Сознание и научный дискурс

Сознание было долгое время "выкинуто" из научного дискурса. Говорить о сознании в серьезных научных работах или на конференциях считалось чем-то неприличным, своего рода, дурным тоном. Сегодня сознание как объект для научного изучения постепенно восстанавливает свой статус, научный интерес к проблеме сознания только усиливается.

Можно быть материалистом, идеалистом и вообще кем угодно, но пожалуй уже нельзя сегодня просто отбрасывать сознание, как нечто несущественное. Если даже вопреки выводам Д. Чалмерса, сознание и не является чем-то фундаментальным и универсальным, то оно, как минимум, оказывает огромное влияние на "внешний" мир и наши представления о нем, на его устройство и функционирование.

Один мой знакомый физик-математик, прочитав работу В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", жестко раскритиковал её в свете современных данных Квантовой физики. В противовес В.И. Ленину, который вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом переворачивал Гегеля "с головы на ноги" и будучи диалектическим материалистом, отстаивал существование внешней объективной материальной реальности, независящей от наблюдателя, мой знакомый сказал, что в Квантовой механике центральную роль играют вероятности, а вероятности нельзя определить без субъекта. Вероятность - это субъективная оценка человека, его ожидания. Нельзя определить вероятности, не прибегая к субъекту. И в этом смысле, понятие объективной реальности, которая существует независимо от наблюдателя, становится, в общем-то бессмысленным.

И Квантовая физика и Теория относительности представляют собой теории, в которых важную и даже определяющую роль играют наблюдатель, вероятности, субъективизм. При этом они противоречат друг другу как моменты антитезиса. Тот синтез, элементами которого они являются есть сознание. Подлинным объединением Квантовой физики и Теории относительности в Единую Теорию всего будет познание сущности сознания.

Возникновение и развитие Квантовой физики стало настоящим прорывом в науке. Это так не столько из-за изобретения каких-то новых технологий, сколько из-за мировоззренческого сдвига, порожденного Квантовой механикой, которая показала людям, насколько же тонко, нетривиально и сложно устроен мир.

Мир - это не просто некая внешняя, "замороженная" данность, познаваемая человеческим сознанием, которое никак на этот мир не влияет и потому может быть исключено из науки, как считалось ранее. "Внешний" мир и сознание - это единая изменяющаяся система, элементы которой тесно взаимосвязаны.

По сути, с позиций Квантовой физики можно посмотреть на всю Вселенную в целом, а не только на атомы и субатомные частицы. Согласно современным научным данным, возникновение галактик есть во многом результат квантовых флуктуаций. Галактики и вместе с ними вся Вселенная - это по сути квантовый объект. Отсюда следует невероятный вывод, развитый физиком Джоном Уилером, что галактики также, как и элементы микромира находятся в суперпозиции и при наблюдении за ними человек осуществляет коллапс волновой функции до одного конкретного состояния. А значит и вся Вселенная по сути своей находится в квантовой суперпозиции, которая редуцируется в процессе наблюдения и мы видим Вселенную в итоге такой, какой видим.

Эти идеи вслед за Дж. Уилером были развиты физиками Дж. Бэрроу и Ф. Типлером. Дж. Бэрроу и Ф. Типлер пошли еще дальше Дж. Уилера и заявили, что наблюдатель не просто коллапсирует волновую функцию Вселенной, но он, осуществляя редукцию суперпозиции, принципиально необходим для придания Вселенной бытия.

Это чистое гегельянство, проинтерпретированное на языке современной физики.

Всё тот же мой знакомый физик-математик высказал интересную мысль о том, что Квантовую физику никто не понимает не потому что она такая сложная, а потому что люди еще не научились мыслить "квантовомеханически", люди, и даже многие физики, остаются в старой парадигме, а нужна новая парадигма мышления. И это новая парадигма, по мнению моего знакомого, исходящая из требований или даже давления фактов самой Квантовой физики заключается в том, что объективной реальности, независящей от нашего сознания, попросту не существует.

Как говорит мой знакомый, ну нельзя данные экспериментов в Квантовой физике в полной мере объяснить какой-либо теорией, придерживающейся прежней парадигмы существования ньютоновской объективной реальности и присущего ей детерминизма, не получается. И дело тут не в том, что у нас не хватает технологий. Такова сама суть Квантовой физики - она буквально кричит нам о том, что никакой объективной ньютоновской реальности не существует. И это, повторюсь, даже не мои слова, а моего знакомого - профессионального физика-математика.

Гегельянством мой знакомый не увлекается, но, думаю, пройдут годы, и наука сама собой придет практически к гегельянскому миропониманию, которое еще недавно некоторым философам казалось чем-то запутанным, непонятным, неактуальным и устаревшим.

Мой научно-философский проект: https://t.me/edstarru


Рецензии