История атеизма

РИМ
Во II-I тыс. до н.э. территория Апеннинского полуострова была заселена множеством родственных племён, которые воевали друг с другом. В результате они объединились в три племени: этрусков, сабинов и латинов. В IX вв. до н. э. город Рим был основан латинами и сабинами как деревня у брода через реку Тибр. Основой рабовладельческого Рима была крупная земельная собственность при низком уровне производительных сил. Первоначально господство в обществе принадлежало крупным земельным соственникам – патрициям, которым подчинялись плебеи. Из числа патрициев набирался сенат – один из высших органов власти в Риме, который составлял в разное время от 100 до 300 человек. Однако возросшая роль плебеев в армии позволила им в 287 году добиться уравнения прав с патрициями, с которыми они составили новую элиту римского общества нобилитет. Основным источником богатства нобилей были крупная земельная собственность, эксплуатация рабов и ограбление провинций, что толкало Рим ко всё новым завоеваниям, в результате чего к 265 году Римом была завоёвана вся Италия, а ко времени Иисуса Христа Рим стал мировой державой.   

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Если рабовладельческий способ производства был связан с крупным землевладением и низким уровнем производительных сил, то феодальный – с относительно мелким землевладением, возникшем на основе более высокого уровня производительных сил. На определённом этапе развития феодального строя для него были характерны феодальные войны, что способствовало возникновению романского стиля в архитектуре. Характерными постройками романского стиля стали, располагавшиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью замки-крепости и храмы-крепости.

ГОТИКА
Дальнейшая история Средневековья связана с развитием городов, в которых сосредоточивались власть, войско, продовольственные запасы, сокровища, ремёсла и торговля. Если романская архитектура – это надёжная стена, то готика – её отсутствие. Это устремлённые ввысь опоры, завершающиеся изящными нервюрными сводами и стройными шпилями, это застеклённые ажурные витражи. Готика – это высокий, залитый светом храм призванный символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога, это Церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, величественные соборы в разных городах Европы, пламенеющая готика в поздний период её развития.

КОНЕЦ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Развитие городских ремёсел и торговли, усиление королевской власти, падение Византии, изобретение каравелл, каракк и великие географическиеи открытия, сопротивление амбициям, претензиям и засилию папства, возрастание интереса к античному наследию, к идеям гуманизма и к опытной науке в своей совокупности стали причиной новой истории, началом которой было положено выходом в свет в 1543 г. книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер» и книги Андреаса Везалия «О строении человеческого тела».
 
Появилась плеяда великих мыслителей: Галилео Галилея (1564-1642), Пьера Гассенди (1592-1655), Рене Декарта (1596-1650), Томаса Гоббса (1588-1679), Иоганна Кеплера (1571-1630), Исаака Ньютона (1643-1727), Джона Локка (1632-1704); французских энциклопедистов: Шарля Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1784) и Жана Лерона Д Аламбера (1717-1783) – основателей «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751), Клода Адриана Гельвеция, Барона Гольбаха (1723-1789), Вольтера (1694-1778), Жан-Жака Руссо (1712-1778). В глазах энциклопедистов противоположность между разумом и откровением разрешалась в пользу разума. Разум побеждал откровение, наука – религию. Библия была подвергнута жестокой критике и «развенчана» энциклопедистами, сыгравшими похоронный марш Средневековью, конец которого Библия относит к 1798 году.
 
Торговля, ремёсла, численный и имущественный рост городской буржуазии, гений Николая Коперника, наблюдательное естествознание Галилео Галилея и Иоганна Кеплера привели к возникновению теории всемирного тяготения Исаака Ньютона - первой великой космологической революции. Оказалось, из того что Солнце всходит на востоке и заходит на западе вовсе не следует, что оно вращается вокруг Земли. Мы неверно понимаем Писание и устройство вселенной, потому что невнимательно читаем и Библию и книгу природы. Согласно новой картине мира Солнце - одна из звёзд в евклидовом пространстве бесконечной вселенной, снабжённой бесконечной же, идущей из прошлого в будущее, прямой лентой времён. Наука создала абстрактную, ограниченную, механистическую и с современной точки зрения неверную систему мира.

