Ключевые моменты темы Живущие мёртвые

Моя тема на форуме социальной сети «Изба-Читальня»



Живущие мёртвые


Текст преамбулы:

К умершим или живущим мёртвым можно отнести, например, всех, кто – «ни богу свечка, ни чёрту кочерга» – ни читатель, ни познаватель поэзии жизни и ни писатель её, всех кто не нашёл в себе силы найти своё место на пути к Небу, кто не признался себе, что как нет, например, второсортной, третьесортной любви, так нет и второсортной, третье сортной поэзии в виде стишков – есть только души на своём месте – либо талантливые поэты, пишущие на уровне, не меньшем, чем лучшие до них, либо талантливые читатели, не пишущие вовсе или преодолевшие в себе зуд писания «второсортной любви»!

Живущие мёртвые люди – это люди, которые мертвы в привычке или в отсутствии личной традиции развития и совершенствования души, те, кто стал «железобетонным всезнающим взрослым», кто остановился в развитии, во взгляде на себя со стороны, в поиске – истины, бога и царствия его, в чувстве прекрасного, в допуске иных граней и подходов, «которые не снились нашим мудрецам», – кто закостенел в собственной «взрослости», ограничил себя кубатурой местечковости, расхожей логики и обладает очень низкой степенью восприимчивости.

Живущим мёртвым может оказаться человек – любого возраста, любого уровня образования, с любым отношением к религии, к политической и общественной жизни, с любым уровнем доброты к ближним и дальним. Мертвечина души – это жизнь без взлётов и падений, это вера без покаяния, вера в то, что есть, а не в то, что надо искать!

Живущие мёртвые души неистово враждуют и сопливо декларативно дружат, совпадают с толпой или борются со злом, оставаясь злобными и злыми, мстительными и мнительными. У них, как говорила Марина Цветаева «злая воля к добру». Их души умирают ещё при жизни, потому что душа – это признак объёма, не имеющего границ или признак причастия к законам вечности, бесконечного разнообразия.

У живущих мёртвых людей – душа не находит себе места, ей нечего делать в тюремных пределах плоти живого мертвеца! Для неё нет дела, поскольку все дела бытового уровня, будь они трижды добродетельны, к душе отношения не имеют – душа это не халат после бани, а платок в машущей руке на перроне прощания навсегда.

Душа жива – поиском и допуском, шагом навстречу, навстречу Небу. Душа – это способ или возможность умирания «куколки» для рождения «бабочки». Земноводной души не бывает – земноводной бывает душонка, тушёнка для обслуживания досуга состарившейся молодости или натянувшей на уши морщины лет старости))

Сколько среди нас живущих мёртвых?
Легче сосчитать живущих живых...

А вы, а ваша душа – «мертва» или «жива», если жива, то чем именно она жива, чем занята, чем наполнена?


ОТРЫВКИ ИЗ ДИАЛОГОВ:

Васса Темченко   (22.04.2024   13:26:34)

Здравствуйте, Вадим.
Отвечу здесь на Ваш вопрос : «А вы, а ваша душа — « мертва» или « жива»...?
Так вот — я не знаю. Я не знаю точные критерии определения «жизни» души. Да, я осмелюсь сказать, что чувствую иногда, благодаря не только всеми известными органами чувств, но и каким-то таким образом, что удаётся объяснить только тем, кто способен чувствовать также. Как развиваются такие способности ?— с помощью личного примера и примера окружающих, т.е. взаимного обмена опыта познания...
Дело в том, что я могу понять тех, кто стремится совершенствоваться, начиная пусть даже со «стишков». Это тоже путь познания, и такой путь тоже способствует самосовершенствованию.
А Вы, Вадим, злитесь потому, что мало настоящей поэзии, или потому, что именно Ваши стихотворения мало читаемы публикой?


Вадим Шарыгин   (22.04.2024   14:21:15)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Здравствуйте, Васса,
Это хорошо, что вы "не знаете", но, наверника, задумываетесь иногда , в том числе, о том что прозвучало в преамбуле этой темы.
Живущие живые и живущие мёртвые - бок о бок, в одной стране, в одной современности, на одном сайте, на одном форуме, но какие разные они... А постижение разницы - иногда длиною в жизнь, не зря же лучших, талантливейших людей каждого времени сначала хоронят, потом славят цветами на могилах.
Я не злюсь, я отчаиваюсь и в то же время, могу вновь воспрянуть духом, но переживания мои не о собственных стихах, а о том, что живущих мёртвых становится настолько много, что меняется сама сущность понятия : добра, совести, прекрасного..


