Время патриархов

РАЙ
В течение последних шести тысяч лет мы живём не в раю, не райской жизнью, «лишены славы Божией» (Рим.3:23). Чем же нам может быть интересен рай?

Эдемский сад – это образ земли обетованной, Божия покоя, мира Божия, Божия Царства, которое есть праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17), Царствия Небесного. Существенные свойства райского сада – это мир и радость: мир Божий, Божий покой, и в этот мир был погружён человек, душа человеческая, наше человеческое «я». К нему то и обратился враг рода человеческого, который пришёл украсть, убить и погубить (Ин.10:10). Этот бунтарь, сМУТЬян возМУТил наше «я», поднявшееся из глубины нашей души, сказав нам, что мы и сами, без Бога можем быть богами сами себе. Мы взбунтовались и, отправившись этим, предложенным нам путём познания добра и зла, потеряли Божий мир и Божий рай.
 
ЧЕЛОВЕК
Почему рыб, птиц и земноводных произвела вода (Быт.1:20), растения (12), пресмыкающихся, зверей и скотов (24) земля, а человека сотворил Бог (27)? Потому что человек особенное живое существо, созданное вдохновением в физическое тело человека божественного дыхания жизни, которое сродни ощущению Божиих мира и радости, святого Божия присутствия, в котором человек получает способность быть живою душою: слышать Бога и слушаться Его.  Быт.2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Бог создал человека из праха земного. Адам – это земля, «адама» - краснозём. Подобно тому как и тела зверей, скотов и гадов Бог создал (Быт.1:25) из земли (24) путём биогенеза, так физическое тело человека Он создал из земли путём антропогенеза. В одной фразе «И создал Господь Бог человека из праха земного» схвачен весь процес антропогенеза вплоть до 4154 г. до н.э. (Быт.5:1,2). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Мы, люди, были созданы как единство Божественного дыхания жизни, души и физического тела. Душа человеческая – это единство Божественного дыхания жизни и физического тела человека. Бог создал нас жить по закону дыхания жизни и дал нам в сердца совесть, которая до времени молчала, потому что ей не о чем было говорить.

ПОДОБИЕ БОЖИЕ
Быт.5:1,2: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину, сотворил их». Человек, созданный по подобию Божию, – это единство мужчины и женщины в отношении принадлежности их друг ко другу в любви. Безошибочный Бог создал одного человека, мужчину, и сказал, что «нехорошо быть человеку одному». Бог создаёт человеку помошника, соответственного человеку, и делает это «не в лоб», не плоско. Он приводит к человеку всех животных, находящихся в его окружении, чтобы предоставить человеку опыт синергизма – взаимодействия Бога и человека – и показать человеку, что единственным помощником, соответственным ему, может быть только человек, и отношения между ним и его помощником должны быть не иными, как человеческими. Таким образом Бог создаёт семью – единство двух, состоящих в любви и совете, из которых один – ответственная любовь, другая –  кроткий и послушливый помощник, а вместе – образ и подобие Божие.

БОГ
Бог есть Элохгим (Быт.1:1). Он – единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг ко Другу в любви. Он есть любовь (1Ин.4:8). «Любовь от Бога» (7). «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Бог начал дело творения мира. Он продолжает его (Ин.4:17). Он приведёт свой народ к морю, переведёт через море и приведёт к обетованной стране.

СУББОТА
Быт.2:2,3: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». В законе Моисеевом сказано (Исх.20:8-11): «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В Лев.23:2,3 сказано, что в субботы «должно созывать священные собрания». Суббота – еженедельный праздник в памятование о Боге Творце.

ЖИВЫЕ ДУШИ
Живая душа – душа, живущая из Божественного дыхания жизни, а мёртвая – не живущая из него. Чтобы возможность души быть живой стала её действительностью, нам надлежало хранить памятование о Боге, пребывать в послушании Богу, быть благодарными Ему, взывать к Нему, благодарить, хвалить, славить Его, искать Его, не ощутим ли Его и не найдём ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:27,28).

ПЕРВЫЙ ЗАВЕТ
Только будучи живыми душами мы были в состоянии 1) наполнять землю живыми душами; 2) владычествовать над землёю и владеть ею (Быт.1:26-28); 3) возделывать и хранить свой сад и себя в нём (Быт.2:15); 4) не есть от дерева познания добра и зла (17). Нам надо было 5) соблюдать субботний день в памятование о Боге Творце (3); 6) есть  плоды с дерев (16). 7) жить по закону дыхания жизни. 8) жить в Доме Господнем, в Божием Царствии, Божием покое.

ЗАЩИТА И СВОБОДА
В раю мы имели семь степеней защиты от согрешения. Мы: 1) не знали зла; 2) не знали греха, бунта, непослушания;  3) не знали смерти; 4) имели тесные отношения с Богом; 5) имели заповедь взывать к Богу, благодарить, хвалить, славить Его, искать Его; 6) возделывать и хранить свой сад и себя в нём; 7) были предупреждены о тяжёлых последствиях вкушания от дерева познания добра и зла. И мы имели одну степень свободы – хитрого змея в Эдемском саду.

РАБОТА И ПРАЗДНООСТЬ
Наша забота была возделывать и хранить свой сад и себя в нём. Нынешняя наша забота – возделывать, поскольку не сохранили. Эта забота – наша работа. Наша работа требует нашего рабочего места и нашей заботы о чистоте нашего рабочего места. Вот что означает заповедь о возделывании своего сада и себя в нём. Несоблюдение этой заповеди означает праздность. Праздность есть грех и корень многих согрешений. 

СОГРЕШЕНИЕ
Однажды мы, услышав сатанинскую ложь, прельстились ею, знавшие Бога, как Бога, не возблагодарили Его, «но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное... сердце» наше, «называя себя мудрыми, обезумели», заменили Божию истину ложью, поклонились и послужили твари вместо Творца (Рим.1:21.22,25):  согрешили, стали грешными, плотскими, продавшимися греху (Рим.7:14), преобрели греховность, болезненную склонность к злым делам (Кол.1:21), преобрели лукавые и крайне испорченные сердца (Иер.17:9) стали грешными и мёртвыми от Эдема по рождению (Рим.5:12). Согрешение есть нарушение Божией заповеди, поклонение (послушание) сатане, а не Богу. Первое согрешение оказалось Великой катастрофой в истории человечества.

