духовному
Обновлению.
К этому призвана особенно философия,
Как любовь к мудрости, как потребность
В божественных содержаниях, как ответственнейшее
Исследование,
Как воля к очевидности в делах высшей и предельной
Важности.
И философы нашей эпохи поступят правильно,
Если они забудут свои
Субъективно-произвольные «конструкции» и всякие
«Гносеологические»
И «диалектические»
Комбинации
И отдадут силы свои
Предметному созерцанию.
Тогда они прежде всего увидят и укажут духовные раны
Современной культуры, начиная с утраты
Священного во всей человеческой жизни и кончая
Исследованием тех бездн, в коих гнездится
Зло мира.
Вслед за тем им
Придется установить
Диагноз нашего культурного кризиса и показать,
Как современное
Человечество переоценивает
Чувственную
Жизнь и чувственные
Наслаждения, как оно
Создает
Бессердечную культуру и погружается
В хаос
Духовного затмения.
Обращаясь к путям духовного обновления,
Они должны будут заняться
Прежде всего вопросами воспитания,
Чтобы указать его важнейшие, забытые и запущенные
В нашу эпоху задания:
Надо будить духовное начало
В детском инстинкте, приучать
Его к чувству ответственности, укреплять
В людях предметную силу суждения
И волю к духовной цельности
В жизни.
Надо верно оценить
То бремя нашего существования, которое мы несем
Через всю жизнь,
И найти
Справедливые способы для социального облегчения его.
Особенно важно
Понять и объяснить людям сущность творческой жизни. Это величайшая задача
Для поколений,
Идущих нам на смену.
Строение творческого акта, созидающего культуру, должно
Быть постигнуто до глубины и обновлено
Из самой глубины, и притом –
Во всех областях и духовных призваниях.
И для того, чтобы разрешить все эти задания,
Людям надо обеспечить себе доступ к первоначальным
Основам
Духа и жизни. Человек будущей культуры должен снова
Возлюбить духовную свободу, предаться
Живой сердечной доброте,
Взрастить в себе
Драгоценное смирение как источник подлинной силы,
Преклониться перед тайной
Божьего мироздания,
Укрепить в себе силу
Сердечного созерцания,
Научиться радости
Благодарения и восстановить
В себе подлинную религиозность. И то,
Что он тогда будет излучать в мир,
Освятит его личную жизнь и поведет его
Культуру по путям истинного христианства.

Подсобн. лит-ра И.Ильин


Рецензии