Солярис, молекула любви Померанца - 3

Новый гадкий утенок Ван-Гог
Чешую скорлупы отчищает -
"...я ушел бы от вас, если б мог
Но зачем-то опять возвращаюсь..."

Посмотрел в иллюминатор. Золотой свет сменился инверсионно синим, спокойным тоже, но более прохладным. Надо немного поспать. Или это и есть сон?
http://stihi.ru/2024/04/27/1723

Но такое ощущение - как будто плыву в океане на каком-то обломке кораблекрушения, и встречаю попутчика. Григорий Померанц в своём совсем не литературном эссе буквально об этом пишет:

"При случае я подхватываю первый попавшийся текст и повторяю его. Бывают трудные минуты, когда новые слова не рождаются и надо помнить что-то готовое. Так же как в море хорошо иметь под руками пробковый пояс даже хорошему пловцу (вдруг не хватит сил). Но настоящая встреча с морем — безо всякого пояса, безо всякой одежды. И с духом тоже.

О как он труден, путь в бессмертье,
Путь через бездну, глубиной
Во всеобъемлющее сердце.
Нельзя укрыться за стеной,
Нельзя от бездны отдохнуть:
Жизнь — это путь!"

Ла, но готов ли я безо всякой одежды (надежды) в океан? Не к каждому же Фаусту во второй половине жизни приходит Маргарита в отрытую душу. Тем более никаких общих интересов с господином Мефистофелем у меня не имеется. Говорят, Булгаков обрёл с ним нечто общее через морфий, а вот Гёте - каким образом?

Померанц обрёл свою Маргариту без помощи Мефистофеля, это точно. Он же был безбожник, снился ему однажды на Соловках нехристианский бог Шива в сельском клубе с праведниками, большего зала не потребовалось. А когда Григорий Соломонович предположил во сне, что надо сюда и неправедных, то и провалилось всё! К Библии он относился не как к Священному писанию, ибо был не то некрещёным, не то просто относился к этому по-житейски, или по-иудейски свысока? Встретилась мне у него поговорка "Что конь лечёный, что вор прощёный, что жид крещёный..." - лагерная, может быть? Он пару раз проходил курсы ЗК от СССР.

Встретилась в первом попавшемся тексте (по его методике) понятная формулировка действенности молекулы любви в 21-м веке, может этого и достаточно:

"Из молекулы любви лучится свет на всех окружающих. И нет разрыва между поколениями, и не летят под откос святыни, открывшиеся людям, не знавшим компьютера и интернета."

Нет, это не человек Соляриса. Это суфлёр "Лебединого озера"! При том одиночка:

«Счастье — итог пути, которыи; каждыи; должен прои;ти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства таи;ны».

Ну этого чувства тайны у меня поднакопилось, хоть отбавляй... Что-то я потерял вообще чувство общности, хотя поначалу казалось всё близко автобиографически даже, и возвращение к любви после смерти от туберкулёза (чудо, да?), всё, кроме ЗК, эти люди у меня работали на Крайнем Севере, но я то был добровольно. А у него есть ещё общее, юлизкое мне отношение к скрипке:

«Я понял, что любить – значит как бы писать новые стихи и новую музыку, где каждое повторение – ложь. Я смычок, играет Бог, и каждый миг надо заново угадывать, чего от тебя ждет скрипка. Каждое движение чувствовать сердцем – чтобы оно шло от сердца и находило отклик в сердце»

Да. Это мне близко. Это можно показать, пропеть океану Соляриса!

...весь этот мир - тревожный сон,
А может быть - бесплотный клон,
Чеширского кота улыбка?

И только старый Мендельсон
Спасает плачущую скрипку

*

Никогда не играю по нотам
Никогда не пишу по шаблону
Никогда не дерусь по субботам
Никогда не ищу благосклонность
Навсегда
Потому что стремится поток Навсегда
- в Никогда -
Но на острове Иногда
Иногда мы с тобою танцуем
Словно ноты на море рисуем
Словно мы - эти ветра дети
...как прекрасны цветы на рассвете,
Но не слишком ли много красного?
Волны золота, эшелоны!

*

И попросил я золотую рыбку
раз повезло
пусть стану я смычком для скрипки
на час
а там хоть снова на сто лет веслом

И ничего не отвечала рыбка
мне, лузеру
но чайка стала Моцарта улыбкой
тотчас
как я стал шелестом прибоя, моря музыкой

*

Бриз,
Уносящий шампанского брызги, ветер капризный
Ветер непостоянства, снежный узор укоризны

Вниз
Уносят, что странно, и вериги и ризы.
Быть бы морским каланом, на острове, на карнизе.

Просто
Читать на камне острова, буковки острые,
Трещинки ли от времени, Атлантиды ли поступь.

Мост мой
Словно уходит вверх монстром, ветер норд ост, но -
Жарко. Какой плотный воздух.

Бриз
Приходящий без визы и вызова, ветер каприза.
И Паганини "Капричос" как резкий ответ на Гойи сюжет, реприза.

Реверс далекого берега, от гениальной скрипичной печали истерика -
Как не боится он это играть так уверенно?
Бис, маэстро! Бис!

далее http://stihi.ru/2024/04/28/6310


Рецензии