Это оно

В ночь первомайскую едины
и День Труда и Вербный День.
Светла в ночи Богини тень,
летит, раскалывая льдины.

32-5 - 41




ЖИВИНА НОЧЬ (ВЕЛЕСОВА, ВАЛЬПУРГИЕВА ИЛИ НОЧЬ ОГНЕЙ БЕЛТАЙНА) - чародейная ночь с 30 апреля на 1 мая, праздник порога, отмечающий не только смену времен года, но и смену темной половины года, с его светлой половиной. Это время любви, когда огнем загораются сердца.
Для кельтов Белтайн был точкой начала года, поэтому желать (проговаривая желания вслух) можно и нужно даже больше, чем в Йоль (Новый год).
Вообще, канун Мая прослеживается у всех индоевропейских народов и эта ночь имеет особое ритуальное значение во многих культурах.
В этот день просыпается стихия Земля. Разбуженная Огнём, она раскрывает себя, выпуская силу в мир внешний. Воздух и Вода к моменту пробуждения Земли уже проявили ритм течения времени на весь год: темп событий, скорость возникновения перемен. Теперь время Земли проявить сделанное. Всё задуманное и загаданное должно стать зримо. Но чтобы это произошло, сама Мать-Земля должна дать пространство для воплощения. И она даёт, показывая каждому место возможностей, ареал обитания.
В эту ночь пробуждения Матери, и люди, и маги творили ритуальные действа, ког­да древ­нее пра­во Ма­тери ан­ну­лиру­ет все иные про­тиво­ес­тес­твен­ные за­коны, ког­да лю­бая жен­щи­на мог­ла со­еди­нить­ся с Ма­терью и воб­рать в се­бя её си­лу, об­рести пра­во на сво­бод­ный вы­бор.
Для древ­них на­родов в этом не бы­ло ни­чего уди­витель­но­го: лю­бая жен­щи­на и без до­пол­ни­тель­ных кол­дов­ских уси­лий счи­талась пер­со­нифи­каци­ей бо­гини Зем­ли. Но в бо­лее поз­днюю эпо­ху пок­ло­нения без­ли­кому и бе­зымян­но­му бо­гу для жен­щи­ны ос­тался толь­ко один день в го­ду. Один день, ког­да она мог­ла взять свою си­лу и пот­ре­бовать соб­лю­дения сво­их прав, воз­звать к древ­не­му за­кону спра­вед­ли­вос­ти — пра­ву Ма­тери. И ник­то не сме­ет ума­лить её пра­ва Ночью Ты­сячи Ог­ней.
В древ­ней тра­диции друидов и волхвов, имен­но в эту ночь Белтайна жен­щи­на всем сво­им ес­тес­твом мог­ла при­нять в се­бя си­лу бо­гини и, хоть на ко­рот­кий миг, дей­стви­тель­но стать ею. В про­цес­се та­кого со­еди­нения ей ста­нови­лась дос­тупна вся па­мять Ма­тери, си­ла всех её де­тей — лю­дей и бо­гов, рас­те­ний и жи­вот­ных; жи­вущих и ещё не­рож­дённых, ушед­ших и го­товя­щих­ся к воз­вра­щению. Не толь­ко ма­ги, но и лю­ди по­луча­ли си­лу в этот уди­витель­ный день Про­буж­де­ния Зем­ли. Один день в го­ду есть сей­час у че­лове­ка для то­го, что­бы вспом­нить, что у не­го есть пра­во на си­лу.
В славянской традиции в это время Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до самого рассвета широко распахнуты в Явь.
В Живину ночь люди выходят из внутреннего пространства после заката, с наступлением ночи, и отправляются во владения духов природы. Тех навьих, которые постоянно присутствуют в Яви. В эту ночь открываются Древние Дороги — Пути Богов. В эту ночь духи леса выходят из глухих чащоб и заповедных урочищ на белый свет. В эту ночь мёртвые возвращаются к живым. Живина ночь – время открытости, той защищенности, когда мир дружелюбен, и нет в нем ничего, что могло бы нам навредить, в отличие от более зловещей средневековой западной традиции.
В раннем средневековье германцы называли эту ночь Вальпургиевой в честь святой Вальпургии, уимбурнской монахини, когда разгул нечистой силы достигал апогея. В позднем средневековье этот праздник сопровождался обрядами "изгнания ведьм".
Согласно древней легенде, считалось, что именно в эту ночь богиня выбирает себе мужа. В викканской традиции это время сексуальной инициации Богини и Бога. Поэтому наиболее важное место среди майских ритуалов занимает Священный Брак, в котором Майская Королева олицетворяла природу и богиню плодородия, а Майский Король - правящий природный дух. В более древней форме этого празднества присутствовал и третий персонаж - старый Майский Король, некое природное божество, приносимое в жертву. В плане календарного кода это означает «смерть» старого года и «рождение» нового. Зажигая майские огни, празднуя и веселясь, как на свадьбе, древние наши пращуры как бы говорили: твой выбор — это святое; мы сердцем примем своим богом того, кого выберешь ты. Считалось, что всё, что происходит в дни Бельтайна, имеет мистический смысл и проявляет в той или иной форме волю Матери. На этот день назначались состязания, в этот день проводили тинги и вече, в этот день будущий правитель проходил испытания, которым его подвергали жрецы.