ТАМ ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО
Быт.3:6: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Наши прародители были безгрешны, невинны, имели тесное общение с Богом. Их тела были чисты, светлы, прославлены. После того, как жена поела от дерева познания добра и зла, она изменилась. Есть предположение, что Адам, увидав свою жену обезображенной, не во славе, в бедственном положении, ел с нею из любви к ней. Возможно так. Но когда они поели оба, уже две души стали мёртвами, потому что у них было утеряно святое дыхание жизни от Бога, которое близко присутствию Божию: Божию миру и Божией радости Святого Духа Божия. Они утеряли свой славный, подобный Божию образ, испугались «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (7) и скрылись «от лица Господа Бога между деревьями рая» (8). Когда они согрешили, в них заговорил голос совести, но был заглушён. Когда Бог спросил Адама «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (11), Адам стал защищать себя и уже не пылал любовью ни к жене и ни к Богу: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (12). В Адаме произошла та же перемена, что и в его жене. «Грех вошёл в мир и грехом смерть» (Рим.5:12). Говоря к людям и к змею, Бог сказал, что жена, прообраз Божия народа, родит Потомка, Который и семя Которого будет поражать змея в голову, а змей будет жалить его в пяту. Супруги уже осознали весь ужас утери райского сада и поняли смысл Божиих слов. Адам нарёк имя своей жене Ева (Жизнь), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт.3:20), и Ева свего первенца назвала Каином – Приобретение, потому что, сказала она: «приобрела я человека от Господа».(Быт.4:1), возлагая на него большие надежды.

АНАТОМИЯ ОБОЛЬЩЕНЬЯ
История грехопадения будет неполной, если мы внимательно не рассмотрим короткий диалог, происшедший между любимой женой Адама (назовём её Евой) и змеем. Быт.3:1-5: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Пришло время искушения. Бог ходит в раю во время прохлады дня (8). Адам, неясно где, хотя и где-то рядом. Любознательная Ева оказалась посреди рая у дерева познания добра и зла. Хитрый змей, заговоривший человеческим голосом поверг Еву в смятение: «Подлинно сказал Бог?». Змей пригласил Еву порассуждать самостоятельно (!!!) и трезво. До сих пор супруги из благодарности к любящему их их Создателю, Творцу вселенной, положившему Своё творение им под ноги, жили в полном доверии к Нему. Но змей – змей сомнения: «Подлинно ли?». Смущённая Ева путается в показаниях: «Не ешьте и не прикасайтесь,... чтобы не умереть». Змей не поправил слов Евы – он поправил слова Бога: «Нет не умрёте». Тем самым он объявил Бога лживым. Бог, утвержает змей, обманул людей, потому что знает Бог, что в день в который они вкусят плоды дерева познания добра и зла, откроются их глаза, и они станут, как боги, знающими добро и зло. Змей возроптал на Бога, предъявил претензии к Нему, обвинил Бога в коварстве. Оказывается у людей закрыты глаза. Они находятся в ином положении, нежели боги, знающие добро и зло. Змей возбудил в Еве зависть. «Я тоже такое же хочу: хочу как боги, хочу быть богом, хочу быть богом сама, хочу быть сама, хочу быть сама без Бога». Змей побудил Еву к бунту против Бога, к непослушанию, ко греху. Быт.3:6: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Не так ли и мы, когда слышим голос Бога и ожесточаем свои сердца (Евр.3:7,8), поступаем не по Богу, но по трезвому рассуждению.

ВТОРОЙ ЗАВЕТ
Поскольку мы нарушили первый завет, Бог заключил с нами второй. Нам надо было 1) соблюдать субботний день в памятование о Боге Творце; 2) есть  плоды с дерев; 3) плодиться, размножаться и наполнять землю; 4) возделывать свой сад и себя в нём; 5) жить по закону совести.

АДАМ И ЕВА
Быт.3:21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Супруги покаялись. За них была принесена заместительная жертва. Их грех был покрыт принесением жертвенных животных согласно Лев.4., и им было прощено (20). Бог совершил с ними это для того, чтобы они не умерли физической смертью, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23), но принесение жертвенных животных «через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело... и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:13,22). Адам и Ева были полны раскаяния. Кротчайший Силуан, удостоившийся Встречи с Богом в начале своего служения, писал: «Душа Адама была совершенная в любви Божией и знала всю сладость рая, но была неопытна, и не отразил он искушения Евы, как отразил искушение своей жены многострадальный Иов (Иов.2:9,10)... Душа, потерявшая благодать, скучает по Владыке и плачет, подобно Адаму по изгнании из рая. И никто тогда не может утешить её, кроме Бога. Слёзы Адама были велики и текли ручьями, смочая лицо, и грудь, и землю; и воздыханья его были глубоки и сильны подобно кузнечному меху. Он вопиял: «Господи, возьми меня паки (то есть снова) в рай»». И ещё. «Любовь Господня горяча и не даёт помнить землю. Кто испытал её, тот неутомимо день и ночь ищет её и влечётся к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за всё сие уходит благодать, и опустошённая и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая. Слёзно взывал Адам к Богу: «Скучает душа моя по Тебе, Господи, и слёзно ищу Тебя. Воззри на скорбь мою и просвети тьму мою, да возвеселится душа моя. Я не могу Тебя забыть. Как забуду Тебя? Твой тихий, кроткий взор привлёк мою душу, и радовался дух мой в раю, где я видел лицо твоё. Как забуду я рай, где любовь Отца Небесного веселила меня»». Подобно тому как Пушкин во всех своих великих творениях говорит своё, Силуан здесь говорит о себе. Раскаявшиеся и прощённые Адам и Ева, изгнанные из рая, поселённые в Эдеме к востоку от райского сада, стремились в рай. Потому Бог «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Адам и Ева верили в Бога, искали Его (Деян.17:26-28), призывали Его имя соблюдали заповеданные им субботы (Быт.2:2,3), в которые совершали священные собрания в памятование о Боге Творце неба и земли (Лев.23:3). Они утратили жизнь по закону Божественного дыхания жизни, но Бог оставил им жизнь по закону совести, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда... Бог будет судить тайные человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:14-16). Потому Ева свего первенца назвала Каином – Приобретение, потому что, сказала она: «приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1).

КАИН И АВЕЛЬ
Однако Преобретение оказалось Преобретателем. Каин искал своего, шёл от лица Господня. Он занялся земледелием (Быт.4:2), не жил сердцем в шатрах своих родителей (Быт.25:27), ноги его не жили в их доме (Пр.7:11). Адам и Ева были разочарованы в Каине. Потому второго своего сына они назвали Авель – имя, которое означало нечто ничтожное и тщетное: «пар», «суета», «плач». Но Авель не был ничем, а был почитавшим себя ничем. Он был пастырем овец (Быт.4:2), сердцем жил в шатрах своих родителей, не искал своего, а того, что угодно Богу (Флп.2:21). Авель верил в Бога, искал Его, не шёл от лица Господня, а приближался к Богу, призывал Его имя, хранил памятование о Боге, жил по закону совести. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Каин «был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3:12). Авель принес Богу жертву верою. Каин принёс жертву языческую. Язычники поклоняются и служат твари вместо Творца (Рим.1:25), но суть языческой жертвы не в том, кто бог, какому служат, но какой бог. Язычники приносят своим идолам всевозможные жертвы, в том числе и человеческие, чтобы умилостивить идолов, чтобы идолы были милостивы к ним. Каин искал не Бога, а Божиих благословений. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». Оттого Каин сильно огорчился, и поникло лицо его, что он не увидел Божиих благословений, которых ожидал после принесения жертвы. Каин не внял Божиим наставлениям, взбунтовался, убил брата, ушел от лица Господня, пошёл каиновым путём (Иуд.1:11).