Васса Темченко   (22.04.2024   14:58:53)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Да,Вы правы, Вадим, я задумываюсь часто над тем, « что со мной так, а что — желательно бы изменить?»И я ищу ответы с помощью всего, что окружает меня .И на остановке под козырьком полезно иногда постоять, если разогналась порой не в меру))
Может, вокруг Вас и меняется сущность понятия добра, совести, прекрасного.Тогда, наверное, стоит личным примером излучать это добро, совесть, прекрасное...А можно ли излучать всё, вышеперечисленное, с помощью слов, слишком высокопарных для окружающих?Ведь непонимание часто вызывает агрессию, а не прекрасное...

Васса Темченко   (22.04.2024   13:50:07)

Да, сразу уточню, что я ни в коем случае не считаю Вас поэтом-самозванцем. Мне интересны порой Ваши стихотворения, и два из них я знаю наизусть даже( а, значит, уделила им много своего внимания).
Я даже согласна с Вашим утверждением, что Ваш читатель — это читатель из будущего.
Мне вот только мало понятно Ваше возмущение стихотворениями других авторов. Это так, как бы Бах критиковал бы Добронравова, например ( а Вы ведь ставите себя в один ряд с Бахом...)

Васса Темченко   (22.04.2024   14:29:33)
(Ответ пользователю: Вячеслав Воробьёв)

На Вашем месте, Вячеслав, я бы попробовала защитить своё творение. Как можно, например, любить свой край, ненавидя при этом насилие...
Или зажечь( в переносном смысле слова, конечно) своё серце ...Это, когда от одного слова приток крови делается настолько обильным, что сердце словно жжёт ( и технически возможно, и стилистически))
Словоблудье — это когда автор пишет, не беря на себя ответсвенность за свои слова...


Вадим Шарыгин   (22.04.2024   15:05:44)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Не соглашусь здесь с вами, Васса,
Словобдудье - это когда , например, слова обладают простотой, которую в народе называют "хуже воровства". Что это за простота такая?
Так в народной традиции принято говорить о чём-то «таком простом», что грех его для души человека и ущерб его для жизни – соизмерим с воровством. Это «крадущая очарование жизни» и «обкрадывающая живущих» простота. Что характерно для такой «простоты»? Прежде всего, это что-то очень поверхностное и в замысле, и в исполнении, когда не углубившись (и даже не попытавшись углубиться, так сказать переспросить себя и других, тех, кто знает) в особенность или в сущность предмета, явления, вещи – им присваивается – эпитет, обнуляющий или оглупляющий, или обесценивающий всю внутреннюю ценность, суть предназначения или существования – предмета, вещи, явления, чувства, сводя характеристику к плоскости, вульгарности, к абы кабы под девизом: «и так сойдёт, главное, чтоб от всей, дескать, души, ёшкин кот!». Такой «подножной простотой» многие её носители даже бравируют, мол, я, конечно, не разбираюсь, но зато всё у меня «ясно, как день» и людям это нравится, а «простому» народу, мол, только это, только так и надо.
Словобдудье может запросто нести ответственность за сказанутое в столбик, только вот нести нечего!)


Васса Темченко   (22.04.2024   15:42:26)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Что для Вас, Вадим, уже « не несёт ничего», то для другого — ещё одна ступень выше в самопознании. А Вы попробуйте, попытайтесь объяснить попроще, что хотите донести до народа.Боитесь " воровства»?:))
Смените площадку на площадку «Поэзии».Но Вы ведь в обществе «стишков« выступаете.Как иностранец. Хотите, чтобы Вас понимали в стране «стишков», унизив эту страну предварительно?:)))


Васса Темченко   (22.04.2024   15:45:59)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Это я к тому, что, может, для Вас — это просто « стишки», а для другого — целая гамма чувств, гамма, для Вас непонятная.Так кто тут Поэт?!:)))


Васса Темченко   (22.04.2024   15:52:27)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Это из Вашей преамбулы)), и это всё о Вас же Вами и сказано...к сожалению...Извините)
Всего доброго!


Вадим Шарыгин   (22.04.2024   17:05:56)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Объяснить попроще...

С одной стороны, куда уж проще))
Все живущие мёртвые уже наверняка сходу, с первого прочтения преамбулы узнали себя, но не только, уверен, что не пройдёт и пятнадцати-двадцати-тридцати лет и многое для многих узнавших себя сегодня станет гораздо более очевидным...

