Мечты о рае разных народов Верования ацтеков

Тлалокан (верования ацтеков)
Для ацтеков место, в которое они попадают после смерти, называлось Миктлан, однако если определенные условия были выполнены, счастливчики могли рассчитывать на нахождение последнего приюта в Тлалокане — доме бога дождя Тлалока. Эти условия включали в себя смерть из-за дождя, грозы, некоторые болезней кожи или в результате жертвоприношения. Тлалокан хорошее место — там много цветов и все танцуют. Кроме того, души попавших в Тлалокан быстрее и чаще других проходили через реинкарнацию, возвращаясь на грешную землю в телах новых смертных.

Миктлан располагается далеко на севере и делится на девять кругов.

Путешествие в Миктлан длилось четыре года. Умерший проходил между двумя горами, которые нависали над ним, грозя раздавить. Пройти надо было так, чтобы избежать и обрушивающихся камней, и нападения гигантского крокодила и змеи. Затем умерший пересекал восемь пустынь и поднимался на восемь горных пиков. Следующее испытание — ледяной ветер невиданной силы, который метал в идущего в царство мёртвых острые обсидиановые лезвия и огромные валуны. После этого покойник садился на спину маленькой собаки (течичи), которая освещала ему путь своими рубиновыми глазами, и переправлялся через широкую подземную реку. После этого умерший попадал к Миктлантекутли — правителю царства мёртвых — и приносил ему дары, которые положили в могилу родственники покойного. Миктлантекутли отводил человеку место в одной из девяти преисподних. В Миктлан попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, которые умерли во время родов.

Миктлантекутли, Миктлантекухтли (исп. Mictlantecuhtli) — «Владыка Миктлана». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира Миктлан. Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших.

 Его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз.

Его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Его жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли); считалось, что оно находится далеко на севере. Повелителям Миктлана прислуживали демоны-цицимиме[англ.]. По одному из мифов, супруги были сотворены богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль, чтобы править преисподней.

Цицимиме (науат. Звездные демоны) — ацтекские демоны. Считались душами женщин, умерших при родах. Эти души в разные несчастливые календарные дни спускаются на землю, чтобы наслать на мир смерть и болезни.

Внешний вид их внушает страх. Их тела напоминают скелеты: ребра, позвоночник и конечности лишены плоти. Губы отсутствуют, обнажая зубы. Кисти и ступни заменяют когтистые лапы. Все их тело покрыто множеством глаз, напоминающих звезды. На их шеях висят ожерелья из сердец, вырванных из груди, и отрубленных кистей рук. Бумага, окропленная кровью, также символизирующая смерть, украшает их головы. Сами волосы их - тьма, наполненная звездами.

Различные детали образа указывают на связь демонов с богинями земли. Конечности демонов покрыты многочисленными ртами, как и туловище богини-монстра Сипактли, из тела которой была создана суша. Эти рты требуют жертв, ведь именно в обмен на кровавые подношения земля дарует пропитание, т.к. жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, и одно без другого невозможно. Связь прослеживается и в мифе о возникновении агавы: молодая богиня земли Майяуэль была похищена с небес, где она жила среди Цицимиме, возглавляла которых ее бабка.

Цицимиме не всегда были женщинами. Стоит даже отметить, что строго говоря, они не являются и отдельными независимыми божествами, а лишь воплощениями, ипостасями многих богинь и богов. Так, в виде ночных демонов изображались боги пульке и бог смерти Миктлантекутли. В Цицимиме могли обращаться и боги, удерживающие небеса, боги четырех сторон света, к которым, помимо владыки Миктлана, относились Кецалькоатль, Шиутекутли и Тлауицкальпантекутли. Бог войны Уицилопочтли также мог принимать это обличие.

Самым благоприятным временем для явления Цицимиме на землю считались пять последних дней ритуального года, называемые немонтеми, и особенно период ночного бдения, завершающий 52-летний цикл и предшествующий церемонии нового огня. Опасаясь демонов, индейцы запрещали детям и беременным женщинам выходить в это время на улицу, т.к. именно на них в первую очередь охотились Цицимиме.

Однако монстры могли появиться и просто ночью, а также в момент солнечного затмения, когда они атакуют солнце. Иными словами, демонов можно встретить тогда, когда меркнет солнце.


Культ
Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Itzcuintli (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Вместе с солнечным богом Тонатиу он покровительствовал 10 неделе года, символизируя дихотомию света и тьмы.

