Стихи Чемпионата. Третья десятка

Друзья, вот и третья десятка начала формироваться. Интересно, какая она будет? Начало мне нравится.

Елена Чалиева.


№21 Давай поедем

Давай поедем летом на озёра,
Бездонные, заросшие травой!
Ты думаешь, июнь ещё не скоро,
А он уже шумит над головой.

Бежит стремглав, отчаянный ребёнок,
Размахивает ветром что есть сил!
Птенцовый голосок его так тонок,
Хоть взрослым он себя вообразил.

Мы ночью на мостках сидеть могли бы,
Ловить в ладони звёздную лузгу.
У самых камышей играет рыба,
И окуни гоняют мелюзгу.

Там розовые воды на закате,
И плавунцы, как горстки шелухи...
Там властвуют озёрные заклятья,
Такие же и пишутся стихи... 

Там грозы налетают, будто черти,
Втыкая в воду белые клыки.
Беспечно заигравшиеся дети
Бегут от ливня наперегонки. 

Мы, под дождём стремительным намокнув,
Стояли бы, целуясь и смеясь...
...А здесь от ливня защищают окна,
И  с летом рвётся призрачная связь.


№22 Качели

Пожалуйста, больше не надо
любви и тебя.
Ты – вздорный,
занозно-подвздошный.
Притянешь к себе,
оттолкнешь от себя,
качели все выше и выше.
Был горизонтом,
стал птицей на крыше.

Сомнений и призрачных
дней
под сердцем тревога.
На сердце застыла печать,
за сердцем дорога-дорога.

Оставь все как есть.
Не поглажено платье.
В ушедшем составе –
поломка.
На рельсах раскрыта
в линейку тетрадь.
Мне каждую ночь
постель тебе стлать.
Кричат альбатросы и грифы
бесчеловечно и громко.

Ты рядом –
и топится грусть
в кофейной надтреснутой чашке.
Не рядом –
пульсирует, бьется в руках
на чашке
финифть черепашки.


№23 Хор

Припевом даль времён звучит и ширится куплетом.
Хор, на скамейке сидючи и с личным табуретом,
Поёт, как на завалинке, про радости мирские.
Бабули были сельские, а нынче — городские.

За хлебом до «Пятёрочки», от телика — до койки.
Но, кажется, Бурёнушка спешит к вечерней дойке,
Да куры не накормлены, да грядки не политы.
Планеты не настроены на новые орбиты.

Пестрят платки цветочные и белые с узором.
Уходит ясно солнышко, не внемля уговорам.
От ветра понимающе и ласково кивают
Покрышечные лебеди седыми головами.

Из алого в багряное метнулось предзакатье.
Жаль, стала память рваною, как старенькое платье.
Немало вёсен прожито. Трудились и рожали.
Вели, как и положено, бои за урожаи.

Закончены баталии, напрядены все нити.
С невиданной Анталии внучок везёт магнитик.
А хор поёт размеренно, а музыка всё длится,
Чтоб каждый мог заслушаться и низко поклониться.


№24 Бродила осень

Когда ломались с треском корабли
на мелях сентября, а ветер злился
и брызгами солёными пылил
на наши, в солнечном загаре лета, лица,
когда, гремя последнею грозой,
закат, ворча, тянулся над холмами,
бродила осень женщиной босой
по мёртвым лепесткам июньских маков.
Вбивали клинья в небо журавли,
курлыканьем прощальным переполнясь.
На мокрых стыках  грохотал вдали,
расставшись с бабьим летом, скорый поезд.
Бледнел рассвет и багровел закат,
темней и строже становились тени,
и лампа солнца в жалких тридцать ватт
не согревала круглые колени
стыдливой осени, чей охряной наряд
мелькал среди задумавшихся елей.
Мне падала на лоб тугая прядь,
и щёки по-брусничному горели.
А ветер злился, листья вороша,
бросался оземь охладевшим телом.
Меня ты крепко за руку держал -
чтоб с журавлями я не улетела.


№25 Хранитель упавшей звезды

Здравствуй, хранитель упавшей звезды, светлячок-
Всех восхищает твоё лучезарное чудо,
В платье, плетеном из тонкого звёздного джута,
Светит она, если свой отворишь сундучок.
 
Звёзды, вдохнувшие ночь, начинают парад,
Блещет твоя подопечная - тень зодиака.
Важно поправив два борта суконного фрака,
Легкой былинкой  росинок ты выстроишь  ряд,
 
Звёздной мелодии ноты собрав на листы
Ветром склонёного клевера, всем на удачу.
Ритмом небесным  мгновенно всецело захвачен,
Гимны напишешь при свете хранимой звезды.
 
