Туркмения, гранатовая роща и картошка

Представьте себе, вам дано задание, попытаться вспомнить события 33-летней давности и написать рассказ. Как это сделать? Кажется, ничего уже не помнишь. А у меня сегодня такое задание. Правда, я в лучшем положении, потому что свои воспоминания и фотографии мне прислал одногруппник Шамиль Гиззатуллин, тот самый, про которого я написала в рассказе про поход в горы Тянь-Шаня, что он после истфака работает на электропоезде - оказывается, на самом деле он работает машинистом тепловоза.

Воспоминания получились длинные, если неинтересно, пролистывайте.

Итак, на дворе ноябрь 1991 года. Я студентка 5-го курса дневного отделения истфака, отличница. Работаю уже в с четвертого курса в школе. Дело было так: к нам в институт, в Елабугу, приехал директор набережночелнинской школы №43, пришел к декану факультета Ю.Шурыгину и рассказал про свою беду - в школе не хватает учителя истории. Меня вызвали с занятий и предложили работу, мол, ты же челнинская, в Елабугу приезжаешь каждый день, а мы тебе дадим свободное посещение, к тому же занятия в институте во вторую смену, а историю нужно вести историю в 8, 9, 10 классах. Я согласилась.

И вот мои одногруппники, с которыми мы летом ходили в горы, собираются ехать в Туркмению и там путешествовать на велосипедах. Когда? На ноябрьские праздники. Отлично! В школе в это время осенние каникулы, значит, я могу! Пусть от меня отдохнут все эти Алешины и Яблоковы, вернее, я от них отдохну…

Велосипеда у меня нет, но он есть у брата моей подруги Иринки - той самой, от которой я научилась улыбаться и улыбаюсь всю жизнь. Мама мне принесла с работы большой тканевый мешок (она работала в роддоме, в эти мешки они складывали вещи беременных, которые поступали в стационар и всякую ветошь). В мешок я зашила велосипед, чтобы его сдать в багаж при полёте. Мы летели из аэропорта Бегишево транзитом через Самару до Ашхабада. Помню невероятный холод в Самаре, было -21, а мы в кроссовочках, едем же кататься на велосипедах, хорошо, что взяли шерстяные носки, их пришлось надеть.

Дальше в воспоминаниях уже прилет в Ашхабад, там такая теплынь - с утра +7! Днем вообще до +25. Наши парни нам готовят велосипеды к дороге, я впервые пробую кататься на велосипеде с переключением скоростей. Дорога очень интересная, хоть и трудная. Постоянно еду в пандан с моей одногруппницей Ольгой Михайловой - она спортсменка, у нее и дети сейчас в сборной России, она меня не бросала, хотя я плелась еле-еле, я же из “группы инвалидов”.

Самые сильные впечатления, которые несу с собой всю жизнь:

- гранатовая роща, где мы лопали гранаты.
- нас остановили пограничники и не пустили по тому маршруту (слишком приблизились к границе с Ираном), по которому мы хотели ехать, поэтому нам пришлось заночевать в поле, без воды. Ребята ходили куда-то очень далеко к сторожевой будке и принесли оттуда немного воды.
- горячие сероводородные источники, пещера и подземное озеро, где мы купались. Горячие источники встречались и по дороге, мы залезали в них бесплатно и пару раз купались в оборудованных бассейнах с теплой водой.
- туркменские бабушки, которые сидели на корточках часами, а потом легко вставали и шли. Это я наблюдала на вокзале.
- в Ашхабаде тогда строился аэропорт и мы с Ольгой познакомились с местным парнем, который вёз на тележке с рынка мешок картошки. Он нас пригласил к себе в гости. Парень жил с женой и двумя детьми в строительном вагончике. Нам было интересно увидеть как живут туркмены, их дом, их быт - ни одного стула, комода или шкафа, всё на полу, телевизор, постели детей и родителей тоже на полу, даже плитка на полу. Жена сидит на корточках и чистит картошку, потом, так же, сидя на корточках, её жарит, затем накрывает дастархан - это просто платок на полу и на нем сковородка жареной картошки, которую мы с удовольствием едим.

Потом наш руководитель и однокурсник Юра Следь за этот поход в гости нас страшно отругал, сказал, что по туркменским обычаям, нас могли украсть, а ему пришлось бы за всё отвечать! И потребовал больше никогда ни в какие гости не ходить. Ольга не помнила, что это было в Туркмении, она мне написала отзыв на рассказ про Тянь-Шань (это Ольга мне выслала фотки, которые потянули за собой ниточку воспоминаний).

Оксана, спасибо большое, глаза читали, а душа переместилась в горы, в воспоминания. Вспомнила индийский фильм "Океан", который мы с тобой смотрели в кинотеатре, а потом ужин у незнакомых для нас людей, то ли таджиков, то ли киргизов, честно не помню, но очень гостеприимных. А мы с тобой, отчаянные девчонки, боже мой, позвали нас и пошли...

