сатана и мифотворчество Правила различения духов

сатана-  мифол., религ. в различных вероучениях — дьявол, носитель злого начала, главный враг человечества, противник Бога

   
«Сатана’ (от ивр. ;;;;;; ;;;;n, арам.
s;;;n;, геэз ;ay;;n – «сатан (а)» – «противник», «клеветник», от сев.-
зап.-семитск. корня ;;n «сатан» букв.


В Ветхом Завете значение имени рассматривается следующим образом: «В своём первоначальном значении «сатана» – имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1 Цар. 29:4, 2 Цар.
19:22; 3 Цар. 5:18; 11:14, 23, 25


В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляет-
ся в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвините-
лем на небесном суде.


Сатана вложил в головы наших далёких предков идею, что они могут стать «как боги», — могут устроить всё по-своему, как если бы они сотворили себя сами; что человек может быть сам себе хозяин и изобрести для себя какое-то счастье, от Бога независимое. Из этой-то безнадёжной попытки произошло почти всё то, что определило человеческую историю, — деньги, нищета, тщеславие, войны, проституция, классы, империи, рабство, — долгую и ужасную историю человека, пытающегося найти секрет счастья, минуя Бога.
Клайв Льюис «Просто христианство»


В начале времен Бог сотворил огромное количество Ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим.
 Одним из высших Ангелов был Денница – сильный, умный, красивый и приближенный к Богу Ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божии повеления и всех остальных Ангелов, подчиненных ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда Архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства Ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божией, низверг с Неба Денницу (который стал называться дьяволом, сатаной, сатанаилом) с другими падшими ангелами (бесами, демонами).



Сатана, которого также называют искусителем или дьяволом, – это враг праведности и всех, кто стремится следовать за Богом. Он духовный сын Бога. Когда-то он был Ангелом, «который был у власти перед Богом» (У. и З. 76:25; see also Исаия 14:12; У. и З. 76:26–27).

 Одна из основных причин конфликта между Богом и сатаной – это свобода воли. Свобода воли – драгоценный дар Бога; этот закон играет важную роль в плане Бога, созданном Им для Своих детей. Во время своего восстания против Бога сатана «пытался уничтожить свободу воли человека» (Моисей 4:3). Он пишет: «Я… искуплю все человечество, так что не пропадет ни одна душа, и я верно сделаю это; а потому дай мне честь Твою» (Моисей 4:1).

Сатана убедил «одну треть сонмов небесных» отвергнуть Отца (У. и З. 29:36). В результате этого восстания сатана и его последователи были отторгнуты от присутствия Бога и лишены благословения получить физическое тело (см. Откровение 12:9).

Небесный Отец позволяет сатане и его последователям искушать нас, что составляет часть опыта, который мы обретаем в земной жизни (см. 2 Нефий 2:11–14; У. и З. 29:39). Поскольку сатана «пытается сделать все человечество таким же несчастным, как он сам» (2 Нефий 2:27), он со своими последователями старается увести нас от праведности.

Упоминается ли сатана в Ветхом Завете?

Древнееврейское слово ;;;;;;;;; (сатан) в Ветхом Завете, конечно же, есть. Чаще всего мы находим его в книге Иова, например: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов.1:6). Именно сатана и подстрекает Бога обрушить на Иова несчастья, чтобы его испытать.


Обратим внимание на лексические значения слова «Сатана»: противник, клеветник, обвинитель. Второе значение взято из греческого перевода «Дьявол» – ;;;;;;;; – лукавый, клеветник.
Забегая вперед,скажем, что «Сатана», «Дьявол», «Шайтан» («Иблис») – это по своей
сути не имена, а описания.
 Напомним, что «Яхве» не имя еврейского Бога, а его описание – «Я тот, кто существует»; а имя Исуса «Эмануэль» в переводе означает «С нами Бог».



Далее в информации дается легенда о грехопадении человека, причиной которой был именно Дьявол. Однако в дохристианскую эпоху в латинском варианте носитель зла именовался Люцифер (лат. lux (lucis) свет + ferre нести,носить), который получил название в латинском переводе Иеронима еврейского слова «xeylel» (старославянское «денница»). Изначально,судя по смыслу названия, он означал Светоносного ангела, но в силу вмешательства человеческой, жреческой фантазии, он приравнялсяпо смыслу к своим собратьям.
Вот как описывается указанное явление: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на
краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (14:12–15)
Иначе как можно объяснить, что первоначально Светоносный Люцифер, в римской мифологии олицетворяющий утреннюю звезду Венеру, в последующем потерял свое астрономическое значение и воспринимался как Сатана – небесное и земное
воплощение зла?! А ведь эта трансформация соответствует позднему
периоду религиозных традиций, а именно IV–V веков нашей эры.