Утром все звёзды пожаром потушит  восход.
Солнце осушит глазастые капельки-ноты.
Спит светлячок, сочинитель мелодий природы,
Новой волшебной ночи ожидая приход.


№26 Западный ветер

Западный ветер
Перебирает тонкими пальцами
Пряди твоих волос,
Слизывает
Капли дождя
С восхитительной шеи.
Завтра он снова придёт за добычей,
Западный ветер…


№27 Тени Переделкина

«Так пахли прописи дворян о равенстве и братстве.»
Б. Пастернак, «Лето»,1917
«Смерти не будет» – надпись Б.П. из книги Откровение на обложке «Доктор Живаго».


Мой посёлок – не Писательский, – Чоботы!
Но уютны оба, – вовсе не чопорны.
И метро не ходит к нам, в Переделкино.
Только ходики. И те – переделаны.

Гири виснут, тянут время… Да что ему
панегирики – былому дотошному, –
«Смерти нет», покуда память – картинками.
На стене тихонько ходики тинькают.

Пробегает в суете настоящее.
Тени сосен и берёз – звероящеры.

По проселочной Лесной, вниз – к источнику:
может правда он Святой? Ржавы, в точечку
тростники, вода зато –
животворная:
ах, сквозь время бы – в затон…
Вижу двор, и я –
из «вигвама» – Фенимора творение:
мамин старенький халат – в оперении!

Расправляю два крыла в лето вечное:
в огороде – пастернак, огуречники;
Сад, где сотни зорких глаз смотрят вишнями.
Выбирают времена люди «лишние»…

Платья смутный силуэт с лёгким вырезом.
Утро, старых сепий след в жёлтых ирисах…
И – дворовее дворян, – тех – до вырубки,
тени предков говорят, –
мы – их выкройки.

Годы горбятся, дороги с прорехами.
Заблудились или мимо проехали?
Вечереет: зорька в ласковом мареве…

— Здравствуй, Борька!
А махнём на Самаринский*?

______________________________
*Самаринский пруд в Переделкине – по названию усадьбы Самариных в Измалкове-Передельцах ( Д. Самарин - прототип Ю.Живаго) В 1933 г. там появляется «Городок писателей»


№28 Где цветы?

Где цветы? Где цветы? Где цветы? Где цветы?
Там, где шла босиком по прогалинам ты,
Там, где таяла смерть от любви теплоты,
Там, где рыщут сейчас времена темноты.
Времена темноты -
Перемен времена...
До цветов ли? "Конечно!" - ответит весна.
А пока постарайся сама угадать,
Где придется тебе оставаться и ждать?
Где проклюнется слабая жизни трава?
С кем окажешься вдруг абсолютно права?
А пока, а пока, а пока, а пока
Под сугробами дышит устало пурга.
А пока под сугробами спят имена.
"Не нужна!" - повторяют тебе, - "Не нужна!"
"Не нежна? Не нежна,
Не она? Не она" -
Времена беспробудного тёмного сна
Предлагают ответ. Но другой знаешь ты
И цветы, и цветы, и цветы, и цветы...


№29 *** («Вытаращил глазищи жёлтые»)

Вытаращил глазищи жёлтые,
лАпищи раскОгтил,
в пасти розовой влажно клыки белеют,
алый язык дрожит
шипенье вибрируя,
дышит мех золотой.
Котёнок.


№30 *** («Маяковский – 4 fortissimo»)

Маяковский – 4 fortissimo.
  Его читать – экзекуция.
    Сломаешь язык,
      мозги свернёшь,
         если не брат
                Конфуция.
Претили его понты -
     пальцы веером
          и бычья
              кичливость.
Эго моим 
      была выбрана
            есенинская
                сопливость.
В библиотеке
      родителей
           выискал
                зорким оком:
про суку,
   очередь кобелей,
         с текущим
             по мордам соком.
Время не лекарь.
       Время - палач,
              рубящий
                без жалости,
в сухом остатке
       с тобой и в тебе -
              бесценные
                малости.
Я извиняюсь перед В.В.
     за глупость
          отроческую,
                максимализм.
Лишь потому,
    что с бульдозерной
         яростью
             он славил
                патриотизм.


