Поэзия Египта

.



ПОЭЗИЯ ЕГИПТА
(2-я полная подборка литературной интернет экспедиции «Заповедные тропы» по странам Арабского мира)

СОДЕРЖАНИЕ:

- Смотря на мир песчаных лиц, Сфинкс ждёт,/ Ахмед ШАУКИ (1868-1932) 
- Нет прошлого.  У ветра? У песка? / Али Махмуд ТАХА (1901-1949)   
- Мы либо есть. Нас либо нет. В нелестной / Али Ахмед БАКАТИР (1910-1969)
- Я разбиваюсь о пороги ночи / Малак Абд Эль АЗИЗ (1921-1999)
- О том, что продлевает жизнь любовь / Наджиб СОРУР (1932-1978)
- Как из себя изгнать гудящий город / Ахмед  ХИДЖАЗИ (род. 1935) 
- Знакомство с незнакомыми людьми / Фарук ДЖВЕЙДА (род. 1946) 
- Цветенье розы вспыхнуло, угасло / Хельми САЛЕМ (1951-2012)
- Любовь угасла. Что же это значит?/ Мерват Исмаил Абдель ТАВАБ (род. 1952)
- Как масляные пятна на воде / Мохамед Ид ИБРАГИМ (1955-2020) 
- Один пришёл. Один иду по жизни / Хассан Шихаб АЛДИН (род.1973) 
- Когда наступит вечер, долгий вечер / Абдо САЛЕХ (род. 1975)

=======================================================


Ахмед ШАУКИ (1868-1932) 

Смотря на мир песчаных лиц, Сфинкс ждёт,
Когда последний фараон умрёт,
Когда взойдут на площадях пророки,
Потворствуя толпе на эшафот
И плакальщицы завопят безумно.
Смотря на камни красные, Сфинкс ждёт,
Когда зажгутся на страницах неба
Течения подземных мёртвых вод.
Уляжется пыль странствий на дорогах,
Мысль потеряет смысл, эшта свой плод,
Был след похож на знаки зодиака –
Теперь в нём лишь из жёлтых дней исход.
Песок стал тёмен на песчаных лицах,
Когда его ветр сдует с них? Сфинкс ждёт.


Али Махмуд ТАХА (1901-1949)   

Нет прошлого.  У ветра? У песка?
Боишься ли ты этого тоска
моих ночей?  Мутнеют воды Нила.
Я прошлого не слышу своего
Покрова сердцу нет, нет ничего
Способного спасти, лишь комья ила
И вдалеке, как будто бы огонь.

Шуршанье змей, плеск рыб, голодный сон,
Как будто бы в ветвях высоких крон
Не птицы гнёзда вьют весной, а звёзды.
Нет прошлого. У неба? У любви?
О чём молчат короткие стихи
моих ночей?  Всё тяжелее воздух,
Всё тяжелей дышать больной груди.


Али Ахмед БАКАТИР (1910-1969)

Мы либо есть. Нас либо нет. В нелестной
истории небытия строк бездна.
Что будет завтра? Тоже, что вчера?
Привал, костёр, о дальнем крае песня.
Стирает ветер след мой на песке,
Ему легко резвиться бестелесным,
А мне стареть и понимать, что нет
Мне места в пустоте пустынь окрестных.
Пока рассвета час не прояснён
в моей душе, надежды бесполезны.
Рассвет – мираж и день пришедший – сон,
Иду ли я, стою ли?.. Неизвестно.
Отбрасывает пальма тень, как знать,
А может это тень строки небесной…
 

Малак Абд Эль АЗИЗ (1921-1999)

Я разбиваюсь о пороги ночи,
Бросает ветер на пороги ночи
И я блуждаю с ним по площадям
Среди сухой листвы, газетных клочьев.
Я распадаюсь на слова, на звук
Распада, что становится короче.
Я рассыпаюсь на мгновенья, чтоб
Упасть тенями строк за многоточья.
Обнимет пальма в глубине двора,
О, призраки холодной долгой ночи,
Лишь вы понять сумели – я одна,
Мне одиночество терпеть нет мочи.
Безжизненной пустыни зов, скажи:
Что от меня ты ждёшь, чего ты хочешь?


Наджиб СОРУР (1932-1978)

О том, что продлевает жизнь любовь
мы знаем оба. В нас живёт любовь.
Как будто мы из хрусталя, сверкаем
и чувствуем, что мир – букет цветов.
Смягчается рассветная улыбка
в поэзии произносимых слов.
Два сердца наши – две влюбленных птицы,
о счастье разговор двух мудрецов.
В моих глазах лишь ласковое море,
В твоих – небес сияющий покров.
Мы не рисуем нашу страсть – живём ей,
Мы знаем: воскрешает жизнь любовь.
С ней человек в мгновеньях будет вечен
Средь множащихся без конца миров.


Ахмед  ХИДЖАЗИ (род. 1935) 

Как из себя изгнать гудящий город?
Задёрнуть занавеску, дверь закрыть?..
Оставить только в коридоре шорох
мышей, на кухне – тряпок грязных ворох,
эмалевые отблески корыт.
Есть место у всего и не покинет
оно его. Как этот мир нелеп!
Из линий времени вода и хлеб,
Из линий света мой истлевший китель.
Имеет всё свой запах и свой плач,
Способность к одиночеству, усталость,
Закономерность бед и неудач,
Неправильно решаемых задач.
Ночей глубокий мрак, рассветов алость.

 
Фарук ДЖВЕЙДА (род. 1946) 

Знакомство с незнакомыми людьми,
Мне дарит понимание судьбы.

