Моя вина

Нет, я еще не научился распознавать и нести
Свою вину. Мне надо для этого
Больше мужества и смирения. Но, может быть,
Я однажды еще достигну этого.
Как тягостно, подчас мучительно трудно бывает
Установить и признать свою вину. Душа начинает
Беспокойно метаться, а потом просто ожесточается и не желает
Видеть правду.
Хочется непременно оправдать себя,
Отвергнуть виновность свою,
Свалить вину на другого или на других, а главное, – доказать
Не только другим людям, но и себе самому,
Да, именно самому себе, что «я тут ни при чем» и что я
Не виноват в этом нисколько. Виноваты окружающие все,
В конечном счете – весь мир,
Но только не я: враги
И друзья, природа и человек, родители и воспитатели,
Несчастное стечение обстоятельств
И тяжелые условия, «среда» и «влияние», небо и ад,
Но не я!
И это можно доказать, и это необходимо удостоверить,
Потому что в этом «не может быть никакого сомнения»...
Ах, эта предательская «потребность» в самооправдании...
Она-то и выдает меня с головой... Эта погоня за доказательствами...
Зачем они мне, если я твердо и окончательно
Уверен, что я «тут ни при чем»? Кто же требует от меня доказательств?
Кто заподозревает меня, если не я сам?
Но это свидетельствует лишь о том, что в глубине души я
Все-таки считаю виноватым себя;
Что есть некий тихий голос,
Который тайно твердит мне об этом и не оставляет меня в покое...
И вдруг, под влиянием
Этих соображений, мое бегство от собственной вины прекращается...
Конец малодушной тревоге. Я готов примириться
С мыслью
О своей виновности, исследовать, в чем именно я виноват,
И признать
Свою вину. Ведь эта трусость
Многих уже запутала в тяжелые внутренние
Противоречия, в раздор с самим собою, в раздвоение личности,
А иных доводила
И до галлюцинаций. Но я готов...
Пусть говорит обвинитель мой.
Да, нужно мужество, чтобы спокойно исследовать свою вину и не искать Спасения
От нее в бегстве. И еще нужно смирение.
Если человек не переоценивает своих сил и своих качеств, если он
Не кажется сам себе «умнейшей» и «добрейшей» личностью, то он
Будет всегда готов предположить
Свою вину.Зачем рассматривать поступки все свои
С их наилучшей, наиблагороднейшей стороны?
Что за наивность...
Откуда эта потребность изображать себя – перед собой и перед другими – Всепредвидящим и неошибающимся праведником?
Зачем идеализировать свои побуждения и успокаиваться
Только тогда,
Когда небывалый
Образ «чистоты» и «величия» воссияет
Под моим именем? Кто из нас
Свободен от небезупречных желаний и побуждений? Кто из нас
Прав от рождения и свят от утробы матери? Нет, мне надо еще научиться
Тому, что есть вина,
И как ее распознавать
И нести в жизни. Как же научиться
Этому? Прежде всего надо удостовериться в том, что  люди все,
Без исключения, пока они живут на земле,
Соучаствуют во всеобщей мировой вине;
Желанием и нежеланием, но также и безволием, и трусливым уклонением
От волевого решения;
Деланием и неделанием,
Но также и полуделанием
Или пилатовским «Умовением рук»8; чувствами
И и мыслями,
Но также и деревянным бесчувствием
И тупым безмыслием.
Мы соучаствуем в вине всего мира – непосредственно,
И через посредство
Других, обиженных или зараженных нами, и через посредство
Третьих, неизвестных нам, но воспринявших
Наше дурное влияние.
Ибо   все человечество живет как бы в едином
Сплошном духовном эфире,
Который всех нас включает в себя
И связует нас
Друг с другом. Мы как бы вдыхаем
И выдыхаем
Этот общий духовный воздух бытия;
И посылаем в него свои «волны» или «лучи», даже и тогда,
Когда не думаем об этом
И не хотим этого,
И воспринимаем из него чужие лучи, даже и тогда,
Когда ничего не знаем об этом.
Каждая лукавая мысль, каждое ненавистное чувство, каждое злое желание -
Незримо отравляют
Этот духовный воздух мира и передаются через него дальше и дальше.
И каждая искра чистой любви, Каждое благое
Движение воли,
Каждая одинокая и бессловесная молитва, каждый
Сердечный и совестный помысл – излучается
В эту общую жизненную среду
И несет с собою свет, теплоту
И очищение. Бессознательно
И полусознательно
Читаем мы друг у друга в глазах
И в чертах лица,
Слышим звук и вибрацию голоса,
Видим в жестах, в походке и в почерке многое
Сокровенное, несовершённое, несказанное
И, восприняв,
Берем с собою и передаем другим. Кащей бессмертный недаром
Обдумывает свои коварные замыслы.
Баба Яга
Не напрасно развозит в ступе свою злобу. Сатанисты не бесцельно
И не бесследно
Предаются своим медитациям9.
 Но и одинокая молитва Симеона Столпника10 светит миру благодатно
И действенно. А неведомые праведники, коими держатся города и царства,
Образуют истинную, реальную основу человеческой жизни.
Вот почему на свете нет
«Виновных» и «невинных» людей.