Легенда о сотворении людей

Согласно ацтекским мифам, Кетцалькоатль (иногда вместе с братом-близнецом Шолотлем) был послан другими богами к Миктлантекули за костями умерших прежних поколений, чтобы создать из них новых людей. Вот как описывается это в «Легенде Солнц» (Кодекс Чимальпопока, 1558 год):

    1. После того как Кетцалькоатль пришёл в Миктлан, он подошёл к Миктлантекутли и к Миктлансиуатль и тут же сказал им:
    2. «Я пришёл искать ценные кости, которые ты хранишь, я пришёл за ними».
    3. Тогда Миктлантекутли спросил: «Что ты сделаешь с ними, Кетцалькоатль?»
    4. И ещё раз сказал (Кетцалькоатль): «Боги озабочены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле».
    5. Тогда Миктлантекутли ответил: «Хорошо, играй на моей раковине и обойди четыре раза вокруг моих владений».
    6. Но его раковина не имела дырок; тогда (Кетцалькоатль) позвал червей, они сделали дырки, в которые затем вошли пчёлы и шершни, и она зазвучала.
    7. Когда Миктлантекутли услышал это, он сказал: «Хорошо, бери их».
    8. Однако Миктлантекутли сказал своим слугам: «Люди Миктлана! Боги, скажите Кетцалькоатлю, что он должен их оставить».
    9. Кетцалькоатль ответил: «Нет, я сразу овладею ими».
    10. Он сказал своему нагуаль: «Иди, скажи, что я их оставлю».
    11. И он громогласно сказал: «Приду и оставлю их».
    12. Но затем он поднялся и взял ценные кости: на одной стороне лежали вместе кости мужчины, на другой кости женщины. Кетцалькоатль взял их и сделал из них связку.
    13. Тогда Миктлантекутли ещё раз сказал своим слугам: «Боги, неужели Кетцалкоатль действительно уносит ценные кости? Боги, идите и сделайте яму».
    14. Затем они сделали это, и Кетцалькоатль упал в яму. Он споткнулся, его испугали перепёлки. Он упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обклевали перепёлки.
    15. Когда Кетцалькоатль воскрес, он огорчился и спросил у своего нагуаль: «Что мне делать, нагуаль мой?»
    16. Тот ответил: «Раз ничего не получилось, будь что будет».
    17. Он собрал их, сделал из них свёрток и отнёс в Тамоанчан.
    18. И как только пришла та, которая зовётся Килацтли, она же Сиуакоатль, смолола их и положила в ценный таз.
    19. Над ним Кетцалькоатль выпустил кровь своего члена. И тут же стали совершать обряд покаяния те боги, которые упоминались, — Апантекутли, Гуиктлолинки, Тепанкицки, Тлайяманак, Тцонтемок и шестой из них Кетцалькоатль.
    20. Они сказали: «О боги, родились масегуалы (заслуженные покаянием)».
    21. Потому что ради нас боги совершили покаяние.

Так как сломанные кости оказались разных размеров, то люди различаются по росту. Любопытно, что в кодексе Мальябекиано Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли.


МИКТЛАН, загробный мир, находился под землёй. Это была сумеречная область, предназначенная для всех — невзирая на социальное положение — остальных лиц. Это было место неопределённости и тайны. Его населяли души тех, кто умер от старости, от любой естественной причины или болезней, погиб в результате несчастных случаев либо обстоятельств, не относящихся к ведению богов трёх других мест упокоений.

Современные учёные, объясняя, почему по пути в Миктлан душе приходилось преодолевать подобные препятствия, проходить через девять испытаний, в числе других причин называют ту, что это странствие символизировало возвращение в материнскую утробу. В Миктлане, как и в материнском чреве, было очень темно, поскольку здесь не было ни окон, ни света. И то обстоятельство, что умерших хоронили в положении эмбриона, словно возвращали их земле в том же положении, в каком он или она родились, видимо, подтверждает высказанное выше предположение. Кроме того, количество испытаний — девять — соответствует количеству пропущенных в период беременности менструальных циклов, а трудности, встречаемые на пути, возможно, символизируют опасности, боль и метаморфозу рождения.


Течение времени, смерть и загробная жизнь — вот на каких моментах было сосредоточено внимание ацтеков. Они жили с сознанием того, что в конце каждых 52 лет их мир может быть уничтожен и что они, если хотят продлить своё существование, должны перезаключить договор с богами. Это распространялось и на мир Миктлана и отражалось на тех, кому было уготовано пребывание в подземном мире — большей части ацтекского народа, невзирая на социальное происхождение. Добравшись после четырёхлетних скитаний до Миктлана сущность человека полностью стиралась из памяти ацтекского народа. Перспектива такой гибели порождала у многих ацтеков чувство безнадёжности и отчаяния.


Рецензии