В пе­ри­од раз­гу­ла ин­кви­зиции, каж­дая жен­щи­на ста­нови­лась ведь­мой, ког­да от­кры­вала се­бя для бо­гини Ма­тери. Она при­зыва­ла сво­его суп­ру­га — Ве­лико­го Ро­гато­го Бо­га, влас­те­лина ле­сов и по­лей. Кель­ты на­зыва­ли его Цер­нуннос (Кер­нуннос, Керн), Ди­онис-Заг­рей, Зе­лёный че­ловек, и мно­го имён у не­го, у каж­до­го на­рода своё. Это имя — со­бира­тель­ный зов для всех по­вер­гну­тых старых бо­гов при­роды (от­сю­да и ро­га — эле­мент свя­зи с жи­вот­ным ми­ром). Со­еди­ня­ясь с ним, ведь­ма со­вер­ша­ла ма­гичес­кое дей­ствие, ос­но­ван­ное на прин­ци­пе пе­рено­са: она в эту ночь — бо­гиня и со­еди­ня­ет­ся по пра­ву и за­кону со сво­им му­жем-бо­гом.
Но не толь­ко для жен­щин пред­назна­ча­ет­ся про­буж­дённая си­ла Ма­тери. Её при­зыв чувс­тву­ют все, в ком есть пер­воздан­ная си­ла Из­на­чаль­ных де­тей при­роды, и си­лу Ро­гато­го Бо­га спо­собен ощу­тить в се­бе каж­дый муж­чи­на — и стар и млад.
Следующий день, 1 мая, сла­вяне праз­дну­ют Жи­вин день — день бо­гини Жи­вы, до­чери Ле­ли и Сва­рога. Она — зре­лый, ма­терин­ский лик Три­еди­ной бо­гини сла­вян: Ле­ля, Жи­ва и Ма­ра-Ма­рена, три сес­тры, три ли­ка, три си­лы, спле­тён­ные в од­ну. Пти­чий лик Жи­вы — ку­куш­ка. О ве­рова­ни­ях сла­вян так го­ворит­ся в од­ной поль­ской хро­нике:
«Бо­жес­тву Жи­ве бы­ло ус­тро­ено ка­пище на го­ре, на­зван­ной по её име­ни Жи­вец, где в пер­вые дни мая бла­гого­вей­но схо­дил­ся мно­гочис­ленный на­род к той, ко­торую счи­тал ис­точни­ком жиз­ни, дол­говре­мен­но­го и бла­гопо­луч­но­го здравс­тво­вания. Осо­бен­но при­носи­ли ей жер­твы те, ко­торые слы­шали пер­вое пе­ние ку­куш­ки, пред­ска­зывав­шей им столь­ко лет жиз­ни, сколь­ко раз пов­то­рит­ся её го­лос».
Главными атрибутами праздника была встреча восхода Солнца, возведение костров в честь солнечного Бога Бела ( т. к. Белтайн связан с именами богов Белена (Бела) и Белисамы, и таким образом, название можно перевести, как «сияющий огонь», или «Огонь Бела»), а так же принесение ему жертв, с целью увеличить плодородие, защититься от злых сил и поддержать мироустройство.
С 1 мая также связан ритуал майского дерева, распространенный по всей Европе. Деревце или шест устанавливали посреди площади. Верхушку украшали букетом, венком, лентами, колесами, иногда на вершину привязывали живого петуха.
Существуют различные трактовки его символики: от фаллического символа до Мирового Дерева. По мнению В.Рея, майское дерево было воплощением мужского плодородного начала. В ходе церемонии женщины должны были касаться столба, приобщаясь к сакральному акту плодородия, считалось, что такое соучастие принесет им много детей.
Помимо этого обычая, майское дерево могли ставить перед домом возлюбленной или невесты. В некоторых районах майское дерево ставили перед каждым домом.
Во время Белтайна три растения обретали магическую силу, способную наделять плодородием и исцелять болезни. Этими растениями были боярышник, ландыш и клевер.
Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считалась благотворной и использовалась девушками для умывания или катания в росе. По первомайской росе прогоняли скот, чтобы защитить его от болезней.
Утреннее путешествие к источнику, чтобы умыться, напиться, и кинуть в воду «мелкую жертву» — монетку или фигурку (отголосок обряда жертвования источникам миниатюрных копий разнообразных вещей), повязывание лент на растущие над источником деревья, катание в предрассветной росе, обмывание и обрызгивание животных были распространены у всех славянских народов.
Итак, в канун Мая трансформации продолжаются. И это трансформации к расцвету: природы, человека, событий. Всё стремится проявить себя в наиболее здоровом – правильном – варианте.


