9. 05. Заповеди блаженства

«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:2, 3)
Эти слова удивленная толпа воспринимает как нечто абсолютно новое и весьма странное. Подобное учение противоречит всему тому, что иудеи когда-либо слышали от священников или раввинов. В нем они не видят ничего, что польстило бы их гордости или напитало их честолюбивые надежды. Но этот новый Учитель обладает какой-то силой, и Его слушают, затаив дыхание. Благоухание Божественной любви, словно аромат душистого цветка, распространяется вокруг Его личности. Слова Учителя нисходят, «как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Псалтирь 71:6). Собравшиеся на проповедь инстинктивно чувствуют, что Он читает тайники каждой души и вместе с тем подходит к людям с нежной сострадательностью. Их сердца раскрываются перед Ним, и в то время, пока слушатели внимают Ему, Дух Святой открывает им значение учения, в котором люди столь сильно нуждались во все времена.
Во дни Христа религиозные вожди народа считали себя духовно богатыми людьми. Молитва фарисея «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Луки 18:11) выражает мысли не только всего этого сословия, но и в значительной мере народа в целом. Тем не менее в окружавшей Иисуса толпе были люди, сознававшие свою духовную нищету. Когда в чудесном улове проявилась Божественная сила Христа, Петр, упав к ногам Спасителя, воскликнул: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Луки 5:8). Так и среди собравшихся на горе нашлись души, которые в Его святом присутствии почувствовали, что они “несчастны, и жалки, и слепы, и нищи, и наги” (Откровение 3:17), и возжаждали спасительной благодати Божьей (см. Титу 2:11). В этих душах теплые слова Христа пробуждали надежду; они видели, что их жизнь благословлена Богом.
Иисус предложил чашу благословения и тем, кто считал, что «богат, разбогател и ни в чем не имеет нужды» (Откровение 3:17), но они с презрением отвернулись от драгоценного Божьего дара. Если человек считает себя добродетельным и достаточно хорошим, если он удовлетворен своим настоящим положением, то у него нет стремления стать причастником благодати и праведности Христа. Гордый не чувствует нужды, а потому затворяет свое сердце перед Христом и Его неисчерпаемыми благословениями. В сердце такого человека не остается места для Иисуса. Кто богат и достоин почестей в собственных глазах, не просит с верой и не получает благословения Божьего. Он чувствует себя насыщенным и потому уходит ни с чем. Но люди, сознающие, что сами себя спасти они не могут и сами по себе не в состоянии творить добро, оценят помощь, которую может предложить им Христос. Они и есть нищие духом, которых Христос называет блаженными.
Тех, кого Христос прощает, Он прежде приводит к покаянию, а обличение во грехе является делом Духа Святого. Обличаемые Духом Божьим сознают, что в их сердцах нет ничего доброго. Они видят, что все их прежние дела замешаны на себялюбии и грехе. Подобно бедному мытарю, они стоят в стороне, не решаясь поднять глаза к небу, и молят: “Боже! будь милостив ко мне, грешнику!” (Луки 18:13). И получают благословение. Кающемуся дается прощение, ибо Христос есть “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоанна 1:29). Обетование Божье гласит: “Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю” (Исаии 1:18). “И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... Вложу внутрь вас дух Мой” (Иезекииля 36:26—28).
О нищих духом Христос говорит: «Их есть Царство Небесное». Спаситель вовсе не имел в виду временное земное царство, как на то рассчитывали слушатели Иисуса. Христос раскрыл перед ними духовное царство Своей любви, благодати и праведности. Знаком, свидетельствующим о правлении Мессии, является подобие Сыну Человеческому. Его подданные нищи духом, кротки, гонимы за правду. Им принадлежит Царство Небесное. И хотя работа Духа Святого в их сердцах еще не закончена, Он непременно приготовит их «к участию в наследии святых во свете» (Колоссянам 1:12).
Все, кто ощущают свою глубокую духовную нищету и чувствуют, что в них нет ничего доброго, могут обрести праведность и силу, взирая на Иисуса. Он призывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Матфея 11:28). Он предлагает вам поменять вашу нищету на богатства Его благодати. Мы не достойны любви Божьей, но ее достоин Христос, Поручитель наш, и Он в состоянии спасти всех, приходящих к Нему. Каким бы ни было ваше прошлое, как бы прискорбно ни было ваше нынешнее положение, если только вы придете ко Христу такими, какие вы есть, — слабыми, беспомощными и отчаявшимися, наш сострадательный Спаситель выйдет вам навстречу, заключит в Свои любящие объятия и оденет в одежду Своей праведности. Он представляет нас Отцу в белых одеждах Своего характера. Он просит Бога за нас, говоря: “Я занял место этого грешника; не смотри на это своевольное дитя, но смотри на Меня”. Как бы громко ни обвинял сатана наши души во грехе и как бы ни притязал на нас как на свою добычу, — кровь Христа ходатайствует с большой силой.
«Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила... Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Исаии 45:24, 25).
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4)
Плачущие, о которых говорит данный стих, — это искренне и чистосердечно скорбящие о грехе. Иисус говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанна 12:32). Только взирающий на вознесенного на крест Спасителя в состоянии осознать греховность человечества. Он видит, что это грех людской бичевал и распял Господа славы. Он видит, что его жизнь, несмотря на нежную любовь к нему Христа, была постоянным выражением неблагодарности и возмущения. Он оставил своего лучшего Друга и надругался над драгоценнейшим даром небес. Он снова и снова распинал в себе Сына Божьего, снова и снова пронзал Его израненное сердце. Он разделен с Богом пропастью греха — широкой, темной и глубокой — и плачет в сокрушении сердца.
Такие плачущие «утешатся». Бог открывает нам нашу вину, дабы мы прибегали ко Христу, через Него освобождались от рабства греха и радовались в свободе детей Божьих. С истинным раскаянием в сердце мы можем прийти к подножию креста и там сложить с себя всякое бремя.
Слова Спасителя несут весть утешения и тем, кого постигло несчастье или тяжелая утрата. Никакая скорбь не бывает случайной. Бог «не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач Иеремии 3:33). Если же Он допускает испытания и несчастья, то это «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евреям 12:10). Всякое испытание, каким бы тяжелым и горьким оно ни казалось, окажется благословением для того, кто переносит его с верой. Тяжелый удар, превращающий в прах все радости земные, может обратить наш взор к небесам. Сколько людей никогда не познали бы Иисуса, если бы скорбь не побудила их искать у Него утешения!