Но не в укор, не с целью ткнуть в мёртвую жизнь - затеял я эту тему, отнюдь, моя задача благороднее - инициировать раздумье у каждого живущего, задуматься над самой постановкой вопроса, ведь каждый полагает, что у него есть душа, но далеко не каждый догадывается, что со временем, с течением обстоятельств и в следствии остановки в развитии - душа может окочуриться, помертветь, причём, ещё при жизни, даже если эта жизнь полна заботой о ближних и дальних, радованием жизнью как таковой, абсолютным и фривольным равнодушием к жизни в искусстве и неумением даже оказаться элементарно благодарным тем, кто создаёт Искусство, даже при всем запале уравниловки и приобщении к большинству - наступит день и час опоздания на ушедший поезд...

Так, извините, возвращаюсь к "объяснить попроще"...))

Скорее всего, я просто перефразирую уже мною сказанное:

Итак, моя мысль :

1. Есть живущие живые и живущие мёртвые

2. Живущие живые - это те, кто развивается, то есть те, кто находится в поиске, в сомнении, кто честно и адекватно оценивает свои способности и хочет быть на своём месте, кто готов слушать и слышать, общаться с уточняющими вопросами, кто ищет - бога и правды его, кто своё несогласие с кем-либо и с чем-либо не возводит в степень лютой ненависти, вражды, необходимости мести.

3. Живущие мёртвые - это те, кто остановился в своём развитии, или развивается не в Слове, а на словах, кто несогласие с собой встречает штыком в грудь несогласного, кто злом надеется достигнуть добра, кто, отдавая себе отчёт в своих способностях, занимает чужое место в жизни и сам не идёт, и другим не даёт;

примеры: человек со стишками (словоблудием в столбик, годами) , например, прекрасно знает, полностью отдаёт себе отчёт в том, что уровень его творчества - низкий, ни в какое сравнение не идёт с лучшими образцами поэзии, но тем не менее, не считает собственное стишочничество чем-то постыдным, ему всё-равно что его стишки - это добавочные гвозди в крышку гроба искусства, или дополнительные тонны к тому словесному мусору, который уже нагородили сотни тысяч таких же как он, что именно эта масса - превратила поэзию в безделицу, потопила творения поэтов, изменила в обществе само представление о высоте и значении поэтического слова. Такое жизненное преступление - жизнь без внимания не оставляет, без последствий такое не обходится. Последствия просты и понятны: душа человека так же становится размером со стишок, восприятие сужается, повседневная ежегодная пустопорожняя болтовня в откликах и на форумах делает из него неимущего, у которого, как в притче Христа, обязательно отнимется и то что имеет". Мертвеет душа, то есть она уже не способна отличить настоящее в жизни от подделок, она довольствуется "простотой", и именно эта "простота" даёт автоматический сигнал судьбе человека - "Такому душа не нужна! Он обходится без неё". Душа покидает человека, человек продолжает жить, воспитывать детей, бегать по врачам, размещать стишки, обмениваться спасибками с братьями по разуму, писать темы на форуме о патриотизме или о врагах патриотизма, всё, всё это уже неважно - человек становится не интересным в общении, не восприимчивым к нюансам, не знающим куда и зачем живёт, земноводным "форумчанином вселенной". Его начинает обходить стороной - настоящая любовь и самоотверженность, тайное очарование и дерзновение жизни, сужается до нуля возможность встречи и общения с ЖИЗНЬЮ, вместо неё - досуг, склоки, местечковое выяснения "а ты кто такой" длиною в годы и десятилетия и "зубы на полку", "перед ним сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто".


Васса Темченко   (22.04.2024   19:22:21)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

И что же нам, бедным, делать?
Ну задались для себя вопросом, ну перестали писать «стишки»...И что дальше? Вы уверены, что Вы способны внести красоту слова в сердца? Нет, не так...Вы уверены, что в «Избе» мало кто способен нести пользу словом?
Не лучше ли рассказать о красоте слова в «стишке» Есенина о берёзе с рифмой окном-серебром? Сколько лет уже стишки с банальными рифмами затрагивают сердца и тешат душу людей? И почему это время так любит Есенина, например? Да тут можна до утра вспоминать «банальные рифмы» и «пустые стишки» столетней давности и широчайшей известности.
Известный музыковед, знающий толк в классической музыке, научил меня находить для себя в ней пользу...Научите нас, Вадим, находить для нас пользу в Поэзии, объясните нам, что полезного принесёт нам в нашу жизнь Поэзия. Только приземленно объясните, пожалуйста, без этих «раскрытий душ», о которых Вы и сами только догадываетесь, но знать наверняка не можете...


Вадим Шарыгин   (22.04.2024   20:22:12)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

А почему бы и нет, Васса!

Давайте попробуем, вместе, набросать план и перспективу, а вдруг, когда-нибудь, кому-нибудь пригодится, но для начала давайте
вспомним Александра Пушкина:

Стихотворение "Поэт и толпа"

Procul este, profani.*

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

* Procul este, profani (лат.) — Прочь, непосвященные.
1828 г.

