В критике мелочей не бывает
Теперь к делу.
Что такое «критика». Автор пишет материал на основе своих наблюдений явлений в такой-то области, всем известных явлений. Автор даёт оценку этим явлениям и предлагает свой вариант «исправления» «искривлённого» или совершает попытку «назвать вещи своими именами» в такой-то логике, системе представлений и пр.
Читатель имеет свою логику в своей системе представлений, поэтому он ведёт себя как «критик» по отношению к автору-критику, с мнением которого не может согласиться по своим причинам. Уязвлённое чувство собственного вкуса, эксклюзивное право на эталон, нетерпимость к другой оценке явлений даёт ему средства самозащиты для нападения с последующим уничтожением условного противника…
А противник не «условный», а реальный - вышел и сказал то, что считал необходимым. Я не говорю сейчас о заказной критике - позитивной или негативной. Я говорю о том, что в обстановке тотального индивидуализма критика как жанр не выживет, потому что объективное мнение уже не существует…
Поэтому спорят на уничтожение все желающие. Каждый со своей логикой, со своей системой ценностей и вкусовых пристрастий в плоскости своих представлений о культуре полемики…
Что такое «авторитет»? Образование? Опыт работы в обозначенной сфере? Вряд ли. Никого слушать не станут, потому что мнение критика впадает в противоречие с собственным мнением. Это горькие плоды представлений о «свободе слова». Это самодовольное лицо индивидуализма, ограниченного самим собой. И никакие аргументы не спасут положения, поскольку каждый новый будет твоим, а не его, а значит, неправильным. Так в политике, так в культуре, так повсюду.
Пока ты молчишь, ты никому не мешаешь.
Когда ты вышел с «накипевшим» и выплеснул его в эфир, тебе тут же укажут на «правила», которые ты нарушил. Эти «правила» всегда объявляются постфактум, а до того, как ты их «нарушишь», тебе их никто сформулировать не может.
Одно я могу сказать определённо: пока не выйдешь, не узнаешь, кто тебя окружает. Где границы их «красных линий». И когда ты узнаешь «правила» ценой шишек на лбу, выбирай, играть по правилам всех, кто против тебя, или шагнуть за рамки замкнутого круга.
Итак, что такое «критика» и почему в ней «не бывает мелочей».
Предположим, вы написали: «Вы знаете, я попробовал сахар и сделал вывод о том, что сахар очень сладкий».
Что из этого может получиться? А вот что, к примеру.
1. «Вы знаете?» - знаем!
2. «Я пробовал сахар». - Кто ты какой? Зачем пробовал? Какое право имеешь «пробовать» и нам это предъявлять?
3. «И сделал вывод» - А это называется «высокомерие». Кто тебе дал право делать выводы? (А ты у вывода спросил?)))
4. «Сахар очень сладкий». – Кому и не очень, а кому так и совсем горький. Или солёный. И ещё он не белый, не песок или рафинад, и при чём тут сахар вообще?
И получается, что сахар ни при чём, и соль, и ты. А читатель может быть не прав. И не лев. А чаще всего его просто нет, потому что каждый индивид занят самим собой.
Статья посвящается литературному сайту, который я покинула по взаимному согласию сторон после публикации статьи «В который раз о советском наследии». Дело не в том, что в статье высказывались «советские» взгляды, а сайт «антисоветский», хотя такое впечатление могло создаться. Дело в том, что невозможно кого-либо убедить в чём-либо, если он сам этого не хочет. Если диалог конструктивный (с моей точки зрения, поскольку я даю себе право на неё, в рамках профессии и опыта работы критика и, о ужас! журналиста-политолога, и такое было в биографии))) невозможен, значит, у аудитории нет потребности вот именно в такой тематике или такой форме подачи. А у критика нет потребности в такой «аудитории».
В назидание тем, кто всё-таки отважится ступить в эту воду, повторю: не бросайте на ветер мелочей. Пишите прямо и направо))). Успехов!
01.05.2024.
Свидетельство о публикации №124050102184