Зороастризм -Вначале существовала пара Близнецов, два духа, каждый из них проявлял особую деятельность, именно: добрую и злую... И эти два Духа, соединившись, создали первое (материальную вещественность); один – реальность, другой – нереальность...

Ср. Ариман (древн. перс. Ahriyamaniyus, зендск. a;hro mainyus) — всеуничтожающий — олицетворение зла в религии Зороастра.
Ср. Ормузд (новоперс. H;rmazd, зендск. Ahur; mazd;o — мудрый Бог) — олицетворение добра.
Ариман — Файл:Ахриман.png Ахриман Ариман или Ангра Майнью (древнеперсид. Ahriya mainyus, зендское a;hro mainyus, т. е. «всеуничтожающий дух»)  олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista,
ОРМУЗД — (др. пер.). По учению Зороастра: Бог света или доброе начало, в противоположность Ариману, злому началу, тьме.

Ормазд и Ариман – не взаимодополняющие, а взаимоисключающие фигуры.

В 500 году до нашей эры предшественники Иисуса вдали от родины, находясь в вавилонском пленении, были так же, как и Исус, искушаемы. Но совсем иным существом. Эти существа приходили к ним из миров совершенно чужой веры: где не было место для бога Яхве, где обитало бессчетное количество богов, среди которых особенным авторитетом пользовались два: Ахура Мазда, Бог Добра, и его вечный оппонент Ахриман, Бог Зла. Между ними, как говорится в учении Заратустры, и вынужден был выбирать человек.

Сам Иисус, отлично осведомленный об учении ессеев, взял сторону света в борьбе с их вековечным оппонентом. Иисус тоже призывал человечество решить, на чьей оно стороне. Его мировоззрение не менее дуалистично, чем мировоззрение Заратустры. Кто последует за Иисусом, тот последует за силами света; кто не станет учеником Иисуса, тот перейдет на сторону зла: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Вот и зовет Иисус присоединяться к детям света: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».

Из Вавилона иудеи прихватили с собой в Израиль и мир веры не только сатану, не только символ зла, но нечто гораздо большее. У Доброго Бога Заратустры было семь ангелов, называемых «amesha spentas», «бессмертные Духи». Из них-то и получились семь архангелов, сохранившихся и в иудейских, и в христианских легендах.


В самом начале «общественной деятельности» Иисуса ему встречается сатана. Откуда он вообще взялся? Согласно Евангелию от Луки, Иисус говорил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния».


 С какого же неба падает сатана? Ни в иудейских небесах, ни в христианских он вроде бы не летает, согласно пророкам и учителям Церкви. А у Иисуса молнией по небу проносится! Собственно говоря, это и понятно: его сатана – это придворный из свиты Заратустры!


«Обычное» искушение Дьяволом оставалось постоянной угрозой в течение долгого времени, и такое отношение к его возможности сохранилось до сих пор, хотя страхи перед колдовством уменьшились уже давно. Не только католики, но и протестанты, особенно лютеране (следуя самому Лютеру), верили во вред, причиняемый Дьяволом и его демонами, — как физический, так и духовный. Однако существовало заметное движение (особенно в Англии), отрицавшее саму возможность для Дьявола физически воздействовать на человека и таким образом отказывавшее ему в способности как «помогать» ведьмам, так и «владеть» телами людей (о последней теме см. следующий параграф). Эта идея была поддержана Реджинальдом Скотом в его известном труде «Раскрытие колдовства», опубликованном в 1584 году (что побудило короля Шотландии Якова VI написать против этой книги диалог под названием «Демонология»). Скот пришёл к своему выводу, распространив протестантский постулат «Эпоха чудес закончилась» не только на Бога, ангелов и святых, но и на Дьявола. Но даже Скот, по-видимому, признавал, что Дьявол всё ещё продолжает свою искушающую деятельность.

В евангельском изображении испытания Иисуса, учинённого Дьяволом (у Матфея и Луки), Дьявол появляется перед Иисусом и говорит с Ним. Но, имея дело с Иудой, Дьявол не говорит с ним, но «вкладывает ему в сердце» предать Иисуса (Ин. 13:2). Что касается евангельских демонов [бесов], то мы видели, что они выступают не в роли искусителей, а в роли нежеланных и досаждающих обитателей тела. Однако они знают про Иисуса и боятся Его. Но, когда демоны были «переосмыслены» и стали восприниматься как падшие ангелы, по природе идентичные Сатане, разница между демонами, вселяющимися в тела людей, которые становятся от этого одержимыми, и искушающим Дьяволом исчезла, и все они стали считаться наделёнными и той и другой функцией.

