Мечты о рае Поля Иалу древнеегипетская мифология

 Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей в древнегреческой мифологии

Поля Иалу или Иару (егип. S;t-j3rw «поля камыша», «поля тростника») — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. Прошедшего суд Осириса умершего проводит бог-хранитель Шаи в поля Иалу, путь к которым преграждают врата Тота. Чтобы их отворить, следовало произнести заклинание:

    Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки <…> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас».

В полях Иалу покойный получал жизнь, какую он вёл на земле, но обильнее и богаче.
Умершего должны были замещать на работах ушебти, оставляемые в гробнице.
 От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.
В 109-й главе «Книги мёртвых» говорится, что Иалу окружают стены из бронзы, ячмень растёт высотой в 4 локтя (1 локоть ; 0,5 м), полба высится на 9 локтей. Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иалу прорезанными полноводными каналами.

Ушебти — статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем, чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса. В некоторых могилах число ушебти соответствовало числу дней в году.

Ушебти — статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем, чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса. В некоторых могилах число ушебти соответствовало числу дней в году.


Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.

Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых. Вот одна из стандартных надписей на ушебти:

    «О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, — смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. „Вот я!“ — да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: „Вот я!“, когда позовут тебя».


Ещё текст на фигурке:

    «О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».



Дуат — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже статус главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а Анубис начинает исполнять лишь роль проводника в Царство мёртвых.


Представления египтян о Дуате
В Додинастическом периоде Дуат находился на небе, а, согласно религиозным представлениям египтян того времени, души умерших вселялись в звёзды. Немного позднее закрепилось представление о том, что бог Тот на серебряной ладье перевозит души в Дуат. В Древнем царстве считали, что Дуат находится в восточной части неба. Одновременно загробный мир локализовали на западе, в Западной пустыне, и его покровителем выступал Ха. И только в начале Среднего царства у египтян сформировалось представление о том, что Дуат — подземный мир. В Текстах пирамид Дуат отождествлялся с Полями Иалу.


Концепция души
Ба и тень.
Человек, по представлениям древних египтян, состоит из нескольких сущностей:

    Ба (b;) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека.
Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако с периода Среднего царства «ба» приписывается каждому человеку.

    Ка (k; — «двойник») — жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека. Ка присуще всему живому.

    Хат (;t) — бренная оболочка человека, которая не способна жить без Ка.

    Сах (s;;) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.

    Рен (rn) — имя, «сущность» человека, а также его жизненный опыт (бывает даже у богов).

    Шуит (;wt) — тень.

    Ах (;; — «светлый», «освещённый») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости). Изображался в виде ибиса с хохолком.

    Сехем (s;m) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
    Иб (jb) — сердце.



Путь умершего через Дуат


После смерти труп умершего бальзамировали и мумифицировали. Над ним проводили погребальные обряды, помогающие умершему воскреснуть в загробном мире. Пассы и заклинания, выполняемые жрецом, описаны в Текстах пирамид, Текстах саркофагов и Книге мёртвых.

Согласно поверью древних египтян, умершему после воскрешения в загробной жизни предстояло пройти к царству Осириса через множество препятствий, среди которых были стражи.
 Чтобы благополучно преодолеть эти трудности, египтянин должен был при жизни выучить различные заклинания, которые оберегали бы его после смерти.
Существовали различные амулеты (как, например, око Уаджет), охраняющие человека в загробном мире, а также литература, содержащая имена стражей, оберегающие заклинания и т. п., что должно было помочь умершему пройти все испытания.
 Пройдя испытания, умерший попадал на Суд Осириса, на котором определялось, попадёт ли он на Поля Иалу или его душа будет отправлена в небытие до самого перерождения Вселенной.

Уаджет — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы Луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны.




Суд Осириса - это церемония взвешивания души человека после окончания его земного существования. На этом суде подводился итог прожитой жизни и определялась дальнейшая
судьба души. В поземном мире на весах, установленных в Чертоге Маат, взвешивалось сердце умершего. Сердце клали на левую чашу весов,перо богини справедливости Маат  - на правую. Чтобы душа человека смогла вновь соединиться со светом и истиной и продолжить своё путешествие в вечности , сердце должно было оказаться легче пера Маат. Душа прошедшего испытание отправлялась в рай, сердца же остальных поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

В период анимизма Анубис представлялся в образе североафриканского волка, который до 2015 года классифицировался как подвид шакала.
 С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб (егип. sb «судья») или человека с головой шакала, североафриканского волка или собаки.
Апулей упоминает о двух ликах Анубиса «один чёрный, как ночь, другой — золотой, как день.

Первоначально (согласно «Текстам пирамид») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом .

Анубис в этот же период связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами.
 Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат или нет.
Бог мудрости Тот принимал решение без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В «Книге мёртвых» часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала.

Анубис подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Затем он возлагал на неё руки и превращал покойника в ах («просветлённого», «блаженного»

 Анубис заботился о телах умерших и вёл их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса. В этой работе ему помогал бог-волк Упуату («тот, кто открывает дороги»)
Упуаут (егип. wp-w3w.t — «Открывающий пути»,  — бог войны в древнеегипетской мифологии. Упуаут был богом-волком, проводником умерших в Дуате.


Египетский волк (лат. Canis aureus lupaster), также известен как Африканский волк, в настоящее время внесён в список подвидов золотого шакала, но молекулярные и остеологические данные показали, что этот вид является единственным в своём роде.


Рецензии