Вадим Шарыгин   (22.04.2024   21:11:02)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Итак, пробуем проложить тропинку от мёртвой жизни к жизни живой...

Представим себе, что вы или кто-то другой, однажды, не одолжения ради, не для смены формы досуга, а по совести – решит прекратить стишочничество в своём лице.

А что включает в себя стишочничество?

1. Придание своим стишкам публичности – непрерывные публикации, в том или ином виде, собственных стишков.

2. Чтение, в основной массе своего жизненного времени, именно стишков других участников «досуга в рифму»

3. Раздача похвал авторам стишков, потоком или от случая к случаю, но почти всегда односложно

4. Неумение и нежелание (часто) научиться отличать стишки от поэзии, незнание чем именно стишки отличаются от поэзии, незнание ценностей поэзии, отсюда,
непроизвольная, но устойчивая подмена поэзии стишками

Отличие поэзии от хороших стишков


5. Редкое обращение к классикам поэзии, редкое и поверхностное

6. Слабые читательские навыки: неумение обращаться или взаимодействовать с произведениями поэзии : например, чтение без провозглашения вслух, чтение однократное, выискивание содержания чуть ли не построчно.

7. Скудное, недоразвитое восприятие – отсутствие опыта зачарованности, заворожённости, самозабвения.

Поэтическое восприятие


8. Необладание поэзией жизни : смутное понятие о том, что это такое, не умение отличить поэзию жизни от простого умиления чем-либо.

Поэзия жизни



То есть, «перестать писать стишки» – это значит, прекратить стишочничество – стишочничество – это образ жизни, это целый комплекс вызовов, которые потребуют преодоления.


Вадим Шарыгин   (22.04.2024   21:39:49)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Прекратить стишочничество – буквально, это будет означать следующее:

1. Собственные стишки, если и останутся, то только «в стол» или «по воде вилами».

2. Дальше необходимо будет решить для себя: если любовь к поэзии действительно укоренилась в сердце, то ближайшая цель – стать Читателем (ценителем, знатоком, сберегателем_ поэзии. Перво-наперво необходимо БУДЕТ сформулировать поэтические ценности, одновременно, фиксируя или утверждая в сознании отличие поэзии от хороших и плохих стишков, особенно важно научиться отличать поэзию от хороших стишков. Это очень трудно, но если работа пойдёт на фоне собственного глубинного понимания миссии и значения поэзии, любви к ней, то всё получится. Этот пункт займёт время, потребует помощи, практики, настойчивости. В итоге (в идеале итога) должна появиться интуиция, чутьё на поэзию.

3. Самое сложное – следующий этап : научиться завораживаться глубиной или высотой глубины поэтических текстов. Прежде всего, придётся обратиться к понятию «поэзия жизни», важно будет вспомнить свою жизнь, узнать опыт других людей в плане обладания поэзией жизни : не простым умилением, а именно поэзией жизни, и после того, как поэзия будет найдена в жизни, то состояния заворожённости или зачарованности естественным образом обретутся и в Слове.

4. Следующий этап не менее важный и сложный : изменение образа жизни – от стишочника – к гражданину Искусства – путь краткий, но проложен через пропасть – мостик перекинут, как через горную речку – идти придётся самому, никто не пройдёт за тебя. Что же это за переход такой?

придётся научиться говорить правду в глаза тем, чьи тексты ещё недавно нахваливал;
– придётся усомниться в компетенции тех, кто предлагал тебе годами к прочтению очередные порции стишков, придётся научиться избирательности – в товарищах по досугу, придётся предъявить досугу – высокие требования и вступить с ним и его апологетами в гласное и негласное противостояние. И перевес – один против тысячи (как минимум) отныне станет естественным делом. Исчезнут все подобострастные подружки, лояльные редакторы, прекрасные площадки для общения, поддакивающие, поздравляющие с «днюхой», растворятся или станут врагами вчерашние друганы и братаны – к этому надо быть готовым.
Негде будет «приклонить голову», забвение, изгойство, наедине со всеми, подлости, сатира низкопробная в спину, по пятам, хамство, непонимание, издевательства, месть и т.п. набор жизни в искусстве гарантирован.

Ну что, Васса, вы лично готовы «в путь к поэзии»?
Или сделаем паузу?


Васса Темченко   (23.04.2024   08:15:51)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

« В путь к поэзии» — это Ваш путь, Вадим, если Вы так считаете. Можете сделать паузу, можете дальше продолжать в том же духе — это Ваш выбор.
У меня свой целевой профиль. Я знаю, чего хочу...))
Хотите быть востребованным Поэтом — будьте ним. Вы считаете себя настоящим Поэтом, а творцов «стишков» «чернью», и хотите, чтобы люди к Вам потянулись? Что ж, в добрый путь!))