Рецензии
Прочитал выборочно, но главную суть понял,
что Вы язычник, поэтому нам не по пути,
я православный христианин, к Вам претензий не имею...
"Дьяволу служить или Пророку-каждый выбирает по себе"...

Александр Егоренко   01.05.2024 12:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
Благодарю вас за отклик.

Кто есть кто на самом деле
выясняется только тогда,
когда пьеса сыграна.

Статья взята мною из сети.

Большаков Алексей   01.05.2024 12:45   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Ху из ху, как говорится
В переводе "Кто есть кто" Кто-то к Дьяволу стремится,
кто-то к Богу, но зато есть одна константа в мире,
от неё нам не уйти... Бог един!, А всех кумиров можно просто обойти...

С уважением,

Александр Егоренко   01.05.2024 12:58   Заявить о нарушении
посмотрел: у вас в избранных
есть сатанистка, во всяком случае,
так мне кажется.

Большаков Алексей   01.05.2024 13:50   Заявить о нарушении
Александр, система не передаёт
личные сообщения от меня, потому
отвечаю здесь:
а вы сам не отличаете?
Загляните на каждую страничку сейчас.

Большаков Алексей   01.05.2024 14:33   Заявить о нарушении
Так ответьте кто эта сатанистка?

Александр Егоренко   01.05.2024 14:38   Заявить о нарушении
И потом в избранные я избирал тех, кто близок мне по духу,
а Вы возможно ошиблись в своём определении..

Александр Егоренко   01.05.2024 14:51   Заявить о нарушении
Я понял, и что? Не буду раскрывать Вашу ссылку но в корне не согласен...

Вполне уважаемая мною поэтесса, скорее Вас отнесу к категории сатанистов, нежели её...

Александр Егоренко   01.05.2024 16:59   Заявить о нарушении
Александр, вы у меня ни строчки не прочли,
а торопитесь с выводами, как неразумная девочка.
Насчёт это "романтичной поэтессы" - покажите
её тексты своему духовнику, если не побоитесь.
На его месте я бы вас из храма погнал громовым:
"Изыди!".

Большаков Алексей   01.05.2024 17:33   Заявить о нарушении
Отчего же,прочёл некоторые строчки и что?
Честно говоря, лучше бы и не читал...

Александр Егоренко   01.05.2024 18:23   Заявить о нарушении
Благодарю вас, Александр, -
повеселили своей неразумностью.

Большаков Алексей   01.05.2024 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.