Друзья, вот и третья десятка сформирована. Скоро я открою четвёртую. Последнее стихотворение в этой десятке под номером 30 автор прислал в виде лесенки в стиле Маяковского. Но сайт "Стихи.ру" не даёт опубликовать лесенку так, как хотел бы автор, смещает строки. Прошу это учитывать тех, кто тоже хочет подать на конкурс стихотворение в подобной форме.

Ведущая Чемпионата Елена Чалиева.


Рецензии
В этой десятке для меня два маячка – №№ 23 и 30. Получила удовольствие от хорошо сделанных текстов. Как в целом, так и в отделке мелких деталей. Кстати, «покрышечных лебедей», о которых спрашивала автора уважаемая Елена Ч., сразу представила, и было приятно присоединиться к взгляду автора.

Авторам № 24 и 25.
Оба с/т хвалят. Тем более считаю долгом сказать авторам, что я заметила по ошибочке-помарочке у них. М. б., потом пригодятся мои замечания.
№24: не «оземь», а «наземь».
№25: «Легкой былинкой росинок ты выстроишь ряд»: я как читатель запуталась в падежах. То ли «росинок» – определение к былинке (у светлячка есть некая былинка из росинок, которой он выстаивает в ряд – тогда недоумение: кого или что?), то ли светлячок выстраивает в ряд росинки, одушевляя их. Росинки живые? Если нет, то в требуемом здесь винит. падеже они «росинки». «Легкой былинкой росинКИ ты выстроишь ряд.» Если я и не права, то автору стоит задуматься над строкой, приведшей меня в такое затруднение с пониманием её.

Елена Шипина   12.05.2024 02:27     Заявить о нарушении
Елена, что касается «покрышечных лебедей», то мне уже всё ясно: автор №23 прислал мне в почту фото таких малых архитектурных форм, когда из старой покрышки вырезают лебедя и красят в белый цвет. Это ещё встречается в малых городах.

А вот с вашими "ошибочками-помарочками" не соглашусь.
По №24: слово "оземь" - старинное производное от "о землю", так что здесь по смыслу подходит.
По №25: слово "былинка" - означает "стебелёк травы", и в данном контексте понятно, о чём речь. Росинки здесь действительно одушевлены. Это - "глазастые капельки-ноты", которые сверчок как дирижёр во фраке выстраивает в мелодию, дирижируя былинкой как дирижёрской палочкой. Так что ошибки в написании этой строки нет.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2024 11:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Уважаемые дамы, вы обе правы, т.к. в строчке пропущена АВТОРСКАЯ запятая. Запятую нужно поставить, после "Лёгкой былинкой", а иначе возможно иное прочтение строки: "Лёгкой былинкой росинок" и будет непонята строчка.))

Омарт Криевс   12.05.2024 12:27   Заявить о нарушении
Александр, здесь оба прочтения годятся, кмк.

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2024 12:38   Заявить о нарушении
В смысле, что росинки в ряду тоже можно представить в виде былинки, т.е. веточки на нотном стане.

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2024 12:39   Заявить о нарушении
Елена, если каждая росинка нота,то только первый вариант. Росинок в строчке много, а былинка одна. Если на одной былинке много росинок, то росинки не ноты, каждая, а все создают ноту, что противоречит, что каждая росинка - нота.) Формальная логика и не более.

Омарт Криевс   12.05.2024 12:56   Заявить о нарушении
Александр, я спорить не люблю, тем более по мелочам. А это - мелочная мелочь. Я своё мнение сказала, а решать будет жюри и народное голосование. Тут у некоторых критиков у самих ошибки посущественнее есть, только не обо всём я пишу.

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2024 13:04   Заявить о нарушении
Не хочется копаться в интересном стихотворении и не буду, но – во второй строчке стиха "твоё" можно соотнести и со светлячком и со звездой в равной степени. И как всегда местоимения в поэтическом тексте, больше минус, чем плюс и этот стих не исключение.)

Омарт Криевс   12.05.2024 13:16   Заявить о нарушении
Думала, думала насчёт этого слова "оземь" в данном контексте, и решила, что Елена всё же права, так как есть устойчивое выражение, часто используемое в сказках, - "удариться оземь", т.е. "удариться о землю". А вот "броситься оземь" я не встречала, и по смыслу "броситься о землю" - неправильное сочетание слов. Т.е. правильно будет "удариться оземь" или "броситься наземь".
ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2024 13:19   Заявить о нарушении
)))Именно так, Елена! Здравствуйте! И всё же "былинкой росинок" - "спотыкачее" сочетание )))

Елена Шипина   12.05.2024 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.