Вадим Шарыгин   (23.04.2024   09:19:12)
(Ответ пользователю: Васса Темченко)

Вы слегка передёрнули, Васса,

«чернью» называл в своих стихах квази-читателей поэзии Александр Сергеевич Пушкин и в своих записях Марина Цветаева, я же объявляю людей со стишками или тех, кто вляпался во всю совесть в стишочничество – живущими мёртвыми – людьми с убывающей душой или с извращённым до неузнавания чувством прекрасного!

«А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни. Поэт отделяется от них, и мало-помалу уединяется совершенно. Он творит - для самого себя и если изредка ещё обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он уединённых, затерянных в свете»
(Александр Пушкин)

«Но есть другой читатель – некультурный. Читатель – масса, читатель – понаслышке.. Отличительная черта такого читателя – неразборчивость, отсутствие способности ориентироваться.. Такому читателю имя – чернь.. Грех его не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, и в злостной предвзятости. В злой воле к добру».
(Марина Цветаева)

Для поэзии в целом и для меня лично – люди со стишками, погрузившие себя в комплекс деградации под названием стишочничество, в абсолютном большинстве своём, не являются надёжной читательской аудиторией, это проходимцы (мимо поэзии), случайные попутчики до первого испытания на вшивость, молчаливые или горластые соглядатаи гибели поэтов и поэзии, цветоносцы на могилы тех, кого они успешно губят с помощью своих творческих добрых намерений.

Настоящая читательская аудитория поэзии – не пишет стишков вовсе или уже покинула стишочничество по причине победы совести над хотелками, это читатели. устремлённые из прошлого в будущее , читатели из будущего, поскольку, как известно, большое видится на расстоянии – на расстоянии в жизнь и на расстоянии в смерть.

Стишочники – вносят посильный вклад в дело гибели всего лучшего, талантливого, необыкновенного, глубокого в высоте своей, не ведают что творят – вольно или невольно, сознательно или бездумно участвуют в самом подлом и грязном преступлении человечества – в подмене искусства искусственностью, в равнодушии к себестоимости Искусства, к жизни в искусстве лучших людей каждого времени.

И свою задачу поэта вижу в том, чтобы оторвать от стишочничества, пока не поздно, хотя бы одного человека, хотя бы одну душу, вот почему нахожусь в гуще их среды обитания, вот почему претерпеваю подлости, месть, равнодушие, презрение и забвение с их стороны. типа, ну, ну, научи нас. а "мы послушаем тебя"...

---------------------------------------

Спасибо вам, Васса, за общение, за мимоходную попытку что-то понять, за мимолётное внимание к моему творчеству,

Всего вам наилучшего на трудном и благородном пути к поэзии,

Ваш поэт, считающий себя,
одним из лучших поэтов нашей современности,
Вадим Шарыгин


Выдержка из диалога с Ларисой Оболенской в рамках данной темы:


Лариса Оболенская   (23.04.2024   13:22:40)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

И всё-таки истина должна быть везде! Есть поклонники поэзии как таковой! Кому-то близок Есенин (к примеру Петр его читает наизусть), Цветаева, Лермонтов или Пушкин!
Да у поэтов, да и не только, судьба творчества нелёгкая. А у композиторов? У художников? У скульпторов?
И это не сейчас! Это веками длится!
Я к тому, что Мандельштама в молодой России не обижали. Этому много исторических документов и фактов.
И Марина Цветаева его упрекала в отрицательных поступках!
Время было "глухое".


Вадим Шарыгин   (23.04.2024   16:03:49)
(Ответ пользователю: Лариса Оболенская)

Вероятнее всего, когда мы затрагиваем тему поэзии и стишков и того, что из них следует, например, живущих живых и живущих мёртвых, на мой взгляд, Лариса, важно говорить не об индивидуальных предпочтениях – одному нравится одни поэты, поэзия, поэтика, другому – другие...

Если мы ограничим своё понимание происходящего только этой разницей предпочтений, мы никогда не поймём причины того, каким образом абсолютному большинству, казалось бы любящих поэзию современников, на самом деле ничегошеньки не достаётся из поэзии, каким образом современники проскакивают мимо самых значительных достижений, лишают себя лучшего из того, чем и кем представлена поэзия в каждой современности.