Превратности жизни являются Божьими орудиями, посредством которых Он очищает наш характер от недостатков и шероховатостей. Обтесывание, шлифовка, обжиг и полировка причиняют боль. Тяжко, когда тебя прижимают к точильному колесу. Но камень, обработанный таким образом, готов занять свое место в небесном храме. На бесполезный материал Господь не затрачивает столько труда и заботы. Только Его драгоценные камни полируются так, чтобы они соответствовали Его великолепному дворцу.
Господь будет трудиться для всех, кто доверится Ему. Верные одержат драгоценные победы, усвоят драгоценные уроки и обретут драгоценные опыты.
Отец Небесный не оставляет скорбящих без внимания. Когда Давид поднимался на гору Елеонскую, «шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой» (2 Царств 15:30), Господь смотрел на него с жалостью. Давид был одет во вретище и испытывал невыносимые муки совести. Внешние знаки смирения свидетельствовали о его раскаянии. В сокрушении сердца, со слезами он представил Богу свое дело, и Господь не оставил Своего раба. Никогда Давид не был так дорог бесконечно любящему сердцу Бога, как в тот день, когда, испытывая угрызения совести, бежал, спасаясь от врагов, подвигнутых к мятежу его собственным сыном. Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19). Христос ободряет раскаявшееся сердце и очищает скорбящую душу до тех пор, пока она не станет Его обителью.
Однако, когда к нам приходит беда, сколь многие из нас уподобляются Иакову! Нам кажется, что это рука врага, и во мраке мы ведем борьбу вслепую, пока не лишаемся сил, не находя ни утешения, ни избавления. Божественное прикосновение при первых лучах зари открыло Иакову Того, с Кем он боролся, — Ангела завета. Беспомощный, в слезах, он припал к груди любящего Бога, чтобы получить столь желанное благословение. Нам тоже нужно усвоить, что испытания даются во благо, не пренебрегать наказаниями Божьими и не падать духом, когда Он обличает нас.
«Блажен человек, которого вразумляет Бог... Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (Иова 5:17—19). Для каждого, кто поражен горем, Иисус совершает служение исцеления. Драгоценные откровения Его присутствия облегчают нашу боль утраты, печаль и страдания.
Господь не желает, чтобы мы изо дня в день жили под гнетом скорбей и сокрушались сердцем. Он хочет, чтобы мы подняли свой взор и увидели Его лицо, сияющее любовью. Благословенный Спаситель стоит рядом со многими людьми, глаза которых настолько затуманены слезами, что они не различают Его. Иисус жаждет взять нас за руки, чтобы мы посмотрели на Него в простоте веры и позволили Ему вести нас. Его сердце всегда открыто для наших горестей, страданий и переживаний. Он возлюбил нас вечной любовью и окружил многими милостями. Мы имеем возможность стремиться к Нему всем сердцем, днем и ночью размышлять о Его милосердии. Он вознесет нашу душу над повседневными скорбями и неурядицами и введет ее в Свою обитель мира.
Подумайте об этом, дети страданий и слез, и возрадуйтесь в надежде. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоанна 5:4).
Блаженны и те, кто плачет со Христом из чувства сострадания к грешному миру и в скорби о его грехе. Подобной скорби чужды мысли о собственном «я». Иисус был «Мужем скорбей», перенесшим неописуемые сердечные муки. Его дух был истерзан и изранен преступлениями человечества. Он трудился ревностно и самозабвенно ради облегчения страданий людей и восполнения их нужд, и Его сердце тяготила скорбь, когда Он видел множество людей, отказывавшихся прийти к Нему, дабы иметь жизнь. Все истинные последователи Христа непременно разделят подобные чувства. Став причастниками Его любви, они начнут сотрудничать с Ним в спасении погибающих. Разделяя страдания Христа, они разделят и Его грядущую славу. Будучи едины с Ним в работе, разделяя с Ним чашу скорбей, они станут и причастниками Его радости.
Иисус обрел служение утешения, Сам пройдя через страдания. Он вкусил все человеческие печали и скорби, «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евреям 2:18). Каждая душа, участвующая в Его страданиях, имеет преимущество участвовать и в этом служении. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Коринфянам 1:5). Плачущим Господь оказывает особую милость, которая смягчает сердца и завоевывает души. Его любовь прокладывает дорогу к раненой и изъязвленной душе и становится целебным бальзамом для скорбящих. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Коринфянам 1:3, 4).
«Блаженны кроткие» (Матфея 5:5)
В Заповедях блаженства отражено развитие христианского опыта. Кто ясно осознал свою нужду во Христе, кто плакал о грехе и вместе со Христом прошел школу страданий, тот научится кротости у Божественного Учителя.
Ни иудеи, ни язычники никогда не ценили терпения и кротости в минуты торжества несправедливости. Когда под влиянием Духа Святого Моисей назвал себя кротчайшим человеком на земле, его современники не считали данное качество достоинством. Скорее, оно вызвало у них жалость и презрение. Иисус же упоминает кротость в числе главных качеств, необходимых для наследования Его Царства. Во всей своей божественной красоте эта ценная добродетель проявилась в жизни и характере Самого Спасителя.
Иисус, воплощение славы Отца, «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Филиппийцам 2:6). Он согласился пройти через все превратности земной жизни, быть среди сынов человеческих не царем, требующим почестей, но тем, чья миссия — служить другим. В Его поведении не было даже следа фанатизма или холодной суровости. Искупитель мира стоял несравненно выше ангелов, однако Его Божественное величие сочеталось с кротостью и смирением, и именно этими качествами Христос всех привлекал к Себе.
Иисус уничижил Самого Себя и в Своем служении никогда не выставлял напоказ свое «я». Он все подчинял воле Своего Отца. Когда Его миссия на земле подходила к концу, Иисус смог сказать: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоанна 17:4). И Он велит нам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфея 11:29). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Матфея 16:24). Освободитесь от власти собственного «я», да не господствует оно больше в вашей душе!
