Лев Пушкин

 Лев Серге;евич Пу;шкин (9,17 ? (21) апреля 1805, Москва — 19  июля 1852, Одесса) — младший брат А. С. Пушкина и его литературный секретарь. Майор, надворный советник.

 В 1817 г. он поступил в благородный пансион при Главном педагогическом институте. Любимыми его предметами были русский язык и словесность, преподавателем которых был друг А. С. Пушкина, будущий декабрист В. К. Кюхельбекер. 26 февраля 1821 г. Лев Пушкин был исключен из пансиона за то, что организовал протест своего класса (он был тогда в III классе) против увольнения В. К. Кюхельбекера, которого заменили И. С. Пекинским. 


"Он был остроумен, писал хорошие стихи, и, не будь он братом такой знаменитости, конечно, его стихи обратили бы в то время на себя общее внимание. Лицо его белое и волосы белокурые, завитые от природы. Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою."Андрей Андреевич Дельвиг

На сегодняшний день нет сохранившихся стихов Левушки.


Пётр Андреевич Вяземский так описал состояние младшего брата Пушкина: «После смерти брата Лев, сильно огорченный, хотел ехать во Францию и вызвать на роковой поединок барона Геккерна, урожденного Дантес, но приятели отговорили его от этого намерения».


На Кавказе Лев Пушкин познакомился и близко сошёлся с М. Ю. Лермонтовым. Они проводили много времени вместе и вместе изощрялись в остротах в обществе. В тайну дуэли Лев Сергеевич посвящен не был, но снял с убитого Лермонтова, на память, перчатку. В 1842 году в чине майора, награждённый орденами Св. Анны 3-й и 4-й степеней и Св. Владимира 4-й степени, уволился с военной службы и переехал в Одессу, где поступил на государственную службу в Одесскую портовую таможню.


По словам Н. Г. Тройницкого, в это время Лев Пушкин был «рыжеватый — с проседью мужчина, с баками, верхняя губа выдавалась вперед и обличала негритянское происхождение. Он был довольно плотный, росту ниже среднего, ходил переваливаясь и расставляя ноги, как и его великий брат, который был выше его ростом. Память у него была феноменальная. Вообще он был очень образованный человек, а русский язык знал и понимал до тонкости. В беседе он был очень остроумен и колок». В Одессе у Пушкина собиралось лучшее местное общество.Зимой 1851 года в его доме гостил Гоголь.

20 апреля 1851 года по состоянию здоровья Пушкин был уволен в заграничный четырёхмесячный отпуск, который был продлён ещё на три месяца. Его мучила опухоль, которая перешла на низ живота, к довершению были приступы удушья и сердцебиения, сопровождавшиеся сильным беспокойством.

В таком состоянии он отправился для лечения в Париж, где познакомился с П. Мериме. В Одессу он вернулся поздоровевшим, но прежний образ жизни вызвал обострение болезни.

19 (31) июля 1852 года в окружении друзей Лев Пушкин умер от водянки в своей квартире в доме на Ямской улице.

Его отпевали в Спасо-Преображенском соборе, после похоронили на 1-м Христианском кладбище Одессы.Могила не сохранилась.

 15 сентября 2011 года мемориальная доска, изготовленная скульптором К.Н. Степановым, была торжественно открыта. При этом увековечен не только Лев Сергеевич Пушкин, но опосредованно и владельцы дома Крамаревы – известное в юной Одессе купеческое семейство общественных деятелей и благотворителей.

 


Лев Пушкин по памяти восстановил утраченный текст шуточной сказки брата «Царь Никита и сорок его дочерей».
Обладавший исключительной памятью, Лев Пушкин знал наизусть буквально все произведения брата, в том числе наброски, варианты, версии, реплики. Он сообщил много бесценной информации П.В. Анненкову, М.Н. Лонгинову, Б.М. Маркевичу, Я.П. Полонскому, и эти воспоминания опубликованы. П.А. Вяземский когда-то написал, что со смертью Л.С. Пушкина “погребены многие стихотворения брата его не изданные, даже и не записанные…”

Судя по письмам Льва Пушкина, он был довольно влюбчив. Следом за братом был увлечён Анной Керн, влюблён был сильно, но безответно. Во время затянувшегося сватовства брата к Наталии Гончаровой, согласно дневнику А. Вульфа, хвастливо говорил, что если женитьба Александра на Гончаровой не состоится, то она станет его женой. Летом 1842 года, находясь в Святых Горах, он влюбился в соседку по имению в Марию Осипову. Он собирался жениться на ней и даже сделал предложение, которое почти было принято. Но в последний момент передумал, вспомнив о своих долгах и неустроенности. Всю вину Лев Сергеевич возложил на своего отца, который одновременно с сыном имел виды на Осипову и ухаживал за ней. Простившись с Осиповыми «со слезами на глазах», Пушкин уехал в Киев, а затем — в Одессу, где вскоре женился.


