О справедливости

С незапамятных времен
Люди говорят и пишут о справедливости: может быть,
Даже с тех самых пор,
Как вообще начали говорить
И писать... Но до сих пор вопрос,
По-видимому, не решен, –
Что такое справедливость
И как ее осуществить в жизни?
Трудно людям согласиться в этом деле,
Потому что они чувствуют жизненное практическое значение
Этого вопроса, предвидят невыгодные последствия для себя,
И потому спорят всегда.
Каждый из нас желает справедливости
И требует, чтобы с ним обходились справедливо;
Каждый жалуется на всевозможные несправедливости,
Причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость
Так, что из этого выходит явная несправедливость
В его пользу. При этом он убежден,
Что толкование его правильно и что он «совершенно справедливо»
Относится к другим, но никак не хочет заметить он
Что все возмущаются его «справедливостью»
И чувствуют себя притесненными
И обойденными.
Чем скуднее, теснее и насильственнее жизнь людей, тем острее они
Переживают все это и тем труднее им
Договориться и согласиться друг с другом.
В результате оказывается, «справедливостей»
Столько, сколько недовольных людей и единой, настоящей справедливости
Невозможно найти.
А ведь, строго говоря, только о ней и стоит говорить.
Это означает, что интересы и страсти искажают
Великий вопрос, ум не находит верного решения и все обрастает
Дурными и ловкими предрассудками.
Из предрассудков возникают
Ложные учения; они ведут к насилию и революции,
А революции
Приносят только страдания и кровь, чтобы разочаровать и отрезвить людей, Оглушенных своими страстями. Так целые поколения людей
Живут в предрассудках и томятся в разочаровании;
А иногда  и так бывает,
Что самое слово «справедливость» встречается
Иронической улыбкой и насмешкой.
Однако, все это не компрометирует и не колеблет
Старую, благородную  идею справедливости, и мы по-прежнему
Должны противопоставлять ее всякой
Бессовестной эксплуатации,
Всякой классовой борьбе и всякому
Революционному уравнительству. Мы можем быть твердо уверены в том,
Что ей принадлежит будущее. И все дело в том,
Чтобы верно постигнуть ее сущность.
Французская революция восемнадцатого века провозгласила
И распространила
Вредный предрассудок,
Будто люди от рождения или от природы «равны»
И будто вследствие этого со всеми людьми
Надо обходиться «одинаково»...
Этот предрассудок естественного равенства является
Главным препятствием
Для разрешения нашей основной проблемы.
Ибо сущность справедливости состоит
Именно в неодинаковом обхождении
С неодинаковыми людьми.
Если бы люди были действительно равны,
Т. е. одинаковы телом, душою и духом, то тогда
Жизнь была бы страшно проста,
И находить справедливость было бы очень легко, стоило бы только сказать:
«Одинаковым людям – одинаковую долю»,
Или «всем всего поровну» –
И вопрос был бы разрешен; и тогда
Справедливость можно было бы находить арифметически
И осуществлять механически;
И все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы тогда,
Как равные атомы,
Как механически перекатывающиеся с места на место шарики,
До неразличимости одинаковые
И внутренне, и внешне. Что может быть наивнее, упрощеннее
И пошлее этой теории?
Какое верхоглядство – или даже прямая слепота –
Приводят людей
К подобным   воззрениям? После французской революции прошло 150 лет.
Можно было бы надеяться нам,
Что этот слепой материалистический предрассудок отжил давно свой век.
И вдруг он снова появляется,
Завоевывает слепые сердца, торжествует победу и обрушивает на людей
Целую лавину несчастья...
На самом деле люди неравны, от природы
И неодинаковы ни телом, ни душою,
Ни духом. Они родятся
Существами различного пола; они имеют от природы
Неодинаковый возраст,
Неравную силу и различное здоровье;
Им даются различные
Способности  и склонности, различные
Влечения,
Дары и желания; они
Настолько отличаются друг от друг телесно и душевно,
Что на свете вообще невозможно найти
Двух одинаковых людей. От разных
Родителей рожденные, разной
Крови и наследственности, в разных
Странах выросшие,
По-разному воспитанные, к различным климатам привыкшие,
Неодинаково образованные, с разными привычками и талантами –
Люди творят неодинаково
И создают неодинаковое и неравноценное. Они и духовно не одинаковы:
Все они – различного ума, различной доброты, несходных вкусов; каждый
Со своими воззрениями и со своим особым правосознанием.
Словом, они различны во всех отношениях. И справедливость
Требует, чтобы с ними обходились
Согласно их личным особенностям, не уравнивая
Неравных
И не давая людям необоснованных преимуществ. Нельзя возлагать
На них одинаковые обязанности:
Старики, больные, женщины и дети не подлежат
Воинской повинности. Нельзя давать
Им одинаковые права:
Дети, сумасшедшие и преступники не участвуют
В политических голосованиях.
Нельзя взыскивать со всех одинаково:
Есть малолетние и невменяемые,
С них взыскивается меньше; есть призванные к власти,
С них надо взыскивать строже и так далее. 