О городах за розовой пустыней
Я узнаю, о самых сладких дынях.

О верности, о подлости, о снах,
Похожих на танцующих жирафов.
О, научивших вере, миражах,
О двух птенцах на золотом аграфе.

Я узнаю о праздниках и днях
глубокой скорби, о чужих мечтах.

О ста грехах, о призраках Омара,
О заблудившейся в горах отаре…
Что не рассказ, всё будто обо мне,
Чинары старой шелест, гул Сахары.

 
Хельми САЛЕМ (1951-2012)

РОЗА ЛЮБВИ

Цветенье розы вспыхнуло, угасло,
Оторвалось от тьмы, во тьме увязло,
Спустилось в дельту Нила, у костра
Уставших рыбаков затрепетало,
С их песнями перелетело в дом,
Где девушка кроила по лекалу
Невесте платье, думая о том,
Что сердце так тревожит и как мало
Для счастья надо… жить в любви вдвоём.
Цветенье розы алым заиграло
С зарёй над плугом пахаря кружась,
Как будто бы оно ему желало,
Чтоб небом стал земли тяжелый пласт
И всходы дал для нового начала.



Мерват Исмаил Абдель ТАВАБ (род. 1952)

Любовь угасла. Что же это значит?
Что между рёбер сердце горько плачет?
Сжигает небо слёз моих огонь,
А вместе с ним шумливых белых чаек…
Во тьме ночной в ловушке хищный зверь,
Моих желаний вой неоднозначен.
Тобой была закрыта в счастье дверь.
Любовь угасла, мир вокруг стал мрачен.
Ты, как мираж, поил цветы в саду,
Теперь они мертвы и глаз кошачий
Луны следит за тем, как я иду,
Тебя встречать у призрачных причалов.
Любовь угасла. Я зажгла свечу,
Но без тебя я с каждым днём прозрачней.


Мохамед Ид ИБРАГИМ (1955-2020) 

Как масляные пятна на воде,
Сухие листья лавра в череде
Печалей, умножающих печали,
Как масляные пятна на листе,
С которого вытягивают шеи
Семь черных строк к сияющей звезде,
Зажегшейся, наверное, случайно,.
Где небеса не знают о дожде,
Идущем семь недель, идущем тайно.
В мешках из рощ – закатов каркаде
Вновь, что ни ночь – рабов-нубийцев спины,
Горячий пот, дыханье в духоте,
Боль между рёбер, там где билось сердце,
Но где оно теперь? Оно – везде…

 
Хассан Шихаб АЛДИН (род.1973) 

Один пришёл. Один иду по жизни.
Любой мой шаг – бросок костей, хоть втисни
Их в тело черепахи., тот бросок
Принадлежит существованью строк.
Мой трон – на тротуаре грязных улиц,
Похож на пару, что стоит целуясь.
Под кожей спрячь крамолу этих строк
Чтоб совершить в ночную тьму нырок.
Да, я правитель рыб, плывущих между
Домов без крыш, выдавливая слог
Мехами жабр на тёмные одежды,
Прислуживающих любви тревог.
Да, я влюблён в жестокий мир надежды,
Что с трона вверг меня в темницу строк.

 
Абдо САЛЕХ (род. 1975)

Когда наступит вечер, долгий вечер
И включит звёзды неземной диспетчер,
И струны улиц тихо зазвучат,
Я вспомню сердцу милый взгляд и плечи.
Но почему, но отчего тогда
Разлукой горькой дом надежд подсвечен…
Всё та же боль живет во мне сейчас
Мне излечить её нет сил и нечем.
Я помню о тебе, ты – обо мне.
Мой долгий вздох как будто бы  стал вечен
И чёрный дрозд на ветке под окном
На птичьем языке заводит речи
О слёзах на твоих глазах, о дне
Когда для нас двоих наступит вечер.






.


Рецензии
Замечательная подборка!..

Симеон Юрьев   29.04.2024 08:52     Заявить о нарушении
Симеон, спасибо.
Подборка... текстов для возможного поэтического отклика.
:(
но скуп современный мир на отклик..

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.04.2024 16:57   Заявить о нарушении
А кто переводчик?..

Симеон Юрьев   29.04.2024 18:13   Заявить о нарушении
в основном сам балуюсь.
но иногда попадаются переводы подходящие (не много, но есть)... завтра/послезавтра выложу страны северной Африки, а после майских праздников центральной и южной

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.04.2024 18:22   Заявить о нарушении
Больше всего понравились незатёртые обороты и образы, основанные на другой природной среде...

Симеон Юрьев   29.04.2024 18:31   Заявить о нарушении
Как видишь, подумываю о другом словоряде... Опереться, что ли, на редкие но известные слова?.. а также на не знаемые, но понятные?..

Симеон Юрьев   29.04.2024 18:38   Заявить о нарушении
Сейчас многие культуры (например арабская) переживают подъем, даже в прогнившей англосаксонской из-за притоков авторов многих стран мира происходят очень любопытные процессы. Мне сложно понять почему мы (русские) уперлись лбами в бетон... так вот феномен нонешней арабской: такое ощущение что они 1000 лет спали и вдруг проснулись, и вот тебе на и древние корни и новые живые побеги, встретились две истории внеканонических времен (времен до и после формальных канонов). Когда немекаю на отклик к тексту любого автора из подборки предлагаю любому автору попробовать себя (в некотором роде) новой стилистике.

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.04.2024 19:21   Заявить о нарушении
Занятно...
Спасибо.

Симеон Юрьев   30.04.2024 11:35   Заявить о нарушении