Его супругой стала Елизавета Александровна Загряжская.Выпускница петербургского Смольного института благородных девиц.В доме у симбирского губернатора Александра Михайловича Загряжского Пушкин по-родственному останавливался в 1833 году, когда собирал материалы о пугачевском бунте. В браке не было ничего особенного с точки зрения церковных правил: родства кровного и свойства не было. Разница в возрасте - обычная для дворян того времени: «белый арап» (так называли Левушку) вступил в брак с дворянкой на 18 лет моложе. Ну, здоровье у жениха не очень. Левушка был беден: чин надворного советника и жалованье 1227 рублей 55 копеек в год

По поводу её брака М. И. Осипова писала брату: «Лев Сергеевич женится в Одессе на Загряжской… У нее ничего нет, говорят, что она не хороша, маленького роста, черна и худа». Сам Пушкин писал отцу:

    «Не думайте, что я женюсь по причине пылкой влюбленности; я полагаю, это именно та особа, которая может осчастливить меня, поелику она воистину ангел кротости и доброты».


По отзыву современников, Елизавета Александровна была «очень красивая и симпатичная блондинка, любившая веселиться в многолюдном обществе». Первые годы брака были счастливыми. Письма Пушкина к ней всегда были полны нежности. Но потом, по словам А. И. Дельвига, жена оставила Льва Сергеевича, так как он по-прежнему любил холостяцкую разгульную жизнь.


Когда в возрасте 47 лет скончался Лев Сергеевич, оставив 29-летнюю вдову с тремя детьми: 9-летней Ольгой, 7-летним Анатолием и 4-летней Марией. Елизавета Александровна переехала в Петербург, откуда пыталась выехать за границу, но, получив отказ из-за числившихся за семьёй долгов, она в 1853 году поселилась с детьми в Большом Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Село это досталось мужу после смерти отца его, С. Л. Пушкина. Имела четырёх детей.
Ольга (1844—1923, в первом браке Хоботова до 1869 г., во втором браке — Оборская);

Анатолий (1846—1903);

Софья (умерла в младенчестве)

Мария (1849—1928).

Овдовев, чтобы определить детей на воспитание в казенные учреждения, уехала с ними в Москву. Лето жила в Болдинском имении мужа.
 По словам сына, «мать его, Елизавета Александровна, нехозяйственно управляла имением». В 1866 году он хлопотал о своем досрочном признании владельцем Болдина до достижения 21 года. В свои хлопоты по увольнению матери от обязанностей попечительницы Анатолий вовлек и сестер. Ольга была его единомышленницей, а Марию пришлось уговаривать. Елизавета Александровна умерла в бедности, в больнице для чернорабочих Санкт-Петербурга, похоронена «на казенный счет» на Охтинском кладбище.

Л. С. Пушкину принадлежат воспоминания о детстве брата. По справедливому замечанию одного из первых биографов Пушкина, Лев Сергеевич «представлял собою живую и самую полную биографию его, самое полное собрание его сочинений».
   Нечкина М.В.

"Родной брат поэта, Лев Сергеевич Пушкин, был причастен к восстанию 14 декабря. Он был вполне добровольным, хотя и своеобразным его участником. Этот факт был прекрасно известен следственной комиссии по делу декабристов и, конечно, самому Николаю I. Есть основания думать, что знал об этом и А. С. Пушкин." Нечкина М.В.

Тем удивительнее, что причастность Льва Пушкина к событиям 14 декабря до сих пор совершенно не привлекала внимания пушкинистов. Изучались многие мелкие и мельчайшие вопросы пушкинской биографии, но этот, далеко не мелкий факт игнорировался.

Кюхельбекер передал жандармский палаш Льву Пушкину, тем самым вооружив его. Затем он подвел Льва Пушкина к князю А. Одоевскому со словами "Prenons ce jeune soldat" ("Примем этого молодого воина"). Чтобы понять значение этих слов, надо вспомнить о роли А. И. Одоевского, который был одним из строевых начальников восстания. (Пала;ш — рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным клинком, который может иметь двустороннюю, но чаще — одностороннюю или полуторную заточку)


Встает вопрос: знал ли А. С. Пушкин о причастности Льва к событиям 14 декабря? На этот вопрос надо ответить утвердительно. Важным доказательством этого является известный рисунок Пушкина - Кюхельбекер и Рылеев на площади 14 декабря. На этом рисунке Кюхельбекер изображен с двумя видами оружия: с пистолетом и со знаменитым "палашом". Об этом, втором виде оружия ни слова не говорит известное "Донесение" следственной комиссии - хорошо известный А. С. Пушкину документ. (Там говорится только об одном виде оружия - о пистолете.)

Остается только Лев как информатор Пушкина об этой детали: кому и было знать о ней лучше чем ему?!

Если так, то может возникнуть вопрос: почему осведомленный о случившемся поэт, сам Лев Пушкин и вся семья Пушкиных сумели так хорошо уберечь эту тайну, что она сохранилась в течение сотни лети не привлекла ничьего внимания? Лев Пушкин и его семья молчали по понятным причинам: нельзя было признаться в такого рода "государственном преступлении", за которое другие заплатили каторгой и ссылкой.


Рецензии