Более того, ограничив себя разностью предпочтений, мы рискуем так и не понять причины и механизм – гибели поэзии и поэтов, причины непонимания самой сути поэзии, а так же причины её угнетения, забвения, охаивания и отвержения причины игнорирования её, сведения её на уровень притягательной общедоступной безделицы, или одной из составляющих досуга.

На мой взгляд, правильнее было бы выстраивать рассуждения таким образом:
реальность такова:

1. Существуют поэзия и поэты и существуют стишки и пишущие их в форме поэзии непоэты.
2. Поэтов можно условно разделить на «просто поэтов» и «больших поэтов» каждого времени, каждой современности.
3. Непоэтов можно условно разделить на : способных написать хороший стишок и способных только на плохие стишки.

4. Существуют УРОВНИ словесности: уровень поэтов и уровень непоэтов. Разница в уровнях такая, что слабое в некоторых моментах произведение поэта всегда выше самого сильного, самого хорошего стишка непоэта.

Иными словами, уровень поэтов несоизмерим с уровнем непоэтов, в принципе.

5. В понятие «уровень» входят трудно поддающиеся точной расшифровке составляющие, например:

Всё что я скажу далее, Лариса, будет приблизительным, я буду искать аналогии и надеюсь на вашу добрую волю к пониманию и терпеливое, постепенное, пошаговое осмысление сказанного:

Итак,

– УРОВЕНЬ ПОЭТОВ – ЭТО ВСЕГДА взгляд небожителя, это поэтический взгляд на вещи – предметы, явления, и т.п.

что значит «взгляд небожителя» или взгляд со стороны Неба, или поэтический взгляд на вещи? Это взгляд :

1) без ограничений во времени и пространстве,
2) это взгляд, ищущий и находящий достоверность, а не просто действительность,
3) это взгляд, содержащий в себе «квантовую запутанность» или суперпозицию Слова, когда словесные конструкции обретают дополнительные смысловые объёмы и парадоксы для обычной логики;
4) это взгляд, в котором реализуется не правда, не истина, а правдивый вымысел, дополненная стильным воображением реальность, сохраняющая меру фантазии, не впадающая в эпатаж и фантастику;
5) это взгляд НЕ О ЧЁМ-ТО А СКВОЗЬ ЧТО-ТО!
6) Это взгляд – не столько художника с кистью в руках, сколько ткача, выводящего и сохраняющего орнамент
7) это взгляд с помощью – горла, гортани, голоса, шумов, зовов, звуков, гула и гуда времени
8) это взгляд – на главное и о главном
9) это взгляд. способный найти и подчеркнуть целое в каждой составной части
10) это создающий, а не потребляющий мироздание взгляд
11) это взгляд на незримое, это взгляд слепого в момент прозрения или зрячего, ослеплённого чем-либо
12) это взгляд «уворованный» у самого зрелища – взгляд со стороны жизни, а не на неё
13) это взгляд, который начинается задолго до первой строки, даже задолго да возникновения замысла
14) это пространственный и пространный взгляд – не видящий ничего видимого всем непоэтам вместе взятым
15) это взгляд – не философа, не географа, не историка, не филолога, не литератураведа, не биолога, энтомолога, метеоролога, астролога и т.п.
16) это взгляд, ищущий некое утверждение о жизни и умалчивающий о том, что нашёл
17) это взгляд такой, что если бы степень его напряжения определялась количеством крови, то глагол «посмотрел» имел бы синоним «истёк кровью».

– УРОВЕНЬ НЕПОЭТОВ – ЭТО ВСЕГДА взгляд обыкновенного человека, это как бы взгляд земными глазами на земное, без учёта и привлечения «неба». Это взгляд человека, живущего то что есть, идущего куда сказали, это взгляд, который может согреть, как батарея отопления; как свеча согревает ладони; это взгляд-очаг, взгляд-фонарик, прожектор, фара, это взгляд из пункта «А» в пункт «В», взгляд. пытающийся что-то разглядеть там, где светло и ясно, привычно и обычно, это взгляд для благоустройства, озеленения территории обитания, для пользы, для жизни на земле. что вижу – то пою: шёоол один верблюд, шёоол второй верблюд, цеээлый караван....

понять суть УРОВНЕЙ и разницу УРОВНЕЙ поэта и непоэта – значит, купить входной билет на падение в бездну поэзии))


Лариса Оболенская(23.04.2024   09:49:58)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Вадим! Творчество это не только стихи! Творчество это и музыка, у которой свой язык.
И технари, которые из железа собирают "чудеса", и художники, и портные, которые именуются дизайнерами! И танец, и балет.
И надо изучать языки искусства! Совершенствование индивидуума в изучении и понимании, умении говорить на одном языке!
Рифмование строк это наиболее простой способ. Петрарка мечтал уйти в другой мир с пером в руке. Так и случилось! Главное это передать ощущение настоящего в будущее!