С Ольгой едим гранаты в Туркмении, велотур студентов ЕГПИ, ноябрь 1991г.
А я ещё помню, что купила там вязаный белый кардиган, который потом носила много лет и до последнего времени у мамы его доставала и надевала для тепла. Ещё привезла 4 полотенца, в это время, перед развалом СССР, с товарами было очень плохо.

***

Ну, а теперь рассказ Шамиля.

Это я через распознавание голоса диктую, буду малыми частями выкладывать, пока есть время.

Уехали мы в Туркмению примерно 2 ноября: собрали велосипеды, упаковали, потом вышли на остановку, где автобус междугородний останавливался, стоим такие, и Ендиряков Валерий Аркадьевич бежит, он же бегом занимался. 6:40 времени было, по-моему. Вот он такой бежит, потом останавливается и спрашивает:
- Вы куда это собрались, товарищи-студенты?
- В Туркмению.
- Что, на велосипедах что-ли поедете?
- Нет, на самолёте.

Потом мы прилетели в Самару. У нас время было до следующего вылета и мы с Альбертом Зариповым пошли в город гулять, в его войсковую часть, где он проходил учебку. Он показывал мне: вот тут мы шагали туда-сюда. Ну, ностальгия его пробила. Нас не пустили через КПП, конечно, но мы там постояли, пофоткались.

Ещё помню кафе "Русь" - это было такое пафосное заведение, там цены были ого-го, мы туда зашли и развернулись обратно - уж где-то покушали в другом месте. Потом нас штрафанули в аэропорту, за то что мы курили, а мы курили-то, где до нас мужики курили, но им никто ничего не говорил. А тут менты подошли и нас штрафанули. Ну, видно же, что мы такие молодые люди... Вот настоящие козлы - студентов штрафовать - это уж последнее дело. Я например, студентов сейчас подвожу бесплатно, потому что, когда учился, много раз стоял, ждал попутку и себе дал зарок - студентов буду бесплатно возить. Всегда так делаю - они такие радуются.

Полотенца я не покупал, я почти на нуле был, нам же билеты институт купил и штраф тоже институт оплатил.

По прилёте в Ашхабад, помню, температура была +18°, а туркмены стоят дрожат. Прилетели мы числа четвёртого, наверное, если я не ошибаюсь, потом нас на автобусах повезли от Ашхабада на заброшку, километров 200 отъехали мы по трассе в сторону Каспия.

Там мы начали собирать велосипеды. Девчонки не могли собирать - мы собирали, они помогали. Это были советские, с придыханием говорю, советские велосипеды - чугунные! Современные велики собрать - это как два пальца об асфальт, я знаю, у меня есть два велосипеда, я их быстро могу собрать в транспортное положение. А тогда... Мы мучились, болты эти, блин, целый день собирали до вечера, в общем, стояли на месте.

Так это тяжело было собирать. А два или три скоростных велосипеда были у Славы и Серёги, они на них ехали и они у них сломались, они потом на грузовиках доехали.

А у Юры вроде велосипед целый был, у него не сломался, потом ближе к вечеру поехали наконец-то, а у нас воды не было, представляешь?! В этом месте и началась такая песчаная буря! Ну, такая слабосильная была, но для нас это как бы вообще! Ветер такой сильно-сильный был и песок! Песок забивался в рот, в глаза, в складки одежды, короче, мы потом уже, когда начало темнеть, спустились под откос какой-то и под мостом мы переночевали. Такие усталые...

С утра рано встали, едем-едем по пустыне и там стоит кафе "Лачын", (сокол переводится и с татарского тоже. И там мы увидели колодец и все туда побежали, а там такой вороток, его надо руками крутить, в общем, поднимать, метров 50 глубина колодца. Мы спускаем и вода появляется! Припадаем, короче, такая вкусная вода!

После того как мы маленько очухались в пустыне, поехали дальше. Проезжали города: Хаджи, Кара-кала... По-моему, возле города Кара-кала был сероводородный источник. У тебя после купания покрылись серой плёнкой серебряные украшения. Ты сильно расстроилась, но я тебя успокоил тем, что их можно оттереть. Ты смогла?))

Ну, пейзаж был такой не очень красивый по сравнению с Киргизией, но тоже интересно. Также мы видели такие шары белые - это ангары над радарами обнаружения ракет на границе, мы были в пограничной зоне. Мы ещё пограничный пост проходили, там паспорта у нас проверяли - вот это я запомнил.

Ещё обратил внимание, что народ был бедный - крыши шиферные у них из разных кусков битого шифера, были такие плоские крыши, потому что там же снега нет и необходимости нет делать двускатные крыши. Маленькие куски шифера, которые придавлены камнями - я подумал ещё, что народ живёт бедно. Там сейчас находится город Сердар, раньше он по-другому назывался, дома у меня есть атлас СССР 1985 года, там посмотрю - глянул, Кизил-Арват, Кизыл-Арват, Гызыларба, а теперь Сердар.

6 ноября мы остановились на ночлег у входа Айдеринское ущелье, в этом ущелье находится Сюнт-Хасардагский заповедник. На следующей день нас оштрафовали за проход по территории, и егерь на входе написал записку по-туркменски егерю на выходе, чтобы он нас не штрафовал второй раз. Юра дал мне прочитать эту записку, как знатоку тюркских языков, вдруг там написано было: казнить нас на выходе из ущелья.