Взирающий на самоотречение, кротость и смирение Христа невольно повторит слова Даниила, который при виде Похожего на Сынов Человеческих сказал: «Вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Даниила 10:8). Наша независимость и самостоятельность, которыми мы так кичимся, открываются нам в своей истинной порочности, как признаки раболепного служения сатане. Человеческая природа всегда стремится проявить себя, всегда готова к борьбе, но тот, кто учится у Христа, свободен от эгоизма, гордости и любви к верховенству; его душа безмолвствует. Собственное «я» покорено влиянию Святого Духа. После этого мы уже не стремимся занять самое высокое место, у нас пропадает честолюбивое стремление расталкивать других локтями, чтобы привлечь к себе внимание. Мы убеждаемся, что лучшее и высшее место — у ног нашего Спасителя. Теперь мы взираем на Иисуса, ожидая Его руководства, внимаем Его голосу, который направляет нас. Апостол Павел сам пережил это и потому говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:19, 20).
Когда Христос поселится в нашем сердце, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Земная жизнь Спасителя, хотя и протекала среди постоянной борьбы, была исполнена мира. Разъяренные враги неизменно преследовали Его, но Он говорил: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоанна 8:29). Никакое проявление человеческой или сатанинской ярости не имело силы нарушить покой Его совершенного единения с Богом. Обращаясь к нам, Христос говорит: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Иоанна 14:27). “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Матфея 11:29). Несите со Мной иго служения во славу Божью и ради возвышения человечества, и вы увидите, что иго Мое благо и бремя легко.
Именно себялюбие разрушает наш душевный мир. Пока наше собственное «я» живет и здравствует, мы всегда готовы охранять его от малейшего унижения и обиды; но если мы умрем в Господе и наша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге, то не станем принимать близко к сердцу пренебрежение или неуважение. Мы будем глухи для упреков и слепы для презрения и оскорбления. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Коринфянам 13:4—8).
Счастье, получаемое из земных источников, столь же изменчиво, как и обстоятельства, порождающие его; один только мир Иисуса постоянен и вечен. Он не зависит от условий жизни, обилия земных благ или числа друзей. Христос — вот источник живой воды, а счастье, Им дарованное, непреходяще.
По-настоящему счастливы обитатели того дома, где проявляется кротость Христа. Она не провоцирует ссор, не отвечает гневливо, но успокаивает раздражение и гнев и распространяет вокруг себя нежность, которую чувствуют все, кто находится в пределах ее досягаемости. Земные семьи, где лелеется кротость, становятся частью великой небесной семьи.
Для нас было бы гораздо лучше пострадать от несправедливого обвинения, чем взять на себя отмщение нашим врагам. Дух ненависти и мести исходит от сатаны и может принести только зло лелеющему его. Смирение сердца и кротость являются плодом пребывания во Христе и истинной тайной благословения. «Господь... прославляет смиренных спасением» (Псалтирь 149:4).
Кроткие «наследуют землю». Стремление к самовозвышению стало причиной того, что грех вошел в мир, из-за него наши прародители потеряли владычество над своим царством — этой прекрасной землей. Христос же Своим самоотречением спасает погибших. Он говорит, что мы должны побеждать, как победил Он (см. Откровение 3:21). Через смирение и подчинение Божьей воле мы можем сделаться Его сонаследниками, когда «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтирь 36:11).
Земля, обещанная кротким, будет отличаться от нашей, омраченной тенью смерти и проклятия. «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откровение 22:3).
На новой земле не будет разочарований, страданий и греха, никто не скажет: «Я болен». Там никто не увидит похоронных процессий, печали, смерти, разлуки, разбитых сердец; ибо там, где Иисус, там и мир. «Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий будет вести их и приведет их к источникам вод” (Исаии 49:10).
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея 5:6)
Правда (или праведность) — это святость, богоподобие, а «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16). Праведность — это послушание Закону Божьему, «ибо все заповеди Твои праведны» (Псалтирь 118:172), и «любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10). Праведность — это любовь, а любовь — свет и жизнь Бога. Праведность Божья воплощена в Иисусе Христе. Принимая Его, мы принимаем праведность.
Праведность достигается не болезненным усилием или утомительным трудом, не дарами или жертвами; она безвозмездно дается каждой алчущей и жаждущей душе. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте... без серебра и без платы» (Исаии 55:1). «Оправдание их от Меня, говорит Господь» (Исаии 54:17). «Вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше!“» (Иеремии 23:6).
Нет человека, который может хоть что-либо предложить для утоления голода и жажды души. Но Иисус говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Иоанна 6:35).
Подобно тому как для поддержания наших физических сил мы нуждаемся в пище, так и для поддержания духовной жизни и обретения силы творить дела Божьи нам необходим Иисус Христос — Хлеб, сшедший с небес. Как тело постоянно получает питание для поддержания жизни и энергии, так и душа должна быть постоянно связана со Христом, покоряясь Ему и всецело полагаясь на Него.
Как усталый путник в пустыне стремится к колодцу утолить свою жажду, так и христианин жаждет чистой воды жизни, источник которой — Христос, и получает ее.
В процессе познания совершенства характера Спасителя у нас появится желание полностью преобразиться и обновиться в образ Его чистоты. Чем глубже мы будем познавать Бога, тем выше будет наш идеал характера и тем сильнее — наше желание отражать Его подобие. Когда душа чувствует тоску по Богу, Божьи усилия объединяются с человеческими, и томящееся сердце может сказать: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Псалтирь 61:6).
Если вы в своей душе ощущаете нужду, если вы алчете и жаждете праведности, значит, Христос уже потрудился над вашим сердцем, дабы побудить оное искать Его и дабы дарованием Духа Своего совершить для вас то, что вы не в состоянии совершить сами. Нам незачем утолять жажду из мелких ручьев, когда над нами великий источник, из которого мы можем вдоволь напиться, если поднимемся чуть выше по пути веры.
Слова Божьи источают жизнь, и Святой Дух приведет к Иисусу ищущего эти источники. Знакомые истины откроются вам в новом свете, новое значение библейских текстов ярким светом вспыхнет в вашем разуме, вы увидите связь других истин со служением искупления и познаете, что Христос ведет вас, Божественный Учитель рядом с вами.
Иисус сказал: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанна 4:14). Когда Святой Дух откроет вам истину, вы будете как сокровища собирать самые драгоценные опыты, у вас появится непреодолимое желание рассказать окружающим об открывшихся вам утешительных истинах. Пребывая в общении с истиной, вы будете делиться с другими людьми свежими мыслями о деятельности и характере Христа. Вы получите новые откровения о Его милости и любви, чтобы делиться ими с теми, кто любит Его, и с теми, кто нет.