СИФИТЫ
Быт.4:25: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин». Сиф (ивр. «положение», «основание», «утверждение»). На этот раз Ева оказалась точной в наречении своего сына. Сиф входит в родословие Иисуса Христа. Сифовы избрали приближаться к Богу, а не уходить от Его лица. Покуда мы жили в раю, мы жили по закону дыхания жизни, какой Бог положил для каждого из нас, и были осуждены по этому закону. Но по грехопадении потеряли способность жить по закону дыхания жизни. Бог положил нам, жившим до пришествия закона Моисеева, а по пришествия закона Моисеева язычникам другой закон – закон совести, по которому все, верующих иудеев и христиан будут судимы. Сифовы избрали жить по совести. У Сифа, родившегося в 4024 г. до н.э., в 3919 году родился сын Енос, Енос сын Сифа (ивр. Энош бен шет – слабый, немощный). Слабость Еноса надо разуметь как слабость Авеля, почитавшего себя ничем, свои надежды возлагавшего на Бога. Во дни Еноса стали призывать имя Господа, называться Его именем (Быт.4:26). Под призыванием имени Иеговы отцы Церкви понимают как отвлечение от земного и сосредоточение на небесном, как внутреннее сосредоточенное памятование о Боге, как стяжание умного вопля сердца, как организацию общественного богослужения. Сын Еноса Каинан – Приобретение (в его положительном значении), ещё «Плач» - сожаление о грехе. Внук Еноса – Малелеил (Хвалящий, Прославляющий Бога), что говорит об интересе сифитов к торжественному призыванию и прославлению имени Господа. Енох, седьмой от Адама, ходил перед Богом «и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). Евр.11:5,6: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Верующие ищут Бога, а неверующие не ищут Его. Это относительно призывания имени Господа. Что касается «называться Его именем», то сифиты стали называться сынами Божьими, в отличие от каинитов, названных сынами человеческими (Энциклопеди;ческий слова;рь Брокга;уза и Ефро;на).

КАИНИТЫ
Второй после Первого согрешения Великой катастрофой в истории человечества стал бунт Каина и каиновых против Бога. Каиновы стали заниматься земледелием. Каиниты искали не Бога, а Его благословений (Быт.4:5), бунтовали против Бога (6-8). За убийство брата Каин был проклят от земли (11). Когда идущие путём каиновым возделывают землю, она не даёт им более своей силы для них. Они становятся скитальцами и изгнанниками на земле (12). Убивают друг друга (14,15). Каиниты идут от лица Господня. Сначала они поселились к востоку от Эдема, стали строить города (16,17), занялись кочевым скотоводством, стали играть на гуслях и свирели, изготавливать орудия из меди и железа (20-22), и всё, что они ни делали, они делали от себя, по своему разумению, в своё имя, без Бога.

СМЕШЕНИЕ
Третьей после Первого согрешения Великой катастрофой в истории человечества стало смешение сифитов с каинитами, Божиих с человеческими. Быт.6:3,5,7-9: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». Люди дошли до крайней степени себялюбия и разврата, помышления сердец их были зло во всякое время, всякая плоть от человека до скотов, и гадов и птиц небесных «извратила путь свой на земле... И воззрел Бог на землю, и вот она растленна» (12). Земля от людей наполнилась злодеяниями (14).

ВРЕМЯ ПОТОПА
Ной родился в 3099 году (Быт.5:28,29). В 2619 году, за 120 лет до потопа, Бог дал Ною повеление о строительстве ковчега. «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». В течение 120 лет Ной со своею семьёю строил ковчег спасения. В 2499 г. до н.э. (Быт.7:6) в результате падения кометы или астероида в в юго-западной части Индийского океана, потоп пришёл на землю. Всё человечество в это время было сосредоточено в районе к востоку от Эдема, расположенного в истоках Тигра и Евфрата (Быт.2:15), и кроме семьи Ноя погибло в водах потопа. Ковчег остановился на Араратских горах (Быт.8:4). Потоп завершился в 2498 году (13,14). Спасшиеся вновь поселились на своей земле  на востоке (Быт.11:2).

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
У Сима, отца евреев – всех сынов Еверовых (Быт.10:21), столетнего, родился Арфаксад через два года после потопа (Быт.11:10) в 2496 году. Его сын Сала родился в 2461 году (12). Его сын Евер родился в 2431 году (14). В его дни строилась и возможно была разрушена Вавилонская башня, потому что своего сына, родившегося в 2397 году (16) он нарёк Фалеком (ивр. Пелег – рассечение, разделение), «потому что в дни его земля разделена» (Быт.10:25). В то время на земле «был один язык и одно наречие» (1). Советские лингвисты Тамаз Валерианович Гамкрелидзе и Вячеслав Всеволодович Иванов, исходя из близости праиндоевропейского, семито-хамитского и кавказских языков, утверждают, что семья Ноя говорила на праиндоевропейском языке. Сын Хама Хуш родил Нимрода, который «стал силён на земле. Царство его вначале составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар»  (Быт.10:6,8,10). «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.11:2). История определяет центром первого объединения людей восточно-семитский город Киш на севере Южной Месопотамии. В восемнадцати километрах к западу от Киша расположен Вавилон. Этот город и башня «высотою до небес» были построены (Быт.11:3,4) в нём потомками Ноя. В это время человечество искало решения своих проблем в единстве, но без Бога. На место противоставившему себя Богу индивидуализма было поставлено коллективное «я» человечества. Господь разрушил безумную затею людей, смешав их язык так, чтобы один не понимал речи другого. От Вавилона Он рассеял людей по всей земле (Быт.11:7,8), и на страницах Библии тщательно описана география расселения людей по народам, племенам и странам.

ФАРРА
Среди потомков сыновей Ноя были и сыны Сима – потомки Ассура, Елама, Луда, Арама и Арфаксада (Быт.10:22). В Ассуре мы узнаём ассирийский народ и ассирийское царство. От Елама в дальнейшем произошёл Элам – одно из могущественных царств Междуречья на северо-восток от Персидского залива со столицей Сузы. Луд – родоначальник лидийцев и страны Лидии на западе современной Турции. Потомки Арама – арамеи. Арамеи – семиты. Арфаксад родился через два года после потопа (Быт.11:10) в 2496 году. Когда Арфаксаду было  220 лет, в седьмом поколении от него родился Фарра (2276-2061). В 2206 году у Фарры в Уре халдейском родились Аврам, Нахор и Аран, который умер в Уре, оставив сына своего, Лота. Фарра взял Аврама, его жену, Сару, и Лота и вышел из Ура, чтобы идти в Ханаан, но дойдя до Харрана, остановился там.