ДИАЛЕКТИКА
XVIII век был отмечен работами выдающегося математика Леонарда Эйлера, открытиями Бернулли в области гидравлики, в области астрономии, физики, химии открытием панеты Уран и его спутников, изучением атмосферного электричества, природы теплоты (Ломоносов), горения (Лавуазье), открытие газов водорода, кислорода, углекислого газа, хлора. С конца XVIII века в Англии произошла промышленная революция, основными чертами которой были паровой двигатель, фабрики, преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами. Впоследствии промышленная революция захватила и другие страны Западной Европы, однако Франция, Германия и Австрия в первой половине XIX века оставались ещё аграрными странами. Бурный рост промышленности происходил наряду с развитием науки. Первая половина XIX века характеризовалась развитием исследований в области математики, химии, электричества и магнетизма. В 1820-е годы британский физик Майкл Фарадей изобрел электромотор, а чуть позже, в 1831 году американский физик Джозеф Генри изобрел реле и электромагнит. Русский изобретатель немецкого происхождения Павел Шиллинг в 1832 году изобрел электрический телеграф. К 1830-м годам можно отнести изобретение лампы накаливания, комбайна, водолазного костюма, велосипеда, азбуки Морзе и фотографии.

Натурфилософия Шеллинга (1775-1854) отвечала потребностям эмпирических наук. Под ликом объективно-идеалистической НЕБЕСНОЙ МИРОВОЙ ДУШИ, оживляющей природу, скрывался принцип естественно-научного познания. Живое возникает из неживого. Во всякой сущности двойственность противоположных сил, стремящихся к синтезу, к объединению, что осуществляется в полярности. Двойственность и полярность – универсальный принцип природы и всякого развития. Всякое действие возникает от столкновения противоположностей, всякий продукт природы обусловливается противоположно направленными действиями, относящимися одно к другому, как положительное к отрицательному. Материя – результат отталкивательных и притягательных сил; магнетизм выражается в противоположности полюсов; такую же противоположность положительного и отрицательного обнаруживает электричество; химическое сродство наиболее резко обнаруживается в противоположности кислот и щелочей. В основе всякого развития лежат притяжение и отталкивание. Границы вещей – границы действия сил притяжения и отталкивания. Шеллинговская натурфилософия оказалась для учёных методом обнаружения внутренней природы явлений. Единство сил природы, их внутреннее родство и связь, постепенное развитие природы по ступеням неорганического и органического мира — основные идеи Шеллинга, вносившие и поныне вносящие свет во все области научного исследования. Под несомненным влиянием Шеллинга в 1820 году Эрстедом был открыт электромагнетизм. Между сотрудниками и последователями Шеллинга в этом периоде выдаются геолог Стеффенс, биолог Окен, сравнительный анатом К. Г. Карус, физиолог Бурдах, патолог Кизер, физиолог растений Несс фон Эзенбек, медики Шельфер и Вальтер, психолог Шуберт. Философия Шеллинга оказалась живой иллюстрацией высказанной Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» мысли, что «в продолжение... длинного периода, от Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха, философов толкала вперёд отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперёд главным образом мощное, всё более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности». В шеллинговской философии тождества под видом Абсолютного тождества, Разума и Всеединого, как у Гегеля под видом Абсолютной идеи, заявлялся Бог. Следующим шагом к изгнанию Бога из природы, общества и мышления стал диалектический материализм Маркса (1818-1883). «Мой диалектический метод» – пишет Карл Маркс в «Тезисах о Фейербахе» – «по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью». Маркс пишет, что если у Гегеля Абсолютная идея – это Идеальное, Процесс мышления, Бог Творец и Управитель материального мира, то у него, Маркса, «наоборот, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В 1844 году Маркс написал «Экономически-философские рукописи 1844 года», познакомился с Энгельсом, в феврале 1848 года был опубликован подготовленный ими «Манифест коммунистической партии».

Объективная реальность – никем не созданная вечная материя, движущаяся и развивающаяся сама из себя силой единства и борьбы присущих её формам противоречивых сторон – противоположностей, которыми она пронизана. Само развитие предмета есть противоречие как переход нечто не просто в другое, но в своё другое, удерживающее себя в нём. В процессе познания объективная истина – материя – превращается в субъективную – в сознание. Обе противоположности в одном и том же отношении едины, дополняют, взаимопроникают друг в друга, обусловливают, переходят друг в друга. Субъективная истина, сознание, также есть процесс. Человечество существовало на плоской земле, потом на шарообразной, потом в птолемеевской вселенной, потом в кеплеровской, ньютоновской, эйнштеновской, хаббловской... Научная истина изменяется с каждым серьёзным открытием. Светская, секулярная (атеистическая) наука утверждает, что никакого Бога нет, что религия – обман и Библия – сказки.


Рецензии