«Давайте, и дастся вам» (Луки 6:38), ибо слово Божье есть «садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песнь Песней 4:15). Сердце, однажды вкусившее любви Христа, возжаждет большего, и, давая другим, вы будете получать в еще более обильной мере. Каждое новое откровение Божье увеличивает способность души познавать и любить. Постоянным желанием сердца станут еще большая близость с Богом, и Дух всегда будет отвечать: «Тем более» (Римлянам 5:9, 10), ибо Бог наш всегда готов сделать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20). Христу, отказавшемуся от небесной славы ради спасения погибшего человечества, Дух Святой был дан без меры. Будет дан Он и каждому последователю Христа, безусловно и полностью преданному Ему и сделавшему свое сердце Его обителью. Сам Господь повелевает нам: “Исполняйтесь Духом” (Ефесянам 5:18). В то же самое время данное повеление является и обетованием его исполнения. Отцу было благоугодно, чтобы во Христе “обитала всякая полнота”, а “вы имеете полноту в Нем” (Колоссянам 1:19; 2:10).
Так и Господь в неограниченной мере излил Свою любовь, подобно ливню, орошающему землю. Он говорит: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда» (Исаии 45:8). «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды» (Исаии 41:17, 18).
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоанна 1:16).
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7)
По своей природе человеческое сердце холодно, мрачно и лишено любви. Всякий раз, когда человек проявляет дух милосердия и прощения, он делает это не от себя, но под влиянием Божественного Духа, воздействующего на сердце. “Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас” (1 Иоанна 4:19).
Сам Бог — источник всякого милосердия, ибо Он «милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исход 34:6). Не нашими заслугами определяется Его отношение к нам, Он не спрашивает, достойны ли мы Его любви, а просто изливает богатство Своей любви и тем самым делает нас достойными. Он не мстителен. Он стремится не наказывать, а избавлять. Даже строгость, которая проявляется порой в Его Провидении, служит ко спасению заблудших. Всей душой Он желает облегчить страдания человечества, возлив на раны спасительный бальзам. Хотя Бог не оставляет виновного без наказания (см. Исход 34:7), Он желает изгладить вину каждого человека.
Милостивые являются «причастниками Божеского естества», и в них проявляется сострадательная любовь Божья. Все, чьи сердца пребывают в согласии с сердцем Бесконечной Любви, будут стремиться исправлять, а не осуждать. Присутствие Христа в душе подобно никогда не иссякающему источнику. Сердце, в котором обитает Господь, будет исполнено милосердием.
Когда заблудшие, искушаемые, жалкие жертвы греха и нужды взывают о помощи, христианин не спрашивает, достойны ли они этой помощи, но ищет возможности помочь им. В самых жалких, самых презренных христианин видит души, для спасения которых однажды умер Христос, и на детей Божьих было возложено служение примирения.
Милостивы те люди, кто сочувствует бедным, страдающим и угнетенным. Иов говорит о себе: “Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно” (Иова 29:12—16).
Для многих жизнь — это мучительная борьба; они чувствуют свою неполноценность, в них нет веры, и они пребывают в жалком состоянии; они думают, что им не за что благодарить Бога. Приветливое слово, сочувствующий взгляд, выражение признательности стали бы для многих страждущих и одиноких чашей холодной воды в полдневную жару. Сочувственное слово, любезная услуга облегчили бы бремя, давящее на их усталые плечи. Каждое слово, каждое проявление бескорыстной доброты является выражением любви Христовой к погибающему человечеству.
Милостивые «помилованы будут». «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:25). В сострадающей душе царит мир; кто, забывая самого себя, творит добро, тот испытывает блаженное удовлетворение в жизни. Дух Святой, живущий в такой душе и проявляющийся в жизни, смягчает ожесточенные сердца и пробуждает любовь и нежность. Вы пожнете то, что посеяли. «Блажен, кто помышляет о бедном!.. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его” (Псалтирь 40:2—4).
Посвятивший свою жизнь Богу в служении ближним связан с Тем, в Чьем распоряжении находятся все богатства вселенной. Его жизнь золотой цепью неизменных обетований связана с жизнью Божьей, и в минуты нужды и горя Господь не оставит его. «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Филиппийцам 4:19). В минуту крайней нужды милостивый найдет убежище в милости сострадательного Спасителя и будет принят Им в вечные обители.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8)
Иудеи были так придирчивы в отношении обрядовой чистоты, что исполнение их предписаний стало крайне обременительным. Их помыслы были заняты всевозможными правилами, ограничениями и страхом перед внешним осквернением, но они не обращали никакого внимания на грязные пятна, которые оставляли в их душе эгоизм и злоба.
Иисус не говорит об обрядовой чистоте как об одном из условий наследования Его Царства, но указывает на нужду в очищении сердца. «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста» (Иакова 3:17). Ничто скверное не войдет в град Божий. Его будущие обитатели уже при земной жизни должны стать чистыми сердцем. У того, кто учится у Христа, будет проявляться растущее отвращение к нетактичному поведению, бранным выражениям и скверным мыслям. В сердце, в котором обитает Христос, будет чистота и утонченность мыслей и нравов.
Однако слова Иисуса «блаженны чистые сердцем» имеют более глубокий смысл — не просто чистые в том смысле слова, как его понимает мир, т. е. свободные от всего чувственного, чистые от всякого вожделения и похоти, но и верные в сокровеннейших намерениях и побуждениях души, свободные от гордости и своекорыстия, смиренные и бескорыстные, как дети.
Вы сможете по-настоящему оценить Божью любовь, только когда уподобитесь Ему в характере. Если вы в своей жизни не воспримите принцип самоотверженной любви, которая составляет сущность характера Божьего, то не сможете познать Бога. Сердце, обманутое сатаной, смотрит на Бога как на жестокое, безжалостное существо. Эгоистичные черты характера человека и даже самого сатаны приписываются любящему Творцу. «Ты подумал, что Я такой же, как ты» (Псалтирь 49:21). Его Провидение рассматривается как выражение деспотического, мстительного характера. Точно так же смотрят и на Библию — эту сокровищницу даров Его благодати. Слава ее истин, столь же высоких, как и небо, и охватывающих вечность, остается незамеченной. Для большинства людей Христос, «как росток из сухой земли», и они не находят в Нем «ни вида, ни величия», привлекающего их (Исаии 53:2). Когда Иисус, Бог, явившийся в человеческой плоти, жил среди людей, книжники и фарисеи говорили о Нем: «Ты Самарянин, и... бес в Тебе» (Иоанна 8:48). Даже Его ученики, ослепленные эгоизмом своих сердец, с трудом понимали Христа, Который пришел явить им любовь Отца. Вот почему Иисус был одинок среди людей. Лишь небожители в полной мере понимали Его.
Когда Иисус придет во славе, это зрелище будет невыносимо для нечестивых. Свет Его явления, который для любящих Его есть жизнь, станет смертью для безбожных. Ожидание Его пришествия для них — это «некое страшное ожидание суда и ярость огня» (Евреям 10:27). Когда Он явится, нечестивые будут молить о том, чтобы скрыться от лица Того, Который умер ради их искупления.
Совсем иначе обстоит дело с людьми, сердца которых очищены пребывающим в них Духом Святым. Они могут познать Бога. Моисей был сокрыт в ущелье скалы, когда Господь показал ему Свою славу; нам любовь Божья откроется только в том случае, если мы будем сокрыты в Иисусе Христе.
«Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг» (Притчи 22:11). Уже здесь и сейчас верою мы видим Его, в своих ежедневных переживаниях познаем Его благость, сочувствие к нам, открывающиеся в Его Провидении. Мы узнаем Отца в характере Его Сына. Дух Святой открывает нашему уму и нашему сердцу истину о Боге и о Том, Кого Он послал. Чистые сердцем вступают в новые близкие отношения с Богом, они видят в Нем своего Искупителя, и, познавая чистоту и красоту Его характера, стремятся отразить в себе Его образ. Чистые сердцем смотрят на Него, как на Отца, желающего обнять Своего кающегося сына, и сердца их преисполнены неописуемой радости и полны славы.
Чистые сердцем познают своего Творца в делах рук Его, в красоте природы и всей вселенной. Еще яснее они видят откровение Его милости, благости и благодати на страницах Священного Писания. Истины, сокрытые от мудрых и разумных, открываются младенцам. Прекрасные, облагораживающие истины, не признанные мудрыми мира сего, постоянно раскрываются перед теми, кто с детской доверчивостью стремится познать и исполнить волю Божью. Познавая истину, мы становимся причастниками Божеского естества.
В отведенные им дни земной жизни чистые сердцем живут как бы в зримом присутствии Бога. И они увидят Его в будущей, вечной жизни лицом к лицу, как Адам, когда он ходил и беседовал с Богом в Едемском саду. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Коринфянам 13:12).
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9)
Христос является Князем мира (см. Исаии 9:6), и Его миссия состоит в том, чтобы вернуть небу и земле мир, нарушенный грехом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1). Всякий, кто решается порвать с грехом и открыть свое сердце любви Христовой, становится причастником этого небесного мира.
Другого источника мира не существует. Благодать Христа, воспринятая сердцем, заглушает в нем голос вражды, унимает распри и наполняет душу любовью. Живущий в мире с Богом и ближними не может быть несчастным. В его сердце нет места зависти, туда закрыт доступ злым подозрениям и ненависти. Сердце, пребывающее в согласии с Богом, причастно небесному миру и будет распространять на всех окружающих его благословенное влияние. Подобно росе, дух мира низойдет на сердца, утомленные и усталые от земной борьбы.
Последователи Иисуса посланы к людям с вестью о мире. Всякий, кто, сам того не сознавая, своей благочестивой жизнью распространяет вокруг себя любовь Христа, кто словом и делом побуждает ближнего отречься от греха и покорить свое сердце Богу, воистину является миротворцем.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Дух мира свидетельствует об их связи с небесами. Их окружает Христово благоухание. Запах живительный на жизнь и красота характера говорят миру о том, что они дети Божьи. Люди узнают, что они были с Иисусом. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Иоанна 4:7). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», но «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам 8:9, 14).
«И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых» (Михея 5:7).
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:10)
Своим последователям Иисус не предлагает ни земных богатств, ни славы, ни жизни, свободной от испытаний, но указывает на преимущество идти вместе с Ним по пути самоотречения и поношения со стороны мира, который не знает их.
Ему, пришедшему искупить погибший мир, противостояли все объединенные силы врагов Бога и человека. Безжалостный заговор злых людей и злых ангелов был направлен против Князя мира. Каждое Его слово, каждое деяние дышало Божественным состраданием, однако Его непохожесть на мир вызывала самую неистовую враждебность. Поскольку Христос никоим образом не оправдывал проявление злых страстей нашей натуры, Он сталкивался с ожесточенным сопротивлением и ненавистью. Этого не избежать всем, желающим жить благочестиво во Христе Иисусе. Между праведностью и грехом, любовью и ненавистью, истиной и ложью происходит непримиримая борьба. Кто проявляет любовь Христа и красоту святости, тот отнимает у сатаны его подданных и восстанавливает против себя князя тьмы. Преследование и поношение ожидают всякого человека, исполненного Духом Христа. С течением времени характер гонений видоизменяется, но принцип — сам дух этих гонений всегда остается тем же, что губил избранных Божьих со времен Авеля.
Как только люди начинают жить в согласии с Богом, они тотчас же замечают, что «соблазн креста» не прекратился. Начальства и власти и духи злобы поднебесные поднимаются против всех, кто послушен небесным законам. Поэтому гонения должны восприниматься учениками Христа не как скорбь, но как радость, поскольку они свидетельствуют о том, что последние идут по стопам своего Господа.
Господь обещает Своему народу не избавление от испытаний, но нечто гораздо лучшее. Он сказал: «Как дни твои да будет сила твоя» (Второзаконие 33:25. — др. пер.). «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). Если вам суждено ради Христа пройти через печь, раскаленную огнем, Иисус будет рядом с вами, как Он был с тремя верными отроками в Вавилоне. Любящие своего Избавителя возрадуются всякой возможности разделить с Ним унижение и поношение. Любовь к Господу делает страдания за Него приятными.
Во все времена сатана преследовал детей Божьих, мучил и убивал их, но, умирая, они становились победителями. В своей непоколебимой вере они явили Того, Кто могущественнее сатаны. Враг мог растерзать и уничтожить тело, но у него не было силы коснуться жизни, сокрытой со Христом в Боге. Он мог бросить в застенок, но не имел возможности связать дух. Невзирая на окружающую тьму, томящиеся в заключении видели будущую славу и восклицали: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18). «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринфянам 4:17).
Через испытания и гонения в Его избранных открываются величие и характер Божьи. Божья Церковь, ненавидимая и гонимая миром, воспитывается в школе Христа. Она шествует по земле узкой тропою, очищаясь в горниле испытаний. Она следует за Христом через ожесточенные битвы, проявляет самоотречение и переживает горькие разочарования, но благодаря тяжелейшим испытаниям она узнает все зло и горечь греха и смотрит на него с отвращением. Участвуя в страданиях Христа, Церковь станет причастницей и Его славы. В святом видении пророк увидел торжество народа Божьего. Он говорит: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие... стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откровение 15:2, 3). «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца; за это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откровение 7:14, 15).
«Блаженны вы, когда будут поносить вас» (Матфея 5:11)
Со времени своего падения сатана действовал только обманом. Как он в ложном свете представил Бога, так он через своих пособников чернит и детей Божьих. Спаситель говорит: “Злословия злословящих Тебя падают на меня” (Псалтирь 68:10). Подобным же образом падают они и на Его учеников.
Никто из людей не был столь жестоко оклеветан, как Сын Человеческий. Он был осмеян и поруган за Свое непоколебимое послушание принципам святого Закона Божьего. Христос был ненавидим без всякой причины, но Он спокойно стоял перед Своими врагами, свидетельствуя, что поношение составляет часть христианского наследия. Он советовал Своим последователям, как противостоять нападкам врага, убеждая их не унывать во время гонений.
Клевета может испортить репутацию человека, но она не в силах запятнать характер, хранимый Богом. Пока мы не идем на уступки греху, никакая человеческая или сатанинская сила не может очернить нашу душу. Человек, сердце которого утверждено в Боге, в минуты величайшей скорби и в самых неблагоприятных условиях останется таким же, каким он был во время благополучия, когда свет и благоволение Господни, казалось, покоились на нем. Его слова, побуждения и поступки могут быть представлены в ложном свете, но он не станет волноваться, поскольку его внимание всецело обращено на нечто более великое. Подобно Моисею, он «как бы видя Невидимого» остается тверд (Евреям 11:27) и взирает «не на видимое, но на невидимое» (2 Коринфянам 4:18).
Христос знает обо всем, что неверно истолковывается и извращается людьми. Его дети в состоянии спокойно вытерпеть и перенести все, как бы их ни злословили и ни презирали, ибо нет ничего тайного, что не станет явным, и чтущие Бога будут прославлены Им перед ангелами и перед людьми.
«Когда будут поносить вас и гнать... радуйтесь и веселитесь», — наставляет Иисус. Он советует Своим последователям взять «в пример злострадания и терпение» (Иакова 5:19) пророков, говоривших именем Господним. Авель, первый христианин из потомков Адама, умер как мученик; Енох «ходил с Богом», но мир не знал его; Ной был осмеян как фанатик и паникер. «Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницу» (Евреям 11:36). «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евреям 11:35).
Во всякое время избранных вестников Божьих хулили и преследовали, но благодаря их страданиям и распространялось повсюду познание о Боге. Каждый ученик Христа должен вступить на эту стезю и выполнять ту же работу, зная, что враги ее ничего не смогут сделать против истины, а только во благо ее. Господь желает, чтобы истина была выдвинута на передний план и стала предметом исследования и обсуждения, даже несмотря на презрительное отношение. Разум людей необходимо пробудить; всякая борьба, всякое поношение, всякое стремление ограничить свободу совести служит в руках Божьих средством пробуждения умов, которые иначе оставались бы в оцепенении.
Как часто это подтверждалось жизнью вестников Божьих! Когда по настоянию синедриона благородный и красноречивый Стефан был побит камнями, это не помешало делу Евангелия. Небесный свет, осиявший его лицо, Божественное сострадание, выраженное в его предсмертной молитве, были острыми стрелами, поражавшими совесть стоявшего рядом фанатичного члена синедриона и Савл, гонитель-фарисей, стал избранным сосудом Божьим, чтобы возвещать об имени Иисуса “перед народами и царями и сынами Израилевыми” (Деяния 9:15). На склоне лет апостол Павел писал из заключения: “Некоторые, правда, по зависти и любопрению... проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих... Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь” (Филиппийцам 1:15, 16, 18). Благодаря тюремному заточению Павла Евангелие распространилось во все концы тогдашнего цивилизованного мира, и даже во дворце римских цезарей для Иисуса были приобретены души. Стараниями сатаны уничтожить его “нетленное” семя слово Божье, “живое и пребывающее вовек” (1 Петра 1:23), сеется в сердца людей; через поношение и преследование детей Божьих прославляется имя Иисуса и спасаются души.
Велика на небесах награда для тех, кто, невзирая на поношения и гонения, свидетельствовал о Христе. В то время как люди ищут земных благ, Христос указывает им на небесное воздаяние. Но Он обещает его не только в будущей жизни; награда начинается уже здесь, на земле. В древности Господь явился Аврааму и сказал: «Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Бытие 15:1). Такова награда всех, кто следует за Христом. Иегова Еммануил — Тот, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения», в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Колоссянам 2:3, 9) — пребывать в гармонии с Ним, познавать Его, обладать Им, открывая Ему свое сердце, все более и более Ему уподобляться, познавать Его любовь и могущество, иметь неисследимое богатство Христово и все более постигать, “что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Ефесянам 3:18, 19), — вот “наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь” (Исаии 54:17).
Такая радость наполняла сердца Павла и Силы в темнице в Филлипах, когда в полночь они молились и воспевали Бога. Христос был с ними, и свет Его присутствия рассеял тьму славой небесных чертогов. Видя, как распространяется Евангелие, Павел, не обращая внимания на оковы, писал из Рима: «Я и тому радуюсь и буду радоваться» (Филиппийцам 1:18). Слова Иисуса, произнесенные с горы благословения, эхом перекликаются с посланием апостола Павла к филиппийской церкви, подвергавшейся постоянным гонениям: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4:4).
«Вы — соль земли» (Матфея 5:13)
Ценность соли заключается в ее способности сохранять пищу от порчи; и если Господь сравнивает Своих детей с солью, то этим Он желает сказать, что сделал их подданными благодати, дабы они служили средством спасения других. Цель, ради которой Господь избрал Себе народ пред всем миром, заключалась не только в том, чтобы принять их как Своих сыновей и дочерей, но и чтобы через них мир принял благодать, «спасительную для всех человеков» (Титу 2:11). Господь избрал Авраама не только быть другом Божьим, но стать проводником тех благословений, которыми Господь обещал наделить все народы. В Своей последней молитве, произнесенной в кругу учеников, Иисус говорит: “И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Иоанна 17:19). Так и христиане, очищенные истиной, становятся обладателями качеств, предохраняющих мир от окончательного морального разложения.
Чтобы уберечь какой-либо продукт от порчи, его необходимо смешать с солью. Она должна пропитать его насквозь. Так и спасительная сила Евангелия может воздействовать на людей только при условии личного контакта и общения. Спасаются не толпами, а по одиночке. Личное влияние — это сила. Нам нужно сближаться с человеком, которого мы хотим облагодетельствовать.
Действие соли символизирует жизненную силу христианина — любовь Иисуса в сердце, праведность Христа в жизни. Любовь Христа распространяется и влияет на окружающих нас людей. Если любовь Божья обитает в нас, она неизбежно начнет изливаться и на ближних. Мы должны приблизиться к ним настолько, чтобы их сердца согрелись нашей бескорыстной любовью и участием. Искренние верующие распространяют вокруг себя живительную всепроникающую энергию, наделяющую новой нравственной силой души, ради которых они трудятся. Эта работа преобразования совершается не человеческими силами, а силой Духа Святого.
Иисус высказал серьезное предостережение: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Внимая словам Иисуса, слушатели зримо представляли сверкающую белую соль, выброшенную на дорогу, потому что она потеряла силу и стала непригодной. Эта иллюстрация живо изображала духовное состояние фарисеев и влияние их религии на общество. Она изображает жизнь каждой души, охладевшей ко Христу и лишенной силы благодати Божьей. Каким бы ни было исповедание такого человека, он расценивается людьми и ангелами как безжизненный и неприятный. Обращаясь к таковым, Христос говорит: “О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откровение 3:15, 16).
Без живой веры во Христа как нашего личного Спасителя невозможно оказывать влияние на наш скептический мир. Мы не можем дать ближним то, чего не имеем сами. Насколько полным будет наше посвящение Христу, настолько сильным будет наше влияние, направленное на благословение и возвышение человечества. Там, где нет подлинного служения, искренней любви и глубоких религиозных переживаний, там не может быть силы для оказания помощи ближним, нет связи с небом, нет благоухания Христова в жизни. Если Дух Святой не использует нас как средство для передачи миру истины, как она есть в Иисусе, значит, мы подобны негодной соли, потерявшей силу. Отсутствием в нас благодати Христовой мы свидетельствуем миру, что истина, в которую мы как будто верим, не обладает освящающей силой, и таким образом своим влиянием мы сводим на нет действие Слова Божьего. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Коринфянам 13:1—3).
Когда любовь наполняет сердце, она изливается на ближних не ради благодеяний, которые от них можно получить, но потому, что любовь является принципом, которым руководствуется человек в своих действиях. Она изменяет характер, сдерживает порывы, подавляет вражду и облагораживает привязанности. Любовь необъятна, как вселенная, и пребывает в гармонии с любовью ангелов. Обитая в сердце, она наполняет благоуханием всю жизнь и распространяет вокруг себя благословение. Только она одна в состоянии сделать нас солью земли.
«Вы — свет мира» (Матфея 5:14)
Уча народ, Иисус старался сделать Свои уроки интересными и, чтобы удержать внимание слушателей, иллюстрировал их картинами окружающей природы. Стечение народа началось с раннего утра. Великолепное солнце поднималось все выше и выше по голубому небу и быстро разгоняло последние тени в долинах и горных ущельях. Еще не исчезла красота утренней зари, а лучи солнца уже заливали землю своим чудесным светом; спокойная поверхность озера отражала золотистые лучи восходящего солнца и розовые утренние облака. Почки, цветы и листья сверкали каплями росы, отовсюду доносилось пение птиц, и вся природа, казалось, улыбалась, радуясь наступлению нового дня. Спаситель взглянул на собравшихся, потом на восходящее солнце и сказал Своим ученикам: “Вы — свет мира”. Подобно утреннему солнцу, рассеивающему ночные тени и пробуждающему мир к жизни, последователи Христа должны были выполнить свою миссию, проливая лучи небесного света на тех, кто находится во тьме заблуждения и греха.
При ясном утреннем свете живо вырисовывались расположенные на окрестных холмах города и деревни, делая пейзаж еще более привлекательным. Иисус указал на них и сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Далее Он продолжал: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Большинство слушателей Иисуса были земледельцами и рыбаками; их бедные лачуги обыкновенно состояли из одной комнаты, в которой единственный светильник, поставленный на подставку, светил всем, находящимся в доме. «Так да светит свет ваш пред людьми, — сказал Христос, — чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Никакой другой свет, кроме того, что исходит от Христа, никогда не сиял и не будет сиять для падшего человечества. Иисус Спаситель — единственный светоч, могущий рассеять тьму мира, лежащего во грехе. О Нем говорится: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанна 1:4). Только принимая Его жизнь, Его ученики могли стать носителями света. Жизнь Христа в душе, Его любовь, явленная в характере, должны были сделать их светом мира.
Люди не имеют света в самих себе. Без Христа мы подобны незажженной свече или отвернувшейся от солнца луне; мы сами не имеем ни единого луча света, способного осветить темноту мира. Но стоит нам только обратиться к Солнцу праведности, вступить в тесную связь со Христом, как наша душа мгновенно освещается присутствием Божьим.
Последователи Христа не просто должны светить среди людей. Они уже свет мира; всем, называющимся Его именем, Иисус говорит: «Вы отдали себя Мне, а Я отдал вас миру как Моих представителей». Как Отец послал Его в мир, так, говорит Он, и «Я послал их в мир» (Иоанна 17:18). Как Христос открыл миру Отца, так и мы должны явить людям Христа. Христианин, не забывай, что, будучи великим источником света, Спаситель открывает Себя через человечество. Божьи благословения передаются при посредстве людей. Сам Христос пришел в мир как Сын Человеческий. Человеческая природа, объединенная с природой Божественной, не может не оказывать влияния на людей. Церковь Христа, каждый Его ученик в отдельности являются орудием, предназначенным небом открывать людям Бога. Ангелы славы ждут, когда у них появится возможность передать через вас небесный свет и силу душам, стоящим на краю гибели. Откажется ли человек от назначенной ему работы? Ведь тогда мир будет лишен обещанного ему влияния Святого Духа!
Иисус не велел Своим ученикам: «Постарайтесь, чтобы ваш свет светил», но наставлял: «Пусть он светит!» Когда в сердце обитает Христос, свет Его присутствия невозможно скрыть. Если люди, называющие себя последователями Христа, не являются светом мира, значит, жизненная сила покинула их; если они не распространяют вокруг себя свет, значит, у них нет связи с Источником света.
Во все времена «сущий в них Дух Христов» (1 Петра 1:11) делал детей Божьих светом для современников. Так Иосиф стал носителем света в Египте. Своей чистотой, добротой и братской любовью он представлял Христа в среде идолопоклонников. На пути из Египта к обетованной земле верные из народа израильского служили светом для окрестных племен. Через них Бог был явлен миру. От Даниила и его друзей в Вавилоне и от Мардохея в Персии исходили яркие лучи света, озарявшие глубокую тьму тогдашней придворной жизни. Подобным образом ученики Иисуса отделены как носители света на пути к небесам, через них великая благость и милость Отца открывается людям, живущим во тьме и имеющим неверное представление о Боге. Видя их добрые дела, люди начинают прославлять Отца Небесного, ибо им становится ясно, что вселенной правит Бог, характер Которого достоин подражания и прославления. Божественная любовь, сияющая в сердце, христоподобная гармония, явленная в жизни, дают жителям мира сего представление о небесах, чтобы они могли оценить их великолепие.
Именно так люди начинают верить в «любовь, которую имеет к нам Бог» (1 Иоанна 4:16). Так очищаются и преображаются некогда испорченные греховные сердца, дабы в свое время явиться перед лицо Божье «непорочными в радости» (Иуды 24).
Слова Спасителя: «Вы — свет мира» означают, что Он поручил Своим последователям миссию мирового масштаба. Во времена Христа эгоизм, гордыня и предубеждения, подобно высокой стене, разделяли хранителей священных глаголов и остальные народы земли. Но Спаситель пришел изменить это положение. Слова из Его уст были совершенно непохожи на то, что люди слышали от священников и раввинов. Христос разрушает преграду, созданную самолюбием и национальными предрассудками, и провозглашает любовь ко всей человеческой семье. Он выводит людей из тесного круга, в который заключило их самолюбие. Он стирает все географические границы и упраздняет условное и надуманное разделение на сословия. Он не делает различия между ближними и дальними, друзьями и врагами, но учит видеть в каждой нуждающейся душе ближнего, а весь мир считать полем нашей деятельности.
Как солнечные лучи проникают в самые укромные уголки земного шара, так по замыслу Божьему и свет Евангелия должен проникнуть в каждую душу, живущую на земле. Если бы Церковь Христова исполняла намерения нашего Господа, свет пролился бы на всех сидящих во тьме, в стране и тени смертной. Вместо того чтобы замыкаться в своем кругу, избегая ответственности и тяжести креста, члены Церкви рассеялись бы по всем странам, озаряя их светом Христа. Они трудились бы для спасения душ, беря пример с Господа, и сие “Евангелие Царства” было бы уже проповедано по всему миру.
Таким путем надлежит осуществиться намерению Божьему в призвании Его народа, начиная от Авраама на месопотамских равнинах и до настоящего времени. Он говорит: «И благословлю тебя... и будешь ты в благословение» (Бытие 12:2) Слова Христа: «Восстань, светись... ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Исаии 60:1), переданные пророком Исаией, этим евангелистом Ветхого Завета, и перекликающиеся с Нагорной проповедью, предназначены для нас, живущих в последнее время. Если над вами взошла слава Божья, если вы видели красоту Того, Кто «лучше десяти тысяч других», если ваша душа засияла в Его славе, значит, именно к вам обращено слово Учителя. Стояли ли вы со Христом на горе преображения? Там, внизу, в долине, ожидают души, порабощенные сатаной; они жаждут слова веры и молитвы, которая освободила бы их.
Мы должны не только созерцать славу Христа, но и говорить о Его достоинствах, как это делал пророк Исаия. Когда Давид размышлял о Боге, огонь разгорался в сердце его, и он начинал слагать псалмы. Размышляя о чудесной Божьей любви, он не мог не возвещать то, что видел и чувствовал. Да и кто бы мог, верой познавая чудный план искупления и славу единородного Сына Божьего, умолчать об этом? Кто в состоянии созерцать непостижимую любовь, явленную на Голгофском кресте в смерти Христа, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную, и при этом оставаться безмолвным и не прославлять Спасителя?
«И во храме Его все возвещает о Его славе!» (Псалтирь 28:9). Псалмопевец прославил Его на гуслях, говоря: «Я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем» (Псалтирь 144:5, 6).
Голгофский крест надлежит высоко вознести над миром, дабы он занимал умы людей и не оставлял их мысли. Тогда все душевные способности будут заряжены силой, исходящей непосредственно от Бога. Тогда вся энергия будет отдана подлинному служению делу Христову. Работники будут озарять мир лучами света, как живые светильники для просвещения мира.
Христос с радостью принимает каждого, кто посвящает себя Ему. Чтобы открыть миру тайну воплотившейся любви, Он соединяет Божественное с человеческим. Говорите об этом, молитесь об этом, пойте об этом, возвещайте Его славу и неустанно идите вперед.
Терпеливо перенесенные испытания, с благодарностью воспринятые благословения, храбро отраженные искушения, кротость, доброта, милость и повседневное проявление любви — это лучи, светящиеся в характере в противовес тьме эгоистичного сердца, в которое никогда не проникал свет жизни.
 


Рецензии