Поэзия должна или вдохновить или заставить слушать!

Посмотрю на тайгу я глазами поэта,
Не того, кто от сытости плачет,
Мол вот здесь всё не то, да и там всё не это,
А того, кто воистину счастлив!

Кто действительно смотрит счастливой улыбкой
Когда мир пробуждает весна!
У него не железная дверь, а калитка,
И видна красота из окна!

Кто спокойное слышит дыханье природы,
Видит сказочный мир естества,
Кто на помощь примчит на своём вездеходе
Подберёт для зверёнка слова.

В тишине от уставшего шума столицы
Мост из мыслей построю такой,
Чтоб могла красотою земной я напиться,
И почувствовать воздух хмельной .

Где медведица сонная вышла из леса,
Повела медвежаток к реке,
Где всю ночь молодой желторотый повеса
Бултыхался в прозрачной воде.

Где с утра молодица окутала тело
Нежно-розовым лОскутом миг.
Где у ивушки юной ветер косы несмело
Приласкал в тишине и затих..

Где ручей не смолкает ни днём и не ночью,
Пахнет хвоей мохнатая ель,
Где доносится в сумраке стрёкот сорочий ,
Вечерами скрипит коростель.

Где туманы в распадке уснули с рассветом,
Перекинула радуга мост,
Возвращаюсь домой, и никто не заметил -
Где черпнула я радости горсть.

14.05.2022


Вадим Шарыгин(23.04.2024   10:34:34)
(Ответ пользователю: Лариса Оболенская)

Когда творчество "не только стихи", это ощущение поэзии жизни (это термин Пушкина) и оно очень важно, Лариса, вы правы,

Однако, поэзия жизни - это не только и не столько "языки искусства", но прочувствование главного предназначения творческого человека - постичь красоту жизни и набатом рассказать о трагедии человека. свершающейся на фоне этой красоты, чтобы никогда больше не возвращаться в систему "чело на век", в принцип "еле еле душа в теле", чтобы жизнь не сопровождалась такою ценой за красоту, какую платят души человеческие.

Поэзия гибели (отрывок)

1.

Ещё одна
скатилась по щеке –
на петербургский снег каналов и мостов,
уставшая и умерщвлённая минутной стрелкой, –
слеза скупого времени временщиков...

Потерянные в высоту,
как торцевые стены без окон,
как позабывший взмах руки балкон,
Слова мои – спадают медленно в бездонный чан,
в бездомный звёздный купол.

Закрыто небо, как глазищи старых кукол...
Ресницы сомкнуты, распахнуты, еловый
Спит под ногами путь и тень от слова,
Короткая как век, легла :
давным-давно,
темным-темно.
Спит тишина... И так заведено:

В глаза людей молчишь и остриём минутной стрелки
Останки жизни на фарфоровой тарелке
Цепляя, отправляешь прямиком
В раззявленные пасти львов привратных,
С их каменными гривами знаком –
Ладонями, и узнаёшь в приватных
Обмолвках с бьющимся об лампу мотыльком:

Мы догораем здесь:
кто крыльями, кто спичкой, кто свечою, кто пожаром
За чеховским мансардным злым окном...
И в силуэте осени поджаром,
И в старчестве заброшенном, больном –

У г а д ы в а е т с я – слепой и нищий,
Отсутствующий, жалкий смысл пути.
Насажаны на колья вех умищи
Вождей, им Рубикон не перейти...

Стоим, обнявшись, тихий край обрыва :
Окна и пропасти, и постамента, и строки...
И даль далёкая, как лань пуглива.
И котлованы крови, став течением реки, –

Смывают имена тоски, разлук смертельных свитки...
Остановить подсчёт или в набат?
Но воздух осени –
как глубока, покойна, по щеке слеза и капля с ветки,
Как на арене – замер цирк и рухнувший с трапеций акробат...

Отныне, тишина на свете – гробовая.
Нет ни поэтов, ни поэзии, нигде...
Лишь облака, на осень уповая,
Отсутствуют в сомкнувшейся воде...

© Copyright: Вадим Шарыгин, 2023



Лариса Оболенская(23.04.2024   22:42:15)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Вадим! Если вникнуть в суть, то нужен язык второй! В АНГЛИИ было раньше три языка для церкви, для знати и простых людей!
Есть слова, которые нельзя произносить всуе! Потому что слова материальны! Поэтому продолжать разговор нет смысла!
Пусть живут люди. В чем смысл жизни? Живи сам и жить давай другим!

И потом мне всегда не нравилась подмена слов и понятий.
Облака мокрые. Ветренно, сыро. Можно я на земле останусь?