ЛЕХ-ЛЕХА
В 2131 году в возрасте 75 лет, когда Еверу исполнилось 300 лет, Аврам с Сарою и Лотом вышли из Харрана. Аврам – первый человек в Библии, названный евреем (Быт.14;13). Аврам ходил с Богом. В том, что Фарра вышел из Ура халдейского Авраам пошёл по стопам отца. Бог не сказал Авраму в какую землю ему идти. Не смотря на это Аврам не отступил. Бог сказал Авраму: «Пойди», на иврите «Лех-леха» - «Идя, иди» или «Иди себе», или «Иди к себе». Это слово заключает в себе всё содержание пути Аврама, как в смысле верности избранному курсу, твёрдости веры и направления двжения от себя, искажённого грехом к себе истинному и настоящему. Авраам – образ Божия народа. Существенная характеристика Авраама твёрдая вера, доверие к Богу. В процессе хождения Аврама, в его испытаниях, его вера растёт и укрепляется, дойдя до высокой степени послушания, когда он приносит в жертву Исаака. Бог в силах сделать из нас Божиих людей через нашу веру в Бога, наше доверие к Нему.

АВРААМ
Быт.12:1: «И сказал Бог Авраму». Это может указывать на близкие отношения Аврама с Богом.  Бог говорит Авраму, чтобы он ушёл из своей страны, от своей родни, из дома своего отца в страну о которой не знает, куда идёт. Это образ каждого из нас, пошедшего за Богом по слову Его. Обетование о том, что Аврамом будут благословляться все земные племена – это пророчество о Мессии (3). Аврам по слову Бога приходит в Ханаан, о котором Бог говорит Авраму (7): «Потомству твоему отдам Я землю сию». Аврам ставит жертвенник Господу в Вефиле. По случаю голода в Ханаане Аврам спускается в  Египет – это указывает на грядущее египетское рабство. Здесь поведение Аврама определяется как малодушие, но Бог учит Его полагаться на Него. Затем Аврам возвращается к жертвеннику в Вефиле и там расходится с Лотом. История с Лотом – иллюстрация к слову «Блаженны миротворцы» (Мтф.5:9).

Когда Аврам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве (ныне царская долина) и Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, царь Салимский, вынес ему хлеб и вино. Священник Эль Элиона, царь Иерусалима, Малки-Цедек (мой царь - справедливость) преподносит Авраму знаки гостеприимства (Быт.14:18). Господь говорит Господу Давидову: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109;1,4). Мелхиседек – прообраз Мессии. Евр.7;1-16.

После этих событий «было слово Господа к Авраму в видении» (Быт.15:1). Бог сказал: «тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником... И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (4-6) Это было пророчеством о Мессии. Также Бог сказал Авраму: «потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении... в четвертом роде возвратятся они сюда» (13,14,16). Это было пророчеством о египетском рабстве.
 
Когда Авраму было девяносто девять лет, в 2107 году, Иегова (Господь) сказал Авраму: «Я Эль Шаддай (Бог Вседержитель); ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17;1). Хождение пред Богом – условие хождения с Ним. «Ты будешь отцом множества народов... Имя тебе Авраам (отец множества)... произведу от тебя народы и цари произойдут от тебя (4-6). Это было пророчеством о Мессии (Гал.3;16,17).
Также Бог поставил с Авраамом вечный завет о том, что Он будет Богом Авраама и его потомков, они же должны исполнять завет об обрезании, которое есть знамение завета. Во все поколения должен быть обрезан всякий младенец мужского пола из потомков Авраама и всякий, рождённый в доме, купленный за серебро у иноплеменников, из других народов. Евреи – не этнос и не национальность. Евреи – это народ завета, который Бог подтвердит с сыном Авраама, Исааком и потомством его заветом вечным (Быт.17;7-12,19). Отныне имя Сары (Госпожи) Сарра (15). Она родит Аврааму сына, Исаака, в следующем 2106 году в то же самое время. Совершенно необъяснимым образом Всевидящий (Быт.16;13) и Всезнающий (Ин.21;17) Бог предвидит и предзнает всё.

Бог повелевает Аврааму принести Исаака в жертву всесожжения на одной из гор в земле Мориа. Земля Мориа – Иерусалим, земля воскурения (мирро, мор). Авраам в послушании идёт исполнять Господню волю. Он исполнен веры. Он говорит отрокам, бывшим с ним (5): «Останьтесь здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Имея обетование, он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить Исаака (Евр.11;17-19). Поклонение есть послушание Божьему слову. По дороге Исаак начал говорить Аврааму (Быт.22;7,8): «Отец мой!... вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Далее они шли исполнять Божие повеление вместе. Некотрые еврейские мудрецы связывают время этого события со смертью Сарры, происшедшей в 2069 году (Быт.23:1). Тогда «отроку» Исааку 37 лет. Иисус Христос был распят в этом возрасте. Предположение интересное, но представляется несколько притянутым. Более убедительным мне кажется, что Исааку в это время было 15 лет, что соответствует сорока годам хождения Авраама после выхода его из Харрана. История с принесением в жертву Исаака – пророчество о Мессии. Когда Авраам совершил это, Бог подтвердил завет с Авраамом о народе и Мессии (16-18). Затем Авраам и Исаак возвратились в Вирсавию и жили в Вирсавии.

ИЗМАИЛ
Во время своего хождения Авраам не был одинаково верующим, но он оставался твёрд, возрастал в вере и стал отцом всех верующих. Поскольку Сара была неплодна, она предложила Авраму свою служанку, египтянку Агарь, чтобы иметь детей от неё. «Аврам послушался слов Сары» (Быт.16:1,2). Похоже, что супруги по своему рассуждению и не с оглядкой на Бога так согласились исполнить Божие обетование «Тот, кто произойдёт из чресел твоих, будет твоим наследником» (Быт.15:4). Агарь зачала от Аврама и, зачав, она, рабыня Сары, взбунтовалась, стала презирать свою госпожу (4). Сара обиделась, стала обвинять в своей обиде мужа и сказала ему (5): «Пусть Господь будет судьею между мною и между тобою». Аврам сказал Саре: «Твоя служанка в твоих руках, делай с нею что тебе угодно». Сара стала притеснять служанку и Агарь убежала от неё (6). «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру:... Откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей... Возвратись к госпоже своей и покорись ей... умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества... ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое» (7-11). Имя Измаил (ивр. Ишма-эль – Слышит Бог). «Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих... Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил» (12,15). Измаил родился в 2120 г. до н.э. (16). В 2107 году Бог сказал Аврааму об Измаиле: «Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год... И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его»  (Быт.17:20-25). После того как в 2106 году у Авраама родился сын Исаак Измаил стал насмехаться над Исааком (Быт.21:9). Сара сказала Авраму, чтобы он выгнал Агарь и Измаила, потому что не наследует сын рабыни с сыном госпожи (10). Это было неприятно Аврааму ради его сына Измаила. Но Бог сказал Аврааму: «Не огорчайся, но во всём, что скажет тебе Сара, слушайся её, ибо через Исаака твоё потомство по обетованию». Авраам отпустил Агарь. Она заблудилась в пустыне Вирсавии. Она оставила сына, села вдали и плакала. Бог услышал голос Измаила и сказал Агари: «Встань, подними сына, возьми его за руку, ибо я произведу от него великий народ». Бог был с ним. Он жил в пустыне Фаран (Паран) внутри Синайского полуострова. Он сделался стрелком из лука. То, что Измаил, выросший в семье пастуха овец, стал стрелком из лука, говорит о том, что он не жил сердцем в шатрах своего отца, ноги его не жили в доме отца. Агарь взяла Измаилу жену, египтянку (Быт.21:10-21). У Измаила родилось двенадцать сыновей – родоначальников двенадцати племён. Они жили от Хавилы до Сура. Это восточная часть Аравийского полуострова (Быт.25:16,18). На сегодняшний день существуют только два многочисленных народа, которые невозможно исчислить. Это христиане и мусульмане. Одни потомки Исаака, другие – Измаила.