Насколько я понял, там было написано "эти люди заплатили штраф, их можно выпускать", письменную речь все-таки легче понять). Так вот, расположились мы под виноградом, там такие гроздья висели, прям сидя можно было срывать, я вытащил вино, которое втихаря тащил километров 100 и мы отметили день рождения Ольги Михайловой. Это было классно, там такие скалы 200-метровые, журчит ручей, горит костёр, мы ведём неспешную беседу, вечер удался...

Дальше мы поехали по долине реки Сумбар, где гранатовая роща - это был совхоз "Субтропики". Я обратил внимание, что в заповеднике климат такой влажноватый, свой микроклимат и растительность более развита, а потом, когда мы выехали из заповедника и поднимались выше в горы, там уже другая была природа - такая сухая, пустынная, типичная растительность. Потом я прочитал в интернете, что там такой особый микроклимат, оказывается, такие субтропики, где плюсовые температуры круглогодично.

К завершению нашего похода мы выехали на предгорье Копетдага, на северное предгорье, и мне запомнилось, как мы спускались в посёлок Нохур. Наша дорога шла по серпантину все время вниз. Проезжая мимо Зульфии, я почувствовал жар, идущий от задней втулки велосипеда. Попросил её остановиться, плюнул капнул водой на заднюю ось, она зашипела как сковородка. Зуля была в шоке. Дальше мы пошли пешком, чтобы втулка остыла. Горы не прощают ошибок...

Там ещё был такой водопад, конечно, слабенький - Юра сказал, что по весне тут воды побольше бывает. И ещё там дикие финики росли - мы их ели, они были такие сухие, не очень вкусные, но зато настоящие, не химические.

Ещё с высоты была видна пустыня Каракумы, такая величественная, бесконечная, можно сказать. Было ясно видно границу между слоями воздуха, над пустыней: светло-синий, а выше темно-синий воздух. И все это такое огромное, далёкое.... я прямо был заворожен этим зрелищем. Это все получается из-за преломления света на границе разницы температур между слоями воздуха.

В посёлке Нохур за нами бегали мальчишки и дразнили нас "турист-турист" - я до сих пор помню, как они бегут и кричат. Потом мы проехали Арчман и доехали до подземного озера Ков-ата. Там мы купались в воде температурой 37 градусов (в инете посмотрел, особо ничего там не изменилось). Там на склоне горы есть несколько выходов пещеры, один расширили, сделали подъемы и спуски к воде, провели освещение, там ещё были домики, помню. Говорят, Хрущев туда приезжал, купался.

Когда мы сворачивали с трассы на это озеро, я увидел плакаты "СССР - оплот мира" что-то такое, в общем. Я ещё подумал, что республика не торопится расставаться со своим прошлым. А когда мы уезжали, как раз эти плакаты снимали - это же был девяносто первый год, год окончания Советского Союза.

Также в Ашхабаде многие памятники советского периода стояли: Ленин там стоял и я ещё подумал - здесь власть такая, ну, авторитарная, в других местах уже давно сняли, а там ещё они стояли. И вот на самом деле угадал, можно сказать, самая закрытая страна для туристов.

А на вокзале Бахардена мы начали разбирать велосипеды и упаковывать их. Толпа мальчишек подошла, было несколько велосипедов, которые в сторонке стояли. Они там начали что-то крутить, я выскочил и закричал: воры-воры! И тут подошёл дед и что-то по-туркменски сказал, отругал их и они убежали. А мы сделали вывод, что стариков-аксакалов ещё там уважают.

Ну, а потом мы прилетели в Россию, в Самару и оттуда уже до аэропорта "Бегишево". Помню ещё вот на этом озере Ков-ата нам дедушка продавал какие-то шапки меховые, он ещё кричал, что скоро деньги поменяют, так что берите по 40 руб. Ещё, когда мы для костра собирали веточки, меня тоже отругали, типа, не трогай, нельзя, мол, трогать это эти деревья, они были такие в виде кустиков.

В принципе всё. Может Оля помнит, мы с ней на пару дежурили, я помню. Поспрашивай девчонок, там ещё был Тухватуллин Рафаэль, он преподом работал в каком-то то ли вузе, то ли колледже из Нижнекамска, может он помнит, может есть его контакты.

Вернулись мы 14-го числа, если не ошибаюсь, я ещё гранаты привез Кате Кривоножкиной и девчонкам.

Песня из индийского фильма "Океан" https://www.youtube.com/watch?v=6s-T-0IcUdA

Если пропустили, рассказ про поход в горы Тянь-Шаня http://stihi.ru/2024/04/01/88

Ссылка на статью с фотографиями в первой рецензии.


Рецензии
Хорошо, когда есть люди с которым можно вспомнить нашу молодость. С нашими майскими праздниками!

Борис Воловик   03.05.2024 20:48     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Рада, что захотелось отозваться!

Оксана Задумина   05.05.2024 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.