Вадим Шарыгин(24.04.2024   00:01:44)
(Ответ пользователю: Лариса Оболенская)

Лариса, замечательно сказано: "Пусть живут люди!" Это очень подходит для благородного и оптимистичного завершения темы с названием: "Живущие мёртвые"))

Приказ по команде: Всем, кто желает остаться на земле, оставаться! Всем, кто готов к Небу, продолжать движение ввысь!

Соединим землю и небо хорошим ливнем, в котором скроются слёзы пропавших без вести и слёзы радости нашедших вести,
Пусть данная тема скорее забудется, сгинет в общем потоке творчества,

И только птицы небесные, иногда, время от времени,
будут напоминать всем, случайно задравшим головы,
что земля имеет небо...

Можно я не останусь на земле? - вопрос поэта всех времён и народов.



Лариса Оболенская(23.04.2024   17:07:24)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

Ну не хочу я падать в бездну поэта!
Когда я осмелилась публиковаться, я дала слово себе: " Буду говорить правду!" и чтобы мой поэтический язык был понятен даже ребёнку!
Свой первый концерт я запомнила надолго! После окончания никто не хотел выходить из зала. Они окружили меня и целый час продолжала читать стихи из книги! Пока не выключили свет!
И всё равно я согласна с Мариной! Стихи должны быть понятны! Не зря Саводник был у неё настольной книгой. Как кстати и Лесков!
Поэт надо увеличивать свой словарный запас. Работать над словом!
Кстати то о чем я писала в стихах, происходит реально!
И потом только стихами можно кратко отобразить реальность!
Время покажет!
И кстати поэты говорят иногда на разных языках!
Я за реальность чувств в поэзии. И за гармонию в стихах!

Вадим Шарыгин(23.04.2024   20:02:10)
(Ответ пользователю: Лариса Оболенская)

Спасибо, Лариса, за доверительное общение, за обмен мнениями!

Мы с вами имеем разные, во многом, взгляды, подходы, но это не мешает нам обогащать друг друга своим опытом взаимодействия с поэзией.

Счастливо вам!


Из диалога с участником сайта с ником "Так надо":


Так Надо   (23.04.2024   02:00:13)
(Ответ пользователю: Вадим Шарыгин)

относится ли к живущим мертвым крестьянин, всю жизнь проработавший
на земле, видящий смысл жизни в этой работе, из стихов знающий только
частушки, который сидит на лавочке у своего дома с цигаркой и никуда
не стремится...

Вадим Шарыгин   (23.04.2024   02:43:58)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Нет, на мой взгляд, не относится, как не относится к живущим мёртвым любой человек, который находится и находит себя на своём месте - то есть там, где существует, как минимум, равенство между склонностью и затратами усилий. Но как только наш крестьянин, например, в один прекрасный день, решит зарегистрироваться на сайте, скажем, "Изба-Читальня", заделается поэтом или писателем, начнёт публиковать для всеобщего обозрения потоки своих искренних и далёких от мастерства и дара слова попыток что-то сказать прозой или в форме поэзии, начнёт расхваливать такие же любительские словоизлияния как у него, не сообразуясь ни с чем, кроме своего, вдруг, возникшего желания, он станет мертветь, его душа окажется заложником "ломбарда прихоти", и если крестьянин не опомнится в обозримый для собственной судьбы период времени, если не выкупит у жизни свою заложенную душу, то душа "выйдет из него вон", покинет его навсегда, поскольку окажется не у дел - "ни богу свечка, ни чёрту кочерга" - то есть крестьянин, изменив своей совести, своей судьбе, своему прежнему чувству уважения к труду, как труду профессиональному и дарованному богом, превратит свою душу в фикцию, в декорацию, в фиговый листок. И неважно, что крестьянин наш, например, будет стараться писать от всей души и о душе, если он не сверит вовремя свои словесные способности с уровнем Слова уже имеющимся, уже достигнутым до начала его прихоти, если не удосужится постичь или просто признаться себе в том, что его писанина принципиально уступает творчеству настоящих поэтов и писателей, если он наплюёт на факт собственной посредственности, то жизнь обязательно, рано или поздно, наплюёт на него самого, изымет душу из его судьбы, точнее говоря, свернёт его душу до таких минимальных значений, что это будет уже не душа, а душонка - мелкая, местечковая, прикладная и проклятая...


Из диалога со Светланой Хариной:


Светлана Харина   [Астрахань]    (23.04.2024   21:15:53)

Самое страшное, когда люди перестают чувствовать свою суть и начинают играться в святош, моралистов, праведников, мудрецов, поэтов, художников, музыