Из подземелья, из небес-2009-Стихи разных лет-109

___________________

"ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ, ИЗ НЕБЕС" (1988-2009)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ, переизданы в 2019.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
__________________________
__________________________
______________________
______________________
(1988-2009)
______________________

___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Дизайн обложки и книги: Лев Гунин
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
_________________________________



ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
ИЗ НЕБЕС

1988 – 2009 (ревизия 2019)

 

© ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ, ИЗ НЕБЕС, 1988-2009. Ревизия - 2019.

ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ, ИЗ НЕБЕС: – профетический цикл стихотворений (1998-2009), в котором отразился дар автора предсказывать будущее. О поэтической ценности этого цикла пусть судят критики.




© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин] (1988 - 2009)
© ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ, ИЗ НЕБЕС – цикл стихотворений: Лев Гунин (1998-2009)
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН


______________________________
Миром правят заблуждения, эгоистические капризы, иррациональные цели. Они камуфлируются религией, демагогией, ложью, контролем за дискурсом, игрой на низменных инстинктах толпы. Сюрреалистическая действительность - запечатлённая в Дантовых Кругах, - скрыта ширмами государственной пропаганды и власти. Так же, как в животном мире, где, по выражению Станислава Лема, царит принцип диспропорционально высокой (по отношению к ширине) пирамиды, на самой вершине которой пируют самые жуткие хищники, в человеческом обществе царит тот же принцип вечного неравенства, пирамиду которого венчают особи с теми же качествами - человеческие "аналоги" королей звериного царства. В некоторых стихах этого цикла проскальзывает намёк, что "классические" разновидности трёх мировых религий (буддизма, христианства, мусульманства), возникших в ответ на извечное устремление народов "изменить" такое устройство мира, сегодня подвергаются особенно неистовой атаке со стороны своих предтечей, вызов которым бросили своим возникновением. Против народов, которые особенно твёрдо защищают свою установившуюся традицию, ведётся сегодня открытая война со стороны наследников сатанистских культов. Но это лишь одна среди множества других линий: общее идейно-философское и эмоционально-смысловое содержание стихов этого цикла гораздо шире такого "примитивного" толкования. - А. О. (2009) (По канве дискуссии с автором)


СОДЕРЖАНИЕ:
1. высота...
2. а) крылорукие (…) б) отбирают нательные крестики (…)
3. здесь только кровь (…)
4. чудеса что от бога положены (…)
5. моя мистическая связь (…)
6. а. за веками закрытыми (…) б. мне стоит лишь закрыть глаза – (…)
7. от участи особой мне нигде (…)
8. распакованное прошлое (…)
9. тайна Магриба смятения (…)
ДОПОЛНЕНИЯ 2019:
А) Её глаза беременны тоской. (…)
Б) Из мини-цикла "Три стихотворения".
В) Завершая бессонные - сонные бдения (…)
Г) Тяжесть бездонна. Как счастье без дна. (…)



________________

Лев Гунин

ИЗ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
ИЗ НЕБЕС

цикл стихотворений разных лет


1.
высота...
с креста...
и уже
не та...
а другая...
за околицей
рая
        Минск, 1988 - Париж, зима 1989.


2.

а.
крылорукие
рукокрылые
носоклювые
стополастые
копошитесь
над бездной
тротиловой
тупорылые
и клыкастые

ваши рожицы
лоборогатые
ваши пасти
слюнявозловонные
там
где пялятся
в склоны покатые
ваши зенки
зелёнолупатые 

на вершины
на ямы похожие
вы взобрались
толпой многолапою
превратили вы
в место отхожее
скалы мрачные
тихой сапою

ваших рыков
плевков
словоблудие
и вульгарное
ваше наречие –
это бездны
противоречие
это ада
земное орудие

среди вас я
в пустыне
гогочущей
копошащейся
пресмыкающейся
и ведут меня
прочь
глаз алмазы
освещённые
светом
чудесным
       Иерусалим, 1991 (редакция 1995).


б.
отбирают нательные крестики
запрещают христово наследие
не святоши и не еретики
просто приверженцы арифметики
без теории чувств или мнения

растопила им жадность мозги
и в сосудах голов у них плещется
кровь пасхально-бокальная вин
и рогатые твари мерещатся
       Иерусалим, 1991.   


3.
здесь только кровь
и больше ничего
ни стены эти не ценны
ни башни
и храмовая кровь течёт давно
сквозь темя
времени
сквозь скалы и сквозь пашни

жара и камень
влага и распад:
всё дышит смертью
смертью не от бога
и зла увековеченный каскад
тут расцветает
под луною-рогом
        Иерусалим, 1992-1993 (4?).


4.
чудеса
что от Бога положены -
это жизнь
исцеленье
и кров
ТУТ
дары эти
властью стреножены
здесь
свободно
течёт только кровь

что ни век -
то раздоры
и тяготы
что ни век -
то разлад и конфликт
и всех бойней
китайские пагоды
миражами
вся
память хранит

и за каждую
трижды отвечено
отмщено здесь
другой стороной
но всё мало
людей искалечено
но всё мало
смертей
за спиной

то ли бог
что из ваз
насыщается
кровью чёрной
невинных ягнят?
то ли бог
что резнёй
восхищается -
и в завет её внёс
роковой?

и по целой
Земле
растекается
долг
убийства
вражда
и война...
и на ней
никого
не останется
как в последние
времена...
      Иерусалим - Монреаль, 1992-1994 (5?).


5.
моя мистическая связь
с горами этими
пугает
ведь только мне
открылась вязь
событий
что идут
за нами

лишь я один
из всех людей
здесь вижу
рану вековую
но я хочу
спокойных дней
и с участью своей
воюю

как тяжек мне
сей редкий дар
(мне с ним
как с цепью
к колеснице)…
лишений
и несчастий шквал
сулит он
от судьбы
сторицей

ни лавр
ни злата
ни наград
не видеть с ним
мне в жизни
этой
и только
тягот
камнепад
скитаться
мне велит
по свету
      Иерусалим, 1992-1993 (4?) (Монреаль?).

 
6.
а.
за веками закрытыми
пылают две печати
над головою бликами
мерцают латы ратей

шарами разлетаются
на фоне чёрном блики
и медленно вращаются
и малый и великий

вращаю по желанию
меняю их окраску...
то приближаю крайние
то отдаляю в связке

зажгу цветы прекрасные
во тьме глазниц закрытых
воздвигну света башни я
на площадях ирита

и скоростью летят во тьме
трассируя навстречу
потоки линий связки бездн
лучей косые свечи

то с красок россыпей начну
то с формами
играю
огней букеты разверну
салютами стреляю...


в.
мне стоит лишь закрыть глаза –
как в них бежит поток видений
которые сначала за...
за оболочкой век как тени

потом светлее и ясней
становится во тьме глазничной
и вот я вижу в ней людей
и различаю лица

и вскоре краски и цвета
расцвечивают лица
и в них иная красота
из прошлых эр струится

я вижу римских зазывал
и стражей гладиаторов
и древнегреческих менял
и тучных прокураторов

и мне являются из недр
Сенека и Платон и Плиний
кивает мне сирийский кедр
цепь храмов андрогиний

звучат чужие голоса
наречий миру незнакомых
и чужеземная краса
дворцовых лестниц и балконов

быков откормленных рога
и головы козлов рогатых
на стенах палевых висят
и входят в ложу люди в латах...

и открываются во тьме
секреты комнат шелест шёпот
и манит коридор во мне
туда где время шлёт свой опыт.
   Вильнюс - Петах-Тиква - Хайфа - Монреаль, начало-конец 1990-х.
(это стихотворение начато в Вильнюсе; эскиз модификации
разработан в Петах-Тикве - Хайфе; полностью переписано в Монреале)


7.
от участи особой мне нигде
не отдохнуть не спрятаться не скрыться
и оттиском она в моей судьбе
должна с неотвратимостью вершиться
что б ни случилось в мире и в стране

на мне печать особой маяты
печать не отражённая в реале
и тянут вверх бесплотные черты
и тянут вниз проклятья крепче стали...
       Монреаль, 1997.


8.
распакованное прошлое
зашифрованное настоящее
недоступно всем а мне оно
видно против взгляда зрящему

смутны контуры грядущего
для людей не ясновидящих
и неведомы им сущего
ни сусеки ни хранилища

только мне открыты в будущем
все пещеры все укрытия
лишь ко мне приходят чудища
предсказания-наития

мы глядящие в путь пройдённый
мы не видим - что за спинами
нет ни флага нет ни родины
только пустошь за сединами

только маска и палаческий
есть топор на нас направленный
за хребтами-аппалачами
за чертогами тех равных нам
     Монреаль, 2007.


9.
тайна магриба смятения -
"избранных" растворение
на вавилон нападение:
"избранных" растворение
меккой владение:
"избранных" растворение

чтобы не было растворения -
окружают кольцом разрушения
окружают стеной презрения
изуверства и высокомерия
разоряют соседей владения
чтобы не было растворения

чтоб соблазны не звали в смешение
окружают пустыней крушения
где в песке города и селения
где руины до моря осеннего
поседевшего от наводнения

где повсюду костьми усеяны
все поля что теперь не засеяны
все пределы холмы и владения
все развалины все наслоения
где слезами и кровью политые
пни олив и семейства убитые -
чтобы застопорить растворение
чтобы вспять обратить рассеянье

только изверги что-то празднуют
на убитых детишек зыркая
крокодиловы слёзы размазывают
и на рты нападают с биркою
только извергам очень весело
что пустыня сия расширилась
что кровавое это мессиво
поползло на иран и сирию

только извергам очень весело
что пустыня сия расширяется
что людей убивают с песнями
что никто из убийц не кается
что пустыней костьми усеянной
станут бывшие страны цветущие
что ОНИ с пионеров идеями
от безродных отделятся кущами:
чтоб пустыней кровавой всё стало бы
от филистии до хазарии
   Монреаль, 2009.


___________________

ДОПОЛНЕНИЯ 2019:
___________________


(из антологии "Поэтический клуб "Лимб"; Санкт-Петербург, ГЕЛИКОН, 2000)

(в Антологии была напечатана только первая часть (первое стихотворение) мини-цикла "ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ")

(Следующие стихи были задуманы либо появились (неоконченными) в черновой версии в "первоначальной" "географической точке", но полностью оформились и были закончены только в Монреале.)


          *    *    * 

Её глаза беременны тоской. 
и взгляд зрачков тяжёлых остановит 
лишь только скульптор ледяной рукой. 

Но нет его. И рот округлый ловит 
прикосновенья. И царит покой 
в трёх комнатах больших у изголовий. 
       
В одной лениво тикают часы. 
И локоть так округло свешен с ложа... 
Но - словно нож - из тени полосы, 
       
как будто вписан бледно-белой кожей - 
коровий взгляд. И двух ладоней тяжесть, 
и двух рассветов общая гряда... 
          НОЯБРЬ, 1991. ПЕТАХ-ТИКВА

 

Из мини-цикла  "ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ" 
       

           1

В квартире, где жила моя душа,
остались только стены. Стыки, окна...
Все скомкано, все перешло в волокна,
и даже мысль приткнулась, не шурша.

Алеют пятисвечники распада,
звенят в квартирном слепке голоса.
И рдеют заморожено каскады
нелепости, безликой, как коса.

Нет, не отъезд маячит. Это смерть
стоит с полураскрытыми глазами,
встречая отъезжающих цветами,
такими черными, как эта круговерть.

Бумаги на полу - обрывки мыслей,
подвязки слез, разрезанных ножом,
и воздух сам гуще и слоистей,
как будто дело ночью, а не днем.

Распотрошен я этой силой злой,
и силой  т о й  притянут, как магнитом,
к орбите расстояний, что, как сито
просеивает нужных ей сквозь слой.

В награду мне за то, что я сумел
осилить монстра голыми руками,
грозят изгнанием, которое - предел,
и за которым все, что будет с нами.

И в окнах одиноких, без гардин,
стоит моя судьба перед ответом,
слепив из отражений половин
пустой зрачок с оставшимся в нем светом.
   Апрель, 1991. БОБРУЙСК

           2

Из странной и немыслимой страны
я взял с собой одни воспоминанья,
которые, как знаки препинанья,
мне навсегда, пожизненно, даны.

Не я: нелепый сгусток смог живым
уйти из этой страшной, небывалой
империи, что таяла, как дым,
но в дым сама никак не превращалась.

Не знаю, есть ли то, что было "я",
и где теперь мое родное "эго",
но, если есть, то только там, где не был
три года тот, кто мной был по края.

Но нет меня. А есть скрижали дней,
в которых код, затертый под ладони,
и даже десять тысяч благовоний
не истребят его - угрозу для ноздрей.