ЛОТ
Лот племянник Аврама, сын его брата Арана, умершего в Уре Халдейском. Когда Аврам в 2131 году вышел из Харрана, с ним пошёл и Лот. Аврам взял Лота (Быт.12:4,5). Это показывает, что Аврам нечисто исполнил  Божие повеление «Пойди от родства твоего». Мы не знаем как бы сложилась судьба Лота, поступи Аврам иначе, но произошло так, как произошло, и стала непоместительна земля для обоих, чтобы жить им вместе. «И был спор между пастухами скота Авраамова и пастухами скота Лотова... И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою» (Быт.13:6-8). Аврам творил мир. Он сказал Лоту: «Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (9-11). Аврам предлагает Лоту свободный выбор. Лот делает выбор по плоти, без оглядки на Бога. «Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (12,13).

Во время войны царей в долине Сиддим, где ныне Солёное море (Быт.14:3), перед 2121 г. до н.э. царь Кедорлаомер с союзниками «взяли всё имущество Содома и Гоморры и... Лота,... жившего в Содоме, и его имущество, и ушли» (11,12). Тогда Аврам, вооружив 318 своих, рождённых в его доме, рабов с двумя своими союзниками, амморриянами победил Кедорлаомера с союзниками и возвратил всё имущество и народ с женщинами и детьми, и Лота (14-16). Когда он возвращался после победы, содомский царь Бера (2) и царь Салима Мелхиседек вышли к нему в долину Шаве, что ныне Царская долина (17). Пастух Аврам стал известным среди царей царём – победителем. Содомский царь предложил Авраму всё имущество Содома. «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (21-23).

МЕЛХИСЕДЕК
Мелхиседек (ивр. Малкицедек, от малки «мой царь» и  цедек «справедливость») – царь справедливости, царь правды. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес (Авраму) хлеб и вино,- он был священник Бога Всевышнего». Левит Асаф, один из трёх начальников над певцами (1Прлп.6:39) в Пс.75:2,3 сообщает, что до того, как в Иерусалиме в 999 г. до н.э. (3Цар.6:38) Соломоном был построен Первый иерусалимский храм, был известен «в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». Сион – это восточный холм Иерусалима, нижний город или город Давида, позднее названный Храмовой горой (ивр. Хар а-Баит), она же Хар а-Море, гора Мориа, на которой Соломон построил храм (2Прлп.3:1), – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь. Этимология названия Сион неясна – возможно «цитадель», «укрепление на холме», «сухое место». Действительно, под стенами Храмовой горы имеются следы древней крепости, что позволяет предполагать, что в XXII веке до нашей эры на горе Мориа, на территории царства, жители которого поклонялись Богу Всевышнему, существовал жертвенник, защищённый мегалитическими стенами. Аврам, поразивший царей, отделил Мелхиседеку, царю Салима, то есть царю мира десятину от всего (Евр.7:2). Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего, «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (3). Сам Левий, принимающий десятины, был ещё в чреслах Аврама, когда Мелхиседек вышел к Авраму (10) «и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли... Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:19,20). «Без всякого прекословия меньший благословляется большим... И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его... И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной... Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:7,9,10,15,17). Пс.109:4: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Мелхиседек сказал (Быт.14:20): «Благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». Избавление Лота Аврамом не было произвольным решением Аврама, но исполнением им Божьей воли.

СНОВА ЛОТ
В 2107 году, у дубравы Мамре, близ Хеврона, расположенного в 30 км к югу от Иерусалима, Аврааму явились три Ангела, когда он во время дневного зноя сидел при входе в свой шатёр (Быт.18:1). Авраам встретил их со всем гостеприимством (2-7). Поев (8) они встали и отправились к Содому. Аврам пошёл проводить их. Господь (Иегова) сказал Аврааму что идёт узнать «точно ли содомляне поступают так, каков вопль на них». Этой фразой Он поощрил Авраама к рассуждению на эту тему. Два Ангела «пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа». Авраам ходатайствует пред Господом за жителей Содома. Бог радуется сердцу Авраама. Он Сам не истребит Содом ради десяти праведников (16,21,22-33). Но в городе не нашлось и десяти праведников.
 
Два Ангела пришли в Содом «вечером, когда Лот сидел у ворот Содома». Городские ворота по древневосточным обычаям были местом прогулок, дружеских и деловых встреч, там обсуждались вечерние известия, судебные и торговые дела. Сидевший у ворот города Лот был в курсе дел преступного Содома. В курсе, как оказалось, была и жена Лота и две его дочери. От Мамре до Содома через горы 50 км, а по дороге 90 км пути. К вечеру достигнуть Содома Ангелы могли только сверхъестественным образом. Лот, не зная, кого он встречает (Евр.13:2), встретил двух Ангелов с необыкновенным гостеприимством, потому что, говорил он «они пришли под кров дома моего» (Быт.19:1-8). «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (12). Бог хочет, чтобы с праведником спаслась его семья. «И вышел Лот,  и говорил с зятьями своими... Но зятьям его показалось, что он шутит» (14). Какая типичная ситуация. «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда,- он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь... Потому и назван город сей: Сигор» (15-21). Бог повелел Ангелам вывести семью Лота из развратного Содома. Но Лот медлит. Его плотское связывает его с Содомом. Ангелы вывели семью из Содома. Ангел наставляет их нигде не оглядываться и спасаться на гору. Так следует идти за Господом. Сознавая свои малодушие и склонность к колебаниям и компромиссам, Лот отказывается спасаться на гору и упрашивает Ангела дать ему бежать в «сей город», потому что он мал. Сигор (ивр. цоар – «малый, небольшой»). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (24). «Господь от Господа». Отцы и учителя Церкви видят здесь указание на Отца и Сына. «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (26). Жена Лота находила в Содоме нечто дорогое её сердцу. «И было, когда Бог истреблял города окрест¬ности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребле¬ния, когда ниспровергал города, в которых жил Лот» (29). Здесь мы находим указание на то, что своим спасением Лот и его дочери обязаны долгим молитвам Авраама. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим, а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (30-38). Бог приготовил место Лоту в Сигоре, но Лот вышел из Сигора и стал жить в горе. В результате всё это произошло с его дочерьми. Дочери сознательно и со знанием дела совершили это. Они хорошо знали как содомлянки решали проблему деторождения в своём городе, поражённом содомским грехом. Имя Моав означает «от отца». Имя Бен-Амми – «Сын рода моего».