И вот, кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь,
Тот скоро убедится, что люди неравны
От природы, неравны по своей силе и способности, неравны
И по своему социальному положению;
И что справедливость не может требовать одинакового обхождения
С неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства
Для неравных, но такого неравенства,
Которое соответствовало бы действительному неравенству людей.
Здесь-то и обнаруживается главная трудность вопроса. Людей –
Бесконечное множество; все они различны. Как сделать, чтобы каждый
Получил в жизни согласно
Своей особливости? Как угнаться
За всеми этими бесчисленными своеобразиями?
Как «воздать каждому
Свое»
(По формуле римской юриспруденции)? Они не одинаковы;
Ззначит, и обходиться с ними надо не одинаково –
Согласно их своеобразию...
Иначе возникнет несправедливость...
Итак, справедливость
Совсем не требует равенства.
Она требует предметно-обоснованного неравенства.
Ребенка надо охранять и беречь; это дает ему целый ряд привилегий.
Слабого надо щадить. Уставшему подобает снисхождение.
Безвольному надо
Больше строгости. Честному, и искреннему надо
Оказывать больше доверия. С болтливым
Нужна осторожность. С одаренного человека справедливо взыскивать
Больше.
Герою
Подобают почести, на которые не-герой
Не должен претендовать.
И так – во всем и всегда...
Поэтому справедливость есть искусство неравенства.
В основе ее лежит внимание
К человеческой индивидуальности
И к жизненным различиям.Но в основе ее лежит также живая
Совесть и живая
Любовь к человеку. Есть особый дар
Справедливости, который присущ далеко не всем людям. Этот дар
Предполагает
В человеке доброе, любящее сердце, которое не хочет умножать
На земле число обиженных, страдающих и ожесточенных. Этот дар
Предполагает еще живую наблюдательность, обостренную чуткость
К человеческому своеобразию, способность вчувствоваться
В других. Справедливые люди отвергают
Механическое трактование
Людей по отвлеченным признакам.
Они созерцательны, интуитивны.
Они хотят рассматривать каждого человека индивидуально
И постигают
Скрытую глубину его души...
Вот почему справедливость есть начало художественное: она созерцает
Жизнь сердцем, улавливает своеобразие
Каждого человека, старается верно его оценить
И обойтись с ним предметно. Она «внимательна», «бережна», «социальна»;
Она блюдет чувство меры; Она склонна к состраданию,
К деликатному снисхождению
И прощению.
Она имеет много общего с «тактом».
Она тесно связана
С чувством ответственности. Она по самому существу своему любовна: она
Родится от сердца и есть живое проявление любви. Безумно искать
Справедливость,
Исходя из ненависти,
Ибо ненависть
Завистлива, она ведет не к справедливости,
А к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливости
В революции; ибо революция дышит ненавистью и местью, она
Слепа, она разрушительна; она враг справедливого неравенства; она
Не чтит «высших способностей» (Достоевский). А справедливость
Сама по себе есть одна из высших способностей  человека, и призвание ее
Состоит в том,
Чтобы узнавать
И беречь высшие способности. Люди будут осуществлять
Справедливость в жизни тогда,
Когда все или, по крайней мере, очень многие
Станут ее живыми художниками
И усвоят искусство предметного неравенства. И тогда
Справедливый строй будет сводиться
Не к механике справедливых учреждений,
А к органическому интуитивному нахождению
Предметных суждений и предметных обхождений
Для непрерывного жизненного потока человеческих своеобразий.
Справедливость не птица, которую надо поймать
И запереть в клетку. Справедливость не отвлеченное правило
Для всех случаев и для всех людей, ибо такое правило уравнивает,
А не «опредмечивает» (от слова «предмет») жизнь. Справедливость
Не следует представлять себе по схемам
«Раз навсегда"
«Для всех людей», «повсюду». Ибо она именно не «раз навсегда»,
А живой поток индивидуальных отступлений. Она
Не «для всех людей», а для каждого в особенности. Она
Не «повсюду», а живет исключениями. Справедливость нельзя
Найти ни в виде
Общих правил, ни в виде
Государственных учреждений.
Она не «система», а жизнь. Ее нужно представлять
Себе в виде потока живой и предметной любви
К  людям. Только такая любовь
Может разрешить задачу: она будет творить
Жизненную справедливость,
Создавать в жизни  и в отношениях людей все новое
И новое
Предметное неравенство.
Вот почему в жизни
Важнее всего не «найденная раз навсегда»
Справедливость: это иллюзия, химера,
Вредная и неумная утопия. В жизни
Важнее всего живое сердце, искренно желающее
Творческой справедливости;
И еще – всеобщая уверенность ,что люди действительно
Искренно
Хотят творческой справедливости
И честно ищут ее.
И если это есть, тогда люди будут легко мириться
С неизбежными несправедливостями жизни –
Условными, временными или случайными, и будут охотно покрывать
Их жертвенным настроением. Ибо каждый будет знать,
Что впереди его ждет истинная,
Т. е. художественно-любовная справедливость.

Подсобн. лит-ра И.Ильин


Рецензии