Разум

Разум, ум – это способность к рационалному, последовательно- доказательному, логическому мышлению. Эта способность есть мирская человеческая, мудрость по плоти. 1Кор.1:26-29: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Во времена Павла большинство призванных Богом ко спасению были людьми низших и средних слоёв общества, которые не могли похвалиться ни благородством происхождения, ни знатностью, ни могуществом, ни великим умом – высокой способностью к рационалному мышлению, ни образованием. Но Бог избрал всё это в глазах мира немудрое, юродское, безумное, нелепое, избрал незначащее мира не случайно, а чтобы упразднить, ликвидировать, сделать недействительным, прекратить существование, отменить значащее, «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом», для того чтобы человек прежде всего сознал свою немощь, чтобы смирить человеческую гордость, которая мешает человеку обратиться за помощью к Богу.
 
Разные люди, по-видимому, в разной степени обладают способностью к рациональному мышлению, то есть умом, однако все от самых умных до самых глупых в присущей им степени пользуются этой способностью. Вопрос не в том пользуемся ли мы своим умом или нет, а в том, пользуемся ли мы своим умом с оглядкой на Бога или без неё. Иак.4:13-17: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",- вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Жить так, как будто бы Бога нет – грех. Это надмение. И Бог наставляет (Пр.3:5-8): «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Жить надеясь на Бога, полагаясь и уповая на Него – это не особенность особо духовных людей, это жизнь человека в соответствии с его, установленной Богом, человеческой природой. Человек создан Богом жить, двигаться, существовать Богом, для чего призван искать Бога (Деян.17:26-28), искать Его Царства (Мтф.6:31-33), призывать Его имя (Рим.10:13), достигать Его (1Кор.14:1), исполняться Им (Еф.5:18), пребывать в Нём (Ин.15: 4).

Все свои ошибки и падения люди совершают, когда полагаются на свой разум, забывая о Боге. Так в раю эдемский змей предложил жене порассуждать на тему о дереве познания добра и зла. Так Аврам и Сара (Быт.16:1,2) по своему рассуждению, без оглядки на Бога согласились исполнить Божие обетование «Тот, кто произойдёт из чресел твоих, будет твоим наследником» (Быт.15:4). Так Саул рассудил не дождаться Самуила в Галгале и принести жертвы (1Цар.13:8,9). Так часто поступаем и мы, когда попадаем в трудные обстоятельства.

Великий Бог! Ты наставляешь нас всем сердцем надеяться на Тебя и не полагаться на свой разум, во всех без исключения своих жизненых путях, во всех без исключения обстоятельствах познавать Тебя, и Ты направишь наши пути. Ты наставляешь нас не быть мудрецами в своих глазах, иметь страх Господень и удаляться от зла, ибо это будет здравием для наших тел и питанием для наших костей. Жить надеясь на Тебя, полагаясь и уповая на Тебя – это наша жизнь в соответстви с нашей, установленной Тобою, человеческой природой. Во имя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.


Рецензии