О лишениях

Когда мне стукнуло восемь лет,
Бабушка подарила мне
На елку красивую тетрадь в синем сафьянном переплете и сказала:
«Вот тебе альбом, записывай в него все, что тебе
Покажется умным и хорошим; и пусть каждый из нас напишет тебе
Что-нибудь на память»...
Вот было разочарование!.. Мне так хотелось оловянных солдатиков,
Они даже по ночам мне снились... И вдруг – альбом. Какая скучища...
Но дедушка взял мою сафьянную тетрадь и написал на первой странице:
«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться
Без лишнего»... Да, хорошо ему было говорить: «не думай»... А мне было
До слез обидно.
Но пришлось помириться...
Я тогда и не заметил,
Как глубоко меня задел
Этот постылый жизненный совет,
Данный мне дедом.
Сначала я и слышать о нем не хотел: это была прямая насмешка
Надо мною и над моими солдатиками. Но позднее...
И потом еще много спустя...
У меня было так много лишений в жизни... И всегда,
Когда мне чего-нибудь остро недоставало или когда приходилось терять
Что-нибудь любимое, я думал о сафьянной тетради и об изречении деда.
Я и сейчас
Называю его «правилом счастья» или «законом оловянного солдата».
Кажется, тут замешана и сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»:
Храбрый был малый – прошел через огонь
И воду, и даже глазом не моргнул...А теперь этот закон
Кажется мне выражением настоящей  мудрости. Жизнь есть борьба,
В которой мы должны побеждать;
А победителем становится тот, кто осуществляет
Благое и справедливое. Конечно, тут являются искушения и опасности;
И каждая опасность есть, в сущности, угроза.
Если рассмотреть все эти угрозы,
То все они приблизительно одинаковы: они грозят лишениями.
Потому, что так называемые «унижения» суть тоже лишения
В вопросах независимости, признания
Со стороны других и жизненного успеха; эти лишения бывают,
Конечно, наиболее тягостными. Нельзя примириться с утратой
Истинного достоинства и уважения к себе, но нельзя принимать к сердцу
Отсутствие успеха
У других,
А также поношение и клевету. Мы должны
Уметь обходиться без жизненного «успеха»,
Без «почета»  и без так называемой «славы».
И вот, если я буду бояться
Таких и им подобных лишений, то мне придется отказаться
От главного, предметного успеха в жизни и от победы
В жизненной борьбе. А если я хочу предметной победы,
То я должен пренебречь лишениями
И презирать угрозы. То, что иногда называют «крепкими нервами»,
Есть не что иное,
Как мужественное отношение к возможным
Или уже начавшимся лишениям.
Все, что мне грозит,
И притом часто только грозит
И даже не осуществляется, есть своего рода лишение, –
Лишение в области еды, питья,
Одежды, тепла,
Удобства, имущества, здоровья и так далее.
И вот, человек, поставивший себе серьезную жизненную задачу,
Имеющий великую цель и желающий
Предметного успеха и победы, должен не бояться лишений;
Мужество перед лишениями
И угрозами есть уже половина победы
Или как бы выдержанный «экзамен на победу».
Тот, кто трепещет за свои удобства и наслаждения,
За свое имущество и «спокойствие», тот показывает врагу свое
Слабое место, он
Подставляет ему «ахиллесову пяту» и будет скоро ранен в нее:
Он будет ущемлен, обессилен, связан и порабощен.
Ему предстоит жизненный провал..Всю жизнь нам грозят лишения.
Всю жизнь нас беспокоят мысли
И заботы о возможных «потерях», «убытках»,
Унижениях и бедности.
Но именно в этом
И состоит школа жизни: в этом –
Подготовка к успеху, закал для победы.
То, чего требует от нас эта школа,
Есть духовное преодоление угроз и лишений. Такая  способность
Легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает,
Входит в искусство жизни.
Никакие убытки,
Потери, лишения не должны
Нас из душевного равновесия выводить.
«Не хватает?» – «Пускай себе не хватает. Я обойдусь». .Нельзя
Терять священное и существенное в жизни; нельзя
Отказываться от главного, за которое мы ведем борьбу.
Но все несущественное, повседневное, все мелочи жизни – не должны
Нас ослеплять,
Связывать, обессиливать и порабощать...
Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.
Во-первых, у него
Должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую
Он действительно больше всего любит и которая
На самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то,
Чем он живет и за что он борется; то,
Что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то,
Перед чем все остальное бледнеет и отходит на задний план...
Это есть священное и освящающее солнце любви,
Перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны...
Именно таков путь всех героев, всех верующих,
Исповедников
И мучеников. И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать
Свое внимание,
Свою любовь, свою волю и свое воображение – не на том,
Чего не хватает, чего он «лишен», но на том,
Что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда
Голоден, завистлив,
Заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках
Может свести человека с ума
Или уложить в гроб;
Вечный трепет перед возможными лишениями унижает его
И готовит его к рабству. И наоборот: тот,
Кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот
Будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину
И красоту
Жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы; или – вход
В сокровенный Божий сад; или – колодезь, щедро льющий ему из глубины
Бытия родниковую воду.
Такому человеку довольно
Простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения
И изумленно преклониться перед ним; ему, как Спинозе,
Достаточно наблюдения
За простым пауком, чтобы постигнуть строи природы
В его закономерности; ему нужен простой
Луч солнца, как Диогену15, чтобы испытать очевидность и углубиться
В ее переживание.
Когда-то ученики спросили у Антония Великого, как это он видит Бога?
Он ответил им приблизительно так:
«Ранним утром, когда я выхожу из моей землянки в пустыню, вижу я,
Как солнце встает, слышу, как птички поют, тихий ветерок обдувает мне
Лицо – и сердце мое
Видит Господа и поет от радости»...
Каким богатством владеет бедняк, если он умеет быть богатым...
Это значит еще, что лишения призывают нас
К сосредоточенному созерцанию мира, так,
Как если бы некий сокровенный
Голос говорил нам:
«В том, что тебе уже дано,
Сокрыто истинное богатство; проникни в него,
Овладей им и обходись без всего остального, что тебе не дано,
Ибо оно тебе не нужно»... Во всех вещах мира есть измерение глубины.
И в этой глубине
Есть потаенная дверь к мудрости и блаженству.
Как часто за «богатством»
Скрывается сущая скудость, жалкое убожество; а бедность может оказаться
Сущим богатством,
Если человек духовно овладел своим скудным состоянием..
Поэтому нехорошо человеку обходиться без лишений; они
Нужны ему, они
Могут принести ему истинное богатство,
Которого он иначе
Не постигнет. Лишения выковывают характер,
По-суворовски воспитывают человека к победе,
Учат его самоуглублению
И обещают ему открыть доступ к мудрости. И я не ропщу на лишения
И утраты,
Постигшие меня в жизни: Но о моей синей сафьянной тетради,
Научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика»,
Я вспоминаю с благодарностью: она отняла у меня когда-то
Желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству.
И его  я не хотел бы лишиться в жизни...
 
Подсобн. лит-ра И.Ильин "Поющее сердце"


Рецензии