ИСААК
Исаак родился в 2106 г. до н.э. Исаак (ивр. Ицхак – «будет смеяться» или «он засмеётся» или «радостный смех»). Сама мысль, что от столетнего, будет сын и Сарра девяностолетняя родит казалась смешной и для Авраама (Быт.17:17) и для Сарры (Быт.18:12-15). Сарра сказала (Быт.21:6): «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Измаил стал насмехаться над Исааком (Быт.21:9). Даже анекдоты про Абрама и Сару – смех.

Исаак по определению Божию единственный сын Авраама по обетованию и единственный его наследник, ибо не наследует (10) сын рабыни с сыном госпожи её. После этих происшествий (Быт.22:1,2) Бог искушал Авраама, говоря, «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Остаётся неясным была ли эта гора в земле Мориа той, на которой Соломон впоследствии построил Первый иерусалимский храм или нет. Авраам с сыном и двумя отроками пришли к горе, «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (5). Поклоняться Богу значит быть послушным Ему. Авраам возложил на Исаака дрова для всесожжения, взял огонь и нож, и пошли оба вместе (6). Исаак начал говорить Аврааму: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (7). «Авраам сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» И шли далее оба вместе» (8). Далее это деяние они совершили оба вместе. Они поклонились Богу оба вместе. Совершённое было прообразом жертвы Иисуса Христа. Послушание, которого в своём служении достиг Авраам, стало отправной точкой служения Исаака. Если Авраам – это всё возрастающая и укрепляющаяся вера, доверие Богу, то Исаак – это кротость, смирение и послушание до смерти, и смерти крестной (Флп.2;8).

Исаак в послушании принимал всё от руки Божией. Авраам, будучи пророком, сказал рабу своему, домоуправителю, Елиезеру из Дамаска (Быт.15:2): Господь (Быт.24:7) «пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Господь прямым путем привел раба в Харран (Быт.28:10), к дому Нахора, к дочери его сына Вафуила, именем Ревекка (Быт.24:24,27). Ревекка стала женой Исаака.  «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина» (Быт.25:20). Это произошло в 2066 году. Из посредничества Лавана можно сделать вывод, что к тому времени Вафуил уже умер и старшим в доме был Лаван. Господь благословил Исаака изумительной доброты, услужливой, красивой (Быт.24:16-21), любимой, любящей Бога и уповающей на Бога женой. Когда Ревекка зачала, сыновья в утробе её стали биться. Ревекка пошла вопросить Господа. «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». В 2046 году Ревекка родила Исааку первенца Исава (др-евр. Эсав - волосатый) и второго сына Иакова (др-евр. Яаков – пята, след), обозначающее «следующий по пятам за кем-то». Другого значения у имени «Иаков» нет. Исав стал человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков был кротким человеком, живущим в шатрах своего отца. Здесь указано существенное и, скажем, судьбоносное различие в характерах этих людей, различие, которого не мог не замечать Божий человек, Исаак. Но, сказано далее, «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт.25:27,28). Кто-то говорит, что Библия не умеет смеяться.  «Любил Исава, потому что дичь его была ему по вкусу». Это же не серьёзно. И что же в семье Исаака не было согласия? Здесь мы обнаруживаем величественную мудрость прародителей. Исаак любил Исава потому что к менее благородным и менее совершенным  должно прилагаться большее попечение (1Кор.12:23,24), но и Иаков не остался без любви, заботы и наставления.
 
Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:1–5). Голод – это острая недостача чего-либо, необходимого для жизни, и мы знаем, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Вт.8:3). На этот раз голод был сверх того, который был во дни Авраама. Подобно Аврааму Исаак «спускается», но не в Египет, куда Господь запретил идти Исааку, возможно, вследствие большей слабости Исаака, а в Герар – долину и город и на юге Палестины, у границы с Египтом в 12 км от Газы. Авимелех (др-евр. отец мой царь ) – скорее не имя, а наименование царя герарского, подобно египетскоиу фараону. Для того, чтобы укрепить Исаака, Бог подтвердил ему благословения и обетования, которые имеет он и его потомство ради Авраама. Не смотря на это, Исаак проявил такое же малодушие, как и Авраам, и так же как с Авраамом, Господь показал Исааку, что не от него, а от Господа победа. Также, как Авраам, Исаак возвратился от авимелеха с прибытком, поселился в Вирсавии (Быт.26:33), в районе Беер-Шевы, городе на юге Палестины. Затем Исаак 136 лет в 1970 году благословил Иакова вместо Исава. Иаков убежал от гнева брата к Лавану, и через 14 лет, которые он отработал у Лавана за Рахиль, Рахиль в 1956 году родила девяностолетнему Иакову Иосифа. После этого через шесть лет, в 1950 году, Иаков вышел от Лавана и поселился в Самарии перед Сихемом (Быт.33:18), городе севернее Вефиля, затем перешёл в Вефиль (Быт.35:6), оттуда в Вифлеем, где Рахиль родила Вениамина и умерла при родах (18,19), затем возвратился к отцу в Хеврон. Исаак умер в возрасте ста восьмидесяти лет в 1926 году.
   
ИАКОВ
Иаков (др-евр. Яаков – пята, след), обозначающее «следующий по пятам за кем-то». Другого значения имени «Иаков» нет. Первенец Исаака, Исав, своевольный человек, искусный в звероловстве, человек полей; а Иаков кроткий, живущий в шатрах своего отца. (Быт.25:27,28). Если Авраам – это крепкая и укрепляющаяся вера в Господа, Исаак – вера в Господа и послушание Ему, то Иаков – это вера в Бога, послушание Ему и ревность по Богу. Ревекка, мать Иакова, имела откровение о том, что из её сыновей меньший возвысится над большим. Иаков душою сознавал, что не имея первородства он не может расчитывать на духовное наследие, обещанное Аврааму. Иаков сварил кушанье из чечевицы, «а Исав пришел с поля усталый» и сказал Иакову: «дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. (др-евр. красный). «Но Иаков сказал Исаву: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал ему: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову... и пренебрег Исав первородство» (29-34). Это было сокрыто от Исаака, отца их, но для Бога Исав уже не первенец. В глазах Бога пренебрежение Исава к первородству преступление большее, нежели «обманы» Иакова. В 2006 году сорокалетний Исав взял в жёны двух хетеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт.26:34,35).