Есть лишь такие,
Которые знают о своей виновности и умеют нести свою
И общемировую вину,
И  есть такие,
Которые в слепоте своей не знают об этом и стараются вообразить
Себе и изобразить другим
Мнимую невинность свою.
Первые имеют достаточно мужества и смирения,
Чтобы не закрывать себе глаза на вину свою.
Они знают истинное положение
В мире, знают об общей связанности
Всех людей и стараются
Очищать и обезвреживать посылаемые ими духовные лучи. Они стараются
Не отравлять, не заражать
Духовный воздух мира, наоборот – давать
Ему свет и  тепло.
Они помнят о своей виновности и ищут верного познания ее,
Чтобы гасить ее дурное воздействие и не увеличивать тяжесть ее.
Они думают о ней спокойно и достойно, не впадая
В аффектацию преувеличения и не погрязая в мелочах. Их самопознание
Служит миру и всегда
Готово служить ему.Это – носители мировой вины, очищающие
Мир и укрепляющие его духовную ткань.
А другие – вечные беглецы, безнадежно «спасающиеся»
От своей вины:
Ибо вина
Несется за ними, наподобие древней Эриннии.
Они воображают, что отвечают лишь за то, что они обдуманно и намеренно Осуществили во внешней жизни
И  не знают ничего о едином мировом эфире,
И об общей мировой вине, в которой
Все нити сплелись в нерасплетаемое Единство. Они ищут покоя
В своей мнимой невинности, которая им,
Как и людям всем остальным,
Раз навсегда недоступна для них.
Как умно и последовательно они размышляют,
Как изумительна их сила суждения, когда они обличают
Своих ближних, показывают их ошибки, обвиняют их, пригвождают
Их к позорному столбу... И все потому, что им чудится, будто они
Тем самым оправдывают себя. Но как только дело коснется их самих,
Так они тотчас становятся близоруки, подслеповаты, наивны и глупы.
И если бы они знали, как вредят этим себе и миру они...
Они стремятся доказать себе, что они сами «очень хороши»
И «совершенно невиновны», что, следовательно, им
Не в чем меняться и не надо совершенствоваться.
Но именно вследствие
Этого лучи,
Посылаемые ими в мир,
Остаются без контроля и очищения, и мировой воздух,
Уже отравленный
И больной, впитывает в себя снова и снова
Источаемые ими яды
Пошлости, ненависти и злобы...Если я увидел и понял все это, то я
Стою на верном пути. Каждый из нас
Должен прежде всего подмести и убрать
Свое собственное жилище .С этого начинаю и я.
Итак, я не ищу спасения в бегстве. Я
Принимаю свою вину и несу ее
Отныне – спокойно, честно и мужественно. Наверное, будут
И тяжелые, болезненные часы; но эта боль –
Очистительная и полезная. Я буду
Искать и находить свою вину не только в том,
Что я совершил внешне, в словах и поступках, но и дальше, глубже,
Интимнее, в моих с виду не выразившихся, а, может быть, и неизреченных
Состояниях
Души, там, где начинается
Мое полнейшее одиночество и куда
Не проникает мое самопознание.
Везде – где у меня недостает любви и прощения; везде –
Где я забываю о едином «пространстве» и общем «эфире» духа; везде –
Где я перестаю служить Богу и делать Его Дело или где я нецелен
В этом служении.
Если я однажды понял мою вину, то мое сожаление
О ней должно стать истинным страданием, вплоть до раскаяния
И до готовности искупить ее; и главное, –
Вплоть до решения впредь стать иным и поступать иначе.
Так вырастает во мне настоящее чувство
Ответственности; которое будет
Отныне стоять как бы на страже каждого нового поступка.
Исследуя мою личную вину, я нахожу и распутываю сто других
Различных нитей, сцеплений и отношений к людям другим.
Медленно развертывается передо мною ткань
Общественной жизни; Я постепенно привыкаю воспринимать
И созерцать общий эфир духовного бытия, –
И вот я начинаю постигать,
Что я в действительности «посылаю»
В этот общий воздух, и что я из него «получаю».
Это научает
Меня верно измерять мою виновность и не падать под ее реальным Бременем.
Суровая, но драгоценная школа. Каждый шаг становится для меня
Ступенью, ведущей к укреплению духа и верного характера.
Не впадая в замешательство и не отчаиваясь,
Я вижу всю мою жизнь, как длинную цепь виновных состояний
И деяний –
И почерпаю отсюда все больше мужества и смирения.
И по мере того, как я достигаю этого, я получаю право
Исследовать вопрос о чужой вине; не для того, чтобы изобличать
Других и предавать
Их осуждению –
Потребность в этом все более исчезает во мне, но для того,
Чтобы вчувствоваться в их жизненные положения
И в их душевные состояния так,
Как если бы я каждый раз
Оказывался на месте виновного человека и как если бы его вина
Была моею виною .
Это значительно увеличивает и углубляет мой опыт виновности,
И я постепенно научаюсь нести не только свою вину,
Но и чужую: нести, т. е, преодолевать
Ее духом и любовью. Но, по правде говоря,
Мне еще далеко до этого..Овладею ли я
Когда-нибудь этим искусством, не знаю я.
Может быть,
И нет... Но одно не подлежит
Для меня никакому сомнению,
А именно, что это – верный путь...


Рецензии