И этот запах с детских лет со мной:
предчувствий запах, запах разложенья;
он выдавал меня, вскрывал мои движенья
и не давал смешаться мне с толпой.

И вот - теперь - стою я на земле,
хранящей декодированья свиток,
но веет смертью из глазниц попыток
прочтения того, что спит во мгле.

Как два конца нельзя соединить
нечеловеческой, холодно-жуткой сути
из двух вселенных, так и наложить
сей град на тот, куда мне не вернуться.

Но странствий звенья не завершены:
во снах моих и наяву мне снится
гостиница, фонарь и пол луны,
и чья-то, в ночи спящая, столица.

Туда мне суждено перенестись -
поближе к Космосу, поближе к звездам синим,
где есть какой-то невесомый иней,
что может мне еще помочь спастись.

Но что за ним - то скрыто от меня,
хоть судьбы стран я знаю и народов,
и я прошу у света, у природы,
чтоб сберегли меня, от пущих бед храня.
           1993, ИЕРУСАЛИМ.


           3

Все, что было тобой, достается червям,
целевому распаду, зловонному тленью;
и ему предназначен не только ты сам,
но и мысли твои, и твое вдохновенье.

В оболочку судьбы никогда не упасть
воспаленным рассудком, забыв о грядущем.
И, как нищему этого не миновать,
так и тем, кто богат, как никто из живущих.

Почему же так давит богач бедняка,
для чего уже продано все, без остатка:
все равно эта спесь, это зло лишь  п о к а,
все равно вам от смерти не скрыться за взяткой...

Если там, за порогом, не воля твоя,
но - как сон - чьи-то тени и буквы мелькают,
так зачем чьи-то жизни, как гвозди, вбивать
в то, что там, за пределом, нам не помогает?

Есть волшебная связь расстояний-времен,
есть непознанный смысл между жизнью и смертью;
он сквозит иногда со страниц и знамен,
он звучит иногда в обезглавленном сердце.

Есть два способа жить, есть два способа быть
в этом мире нелепостей: жить без остатка - 
или - злу покоряясь - свои будни влачить,
попирая других, выпадая осадком...

Способ жить для тебя выбирает Судьба.
Но ты сам сотворишь подлеца иль героя;
а спокойствия в мир не несет их борьба,
хоть и жизни закон постигается с боем.

Как столетья у зданий смывают с лица
окна глаз (только остов остался безглазый),
так смывает тебя, обнажая Творца,
что стоит за тобой, но тебе не подвластный...
НОЯБРЬ, 1994, ИЕРУСАЛИМ - ЯНВАРЬ, 1995, МОНРЕАЛЬ.
________________________


         x x x

Завершая бессонные - сонные бдения,
продолженьем "вчера" там, где нет продолжения,
из потрепанной дали блистая подмышками,
переплетом с заплаткой, портфельными книжками,
возникает рассвет - и окно из предместия,
что заклеено наспех газетой "Известия",
возникает подъезд с характернейшей лестницей
(и резьбой плинтусов) - парапета наместницей,
и широким двором... 

                За дощатыми ставнями
спит в соседнем окне аппликация с фавнами,
спит квартал, спит еще - за минуту до выстрела.
Но уже не проснется.
И сонные бдения,
выливаясь за берег, за чашу терпения,
                исчезают во тьме - за закрытыми веками,
                за пустой чернотой в этом городе с вехами
                этой бывшей любви, этой радости-горести
                на просторах уменьшенной до невозможности
                этой бывшей страны, знаком силы и слабости
                застарелых амеб...
                И от привкуса сладости
                что-то тает во рту. Тихо тают мгновения
                (не очнувшись от сна, не вкусив завершения)
                в красно-белый туман, в сине-красные бдения.
    1 марта, 1994. Тель-Авив.

            
                x x x

Тяжесть бездонна. Как счастье без дна.
В голову вбита трущоб тишина.
Кто-то тяжелый сидит у окна. 

Лица прохожих нелепо-длинны.
Сотканы тени из их тишины.
Длинные пальцы за ухом видны.

Капают черным минуты в окно.
Все, что здесь бродит, не растворено
в охре сознания - как и вино!
     АПРЕЛЬ, 1994. ТЕЛЬ-АВИВ.
                © Lev Gunin,  Montreal 1998

_____________________________________

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


Рецензии