Когда Ревекка узнала, что Исаак хочет благословить Исава пред лицом Господним (Быт.27:7), она сказала Иакову (8-10): «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею». Ревекка в духе твёрдо и уверенно осуществляет план, определённый для Иакова Богом. Иаков приходит к отцу за благословением. Состарившийся Исаак с притупившимся зрением сомневается: «Отчего ты так скоро пришёл?», «Подойди, я ощупаю тебя... Голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы... Ты ли сын мой Исав? Подойди, поцелуй меня, сын мой... И благословил его». Несомненно Исаак был на стороне Исава, но ясно, что Бог был на стороне Иакова. Когда Исав пришёл к Исааку за благословением, Исаак пророчески сказал Исаву: «Ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей», что и совершилось в судьбе Едома.
   
В 1970 году Иаков уходит из Вирсавии в Харран, в дом своего деда Вафуила, чтобы взять себе жену из дочерей своего дяди Лавана. Исаак благословляет его благословением Авраама (Быт.28:10,2-4). Бог в городе Луз, названном Иаковом Вефилем (др-евр. Бейт-Эйль – Дом Бога) также благословил Иакова и сказал: «Вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (15). Иаков пришёл в Харран. Он увидел младшую дочь Лавана Рахиль и полюбил её. И служил Иаков у Лавана за его дочь Рахиль  без недели семь лет. Вечером Лаван хитростью дал Иакову свою старшую дочь Лию. Утром Иаков, обнаружив подмену, сказал Лавану. Лаван сказал Иакову: «Окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь других лет». Иаков так и сделал. И Лаван дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. Иаков любил Рахиль больше, чем Лию. Господь увидел это и дал сыновей Лие: Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Тогда служанка Рахили Валла родила Иакову Дана и Неффалима. Лиина служанка Зелфа родила Гада и Асира. Лия родила сыновей Иссахара, Завулона и дочь Дину. Рахиль родила Иосифа через 14 лет после поселения Иакова в Харране, в 1956 году. Иаков служил у Лавана ещё шесть лет (Быт.31:38) и хитростью приобрёл весь мелкий скот Лавана, но Бог был с ним и хитрость эта была совместной с Богом (11-13), как, думаю, и все другие хитрости Иакова. Лия  и Рахиль сказали Иакову: «Всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе» (14-16). Разные комментарии высказывают разные мнения по поводу похищения Рахилью идолов у Лавана. Лаван говорит (30): «Зачем ты украл богов моих?». Для Лавана идолы – боги, хранители домашнего очага. Их утеря должна была бы обескуражить Лавана, лишить его опоры, надежды, бодрости. Я полагаю, что с этой целью, а не столько по собственному расположению к идолам, Рахиль похитила идолов у Лавана. Бог хранит Иакова (24). Иаков вышел от Лавана в 1950 году, перешёл Иордан, чтобы идти к отцу своему в Хеврон. Избавившись от опасности со стороны Лавана он оказался перед угрозой со стороны Исава и нуждался в укреплении. И встретили Иакова Ангелы Божии, ополчение Божие (Быт.32:1,2). Исав вышел к нему из Сеира – местности на юге Палестины между Красным и Мёртвым морями на юго-восточной окраине Моава – и с ним 400 человек (3,6).  Иаков молился Богу (9-12), послал пред собою дары Исаву, и остался один, и боролся Некто с ним до появления зари, и сказал отпусти Меня, ибо взошла заря. И сказал Иаков: не отпущу, пока не благословишь меня. И сказал Он: отныне имя тебе будет Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь. И нарёк Иаков тому месту имя Пенуэл, что значит «лицо Божие» (24-30). Иаков укротился пред Исавом, и увидел лицо Исава «как бы кто увидел лицо Божие», и Исав был благосклонен к нему (Быт.33:3,10). Происшедшее, как я нахожу, было следствием мудрого и благочестивого под Божиим водительством воспитания сыновей в доме Исаака и Реввекки. Исав возвратился в Сеир (16). Исав, он же Едом, отец Идумеев (Быт.36:1,43).

ЗАБЫВЧИВОСТЬ БОГА
Затам Иаков поселился пред Сихемом (18), где сын сихемского князя сделал насилие Дине, дочери Лии. Симеон и Левий коварно отомстили жителям Сихема, умертвив всех мужчин, а потом сыновья Иакова разграбили Сихем (Быт.34:25). Иаков назвал мечи Симеона и Левия орудиями жестокости. «В совет их не войдёт душа моя, к собранию их не приобщится слава моя... Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле» (Быт.49:5-7). Иаков перешёл в Вефиль, и «забывчивый» Бог как бы вновь сказал Иакову, чтобы Иаков жил здесь, устроил жертвенник, чтобы все, бывшие с ним, оставили богов чужих, очистились, переменили свои одежды, вынули серьги из ушей, и пошли в Луз, то есть в Вефиль, и вновь переменил имя Иакова на Израиля, и повторил обетование, данное Аврааму и Исааку, и нарёк Иаков Вефиль Вефилем.

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДА ИЗРАИЛЕВА
Итак, Симеон и Левий коварно отомстили жителям Сихема, умертвив всех мужчин, а потом сыновья Иакова разграбили Сихем (Быт.34:25), в связи с чем Иаков назвал мечи Симеона и Левия орудиями жестокости. «В совет их не войдёт душа моя, к собранию их не приобщится слава моя... Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле» (Быт.49:5-7). Иаков отправился в Вефиль оттуда в Вифлеем, по дороге в который Рахиль родила Вениамина и умерла при родах. У Иакова стало 12 сыновей. Во время пребывания Израиля в Вифлееме, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал о том Израиль. Он, когда благословлял сыновей в Еипте, сказал (Быт.49:3,4): «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, осквернил постель мою». Словом, старшие сыновья Иакова оказались способными на отвратительные вещи.

Далее об Иакове в Быт.37:2 говорится: «Вот житие Иакова». А до этого что было? До этого, выходит, жития Иакова не было. Оно состояло в том, чтобы из группы негодяев создать великий народ. Житие Иакова начинается с Иосифа. В 1939 году «Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими», и докладывал отцу о неблаговидных поступках братьев (2). Израиль любил Иосифа более всех своих сыновей, «потому что он был сын старости его» (3). Здесь Бог иронизирует также, как Он иронизирует, когда говорит, что «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его» (Быт.25:28). На самом деле Исаак любил Исава, потому что в семье не должно быть нелюбимых детей, а Израиль любил Иосифа более, потому что Иосиф был порядочным сыном, в его старшие братья – нет, и потому, что Иаков хотел возбудить ревность в старших братьях, для чего «и сделал ему разноцветную одежду». Братья не просто возревновали – они возненавидели Иосифа (Быт.37:3). Иосифу снились пророческие сны. Братья досадовали на него, Израиль серьёзно отнёсся к этим снам (11).