В труде Гермы «Пастырь» (II в. н.э.; ANF vol. 2) сказано, что каждому человеку определены два ангела — добрый и злой, при этом каждая хорошая мысль возникает по инициативе доброго ангела, а каждая дурная приходит, соответственно, от злого. В конце концов идея ангела-хранителя расцвела, а всякие упоминания о демоне-«хранителе» прекратились. Однако хорошие мысли не считались непосредственно заслугой ангелов, тогда как «авторство» дурных мыслей иногда приписывалось самому Дьяволу. Как в «народном» восприятии, так и в видении учёных Дьявол приобретает некое виртуальное всезнание и вездесущесть. Он всегда доступен, всегда готов увлечь и соблазнить каждого конкретного человека к совершению греха.

«Жития св. Антония» (GL 21), написанного Афанасием Александрийским в IV веке.

 Там сказано, что искушения Дьявола и его демонов сначала являются внутренними, а уже потом внешними и хорошо видимыми. В противоположность такому представлению на членов братства св. Доминика в XIII веке, как мы знаем, Дьявол оказывал исключительно ментальное давление (GL 113).

Фома Аквинский, был занят «очищением природы» Дьявола и «повышением его интеллекта».
Он пришёл к соответствующим образом очищенной теории относительно того, как именно Дьявол был способен внушать чувства и эмоции людям, состоящим из души и тела.
 Фома утверждает, что Бог не предоставляет Дьяволу и его свите — падшим ангелам, полного доступа к духовным дарам человека, то есть к его уму и воле.

Следовательно, они не имеют возможности прямо «вкладывать мысли» в человека, равно как и читать его мысли.
 Вместо этого им приходится по различным признакам угадывать человеческие мысли. Однако демоны в состоянии прямо манипулировать физическим телом человека, так что, совершая манипуляции с его «духами и жидкостями» — телесными флюидами, а также с чувственной памятью и чувственным воображением, они могут внушать провоцирующие образы, подталкивая свои жертвы к эмоциям, связанным с похотью, гневом и т.д. (Thomas. De Malo, 16.8-12)[58].
 Они также могут препятствовать чувственным желаниям, уничтожая сексуальное желание и служа причиной импотенции. Вот то, что постоянно делается демонами, состоящими в союзе с колдунами (Comm. Sent. 4.34.1.3).

Как можем быть уверены, от кого именно нам в голову приходит определённая линия поведения — от Бога или от Дьявола?

«Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков».

(1 Кор. 12:8-10)

 «Правила различения духов».
Герма в своём «Пастыре» одним из первых сформулировал эти правила, заговорив о двух духах, добром и злом, «приписанных» к каждому человеку (Mandate 6). Св. Афанасий предлагает другой набор правил в проповеди, вложенной им в уста св. Антония в его «Житии св. Антония».

Например, св. Августин полагал, что без особенной благодати невозможно провести границу между собственными мыслями человека и мыслями, вложенными злым духом, особенно с тех пор, как, по словам св. Павла, Сатана может трансформировать себя в Ангела Света (Literal Comm, on Genesis, 12.13; PL 34:464-465). Св. Бернар Клервоский соглашается с этим, прибавляя, что не важно, откуда именно пришла дурная мысль — от Дьявола или зародилась в голове самого человека, — в любом случае поступать с ней надлежит одним и тем же образом (Sermon 23.3-4; PL 183:600-602).

Самые известные на сегодняшний день «Правила различения духов» находятся в приложении к знаменитым «Духовным упражнениям» Игнатия Лойолы (1541)[59]. В этом небольшом трактате Лойола проводит различие между полезными и вредоносными последствиями различных состояний души. Вредоносные состояния он связывает с Дьяволом — не потому, что они непременно исходят от него, хотя Лойола и считает, что это возможно, — но потому, что они соответствуют злым целям Дьявола. Однако комментаторы Лойолы часто недопонимали его, полагая, что он приписывает некоторые движения души напрямую Дьяволу.

«Духовные упражнения», «правила различения» стали использовать для «диагностики» возможных случаев одержимости дьявольскими силами. Легко понять, что идея дьявольского искушения могла способствовать развитию особенно коварных случаев паранойи — «враг внутри нас». Некоторые экстремальные случаи такой паранойи, которые, конечно же, могли привести к симптомам демонической одержимости, получили название «демонопатический бред»


Возможно ли спасение сатаны?

Спасение без покаяния невозможно, но сатана – падший ангел – бестелесен, поэтому, как пишет св. прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», как и всякий ангел вследствие своей бестелесности не способен к покаянию, человек же получил покаяние ради немощи тела.

Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

Мы пишем слово «сатана» с маленькой буквы, руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с Небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось  «одно название». Что касается наименования «Денница», то его мы можем писать как с заглавной, так и со строчной буквы: в первом случае, если говорим о нем до того, как он возгордился; во втором – если говорим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.


Рецензии