Братья Иосифа ушли пасти скот отца в Сихем. Иаков сказал Иосифу: «Братья твои не пасут ли в Сихеме?» (не занимаются ли они «сихемскими делами). «Пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я» (13). Вот я. Вот я. Иосиф – наследие Израиля, живущий в шатрах своего отца. В нём вера Авраама, послушание Исаака, ревность Иакова. В смирении идёт он выполнять Божие поручение. В Сихеме братьев не оказалось. Некто, в котором еврейская традиция видит архангела Гавриила, направил Иосифа в Дофан (17). Дофан – город на караванном пути в Египет в 15 км к северу от Самарии. Братья, увидев Иосифа издалека, замыслили убить его, говоря: «Вот, идет сновидец... убъём его... увидим, что будет из его снов». Но Рувим сказал: «Не убъём его. Бросьте его в ров». Это он сказал с намерением избавить его и и возвратить к отцу». Братья сняли с Иосифа его разноцветную одежду, бросили его в сухой ров и отошли, и сели есть, увидели идущий из Галаада караван Измаильтян и продали Иосифа измаильтянам. Рувим не найдя Иосифа во рву, разодрал одежды свои и возвратившись к братьям сказал: «А я, куда я денусь?». И взяли они одежды Иосифа, и вымарали их козлиной кровью, и отослали к Иакову. «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни».
Мадианитяне же продали Иосифа в Египте царедворцу фараона, начальнику телохранителей Потифару (14-36). И был Господь с Иосифом. Иосиф жил в господском доме, и всему, что он ни делал, Господь давал ему успех. И Потифар поставил его над домом своим и над всем своим имением. Жена Потифара решила соблазнить Иосифа, но он отказался, сказав ей: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?». Тогда она оклеветала его, и Потифар в гневе, как утверждают еврейские мудрецы, показном, отдал Иосифа в тюрьму, где содержались царские узники. Думаю, Потифар, начальник телохранителей фараона, человек не глупый, хорошо знал Иосифа и столь же хорошо свою жену. Иосиф оказался пусть не в прямом, но всё же в подчинении Потифара. Господь был с Иосифом и даровал ему благоволение в глазах начальника тюрьмы, разумеется не против воли Потифара. Иосиф стал распорядителем в тюрьме. «Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех»  (Быт.39:2-23).

Волею Господней в 1926 году тридцатилетний (Быт.41:46) Иосиф с поспешностью был выведен из темницы, остригся, переменил свою одежду, предстал пред лицо фараона, растолковал фараону его сны, дал мудрый совет фараону, и сказал фараон об Иосифе: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?», и поставил его над домом своим вторым человеком после себя и чтобы слова Иосифа держался весь народ (14-40). И как было открыто Иосифу, со следующего 1925 по 1919 во всей египетской земле прошли семь лет изобилия, а с 1918 начались семь лет голода. До этого года у Иосифа родились два сына Манассия и Ефрем. И был голод во всех странах, ибо усилился по всей земле (50-54,57).

Был голод и в Ханаане. И пошли десять братьев Иосифа купить хлеба в Египте. Он узнал их, но они не узнали его. Он обходится с ними сурово. Братья стали говорить друг другу: «Точно мы наказываемся за грех против нашего брата?». И Рувим сказал: «Не говорил ли я вам: «Не грешите против отрока»» (Быт.42:21,22). Иосиф оставляет в Египте Симеона, а остальных братьев посылает с хлебом в Ханаан. Они должны привести в Египет Вениамина. И пошли они, и были в Ханаане долгое время, потому что Иаков не отпускал Вениамина, но заканчивался хлеб, и Иуда упросил отца. Братья пришли в Египет. Иосиф принял их радушно, устроил им обильный обед. Сам ел особо, братья пред ним – особо, и египтяне, бывшие с ним – особо, потому что мерзость для египтян есть с евреями (Быт.43:32). Иосиф отпускает братьев с хлебом в Ханаан, а в мешок Вениамина подкладывает серебряную чашу, которую потом находит у Вениамина посланный за ними вдогонку начальник его дома (Быт.44:1-12). Братья возвращаются в город. Они готовы стать рабами Иосифа, которого они ещё не узнали. Иосиф требует оставить ему рабом одного Вениамина. Иуда, рассказав Иосифу всю историю, предложил себя в рабы вместо Вениамина (13-34). После этого Иосиф, удалив всех посторонних, открылся своим братьям, и сказал им: «Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь», и рассказал им Божий план для дома Иаковлева. «Не вы послали меня сюда, но Бог» (Быт.45:1-8). Братья возвратились к Иакову, и пересказали ему всё. «Тогда ожил дух Иакова» (27). И отправился с домом своим в Египет, и пришёл в Вирсавию, и принёс жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю что произойдёт с ним в Египте (Быт.46:1-4). В 1916 году пришёл Израиль с домом своим в Египет. «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят» (27). Израиль благословил детей Иосифа от Господа избрав меньшего большим (Быт.48:19). Израиль благословил своих сыновей (Быт.49). Он умер в 1899 году в возрасте ста сорока семи лет (Быт.47:28).

ВЕЛИКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Социалистическое  государство – это обобществлённая государственная собственность и народ, исполняющий трудовой, воинский и иные долги перед государством. За это государство обеспечивает народу жизнь. При этой системе граждане государства – его рабы, положение которых зависит от аппетитов государства, когда у слуг народа появляется желание стать его господами. Иисус сказал (Мтф.20:25-28): «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». В четвёртый год голода Иосиф продавал египтянам хлеб за серебро (Быт.47:15), в пятый – за скот (16), в шестой – за землю (20), в седьмой – за их души, когда египтяне на государственной земле засеяли государственные семена и получив урожай следующего года, отдали его пятую часть и сказали Иосифу: «Ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону».


ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДА ИЗРАИЛЕВА
В соответствии с пророчеством данным Аврааму, дом Иаковлев поселился в Египте в 1916 году, когда Иосифу было 40 лет (Быт.47:9). Египтяне не пылали любовью к евреям. Мерзость для египтян есть с евреями (Быт.43:32). Евреи стали жить в земле Гесем, «ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт.46:34). Угнетение евреев началось через тридцать лет после поселения евреев в Египте, ещё при жизни Иосифа в 1886 году. Иосиф умер в 1846 году в возрасте 110 лет (Быт.50:22), завершив время четырех поколений патриархов, длившееся  (2206 – 1846) 360 лет. Продолжительность одного поколения – 90 лет. Иосиф умер, увидав детей Ефрема и Манассии до третьего поколения (23,24). И умерло всё поколение Иосифа, а сыны Израилевы расплодились, размножились, возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими египетская земля. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх.1:6-8) и в 1806 году, через сорок лет после смерти Иосифа поработил народ Израилев. Спустя 320 лет, в 1486 году, в третьем поколении народа от начала рабства евреи вышли из Египта и в 1446 году в четвёртом поколении вошли в обетованную страну.


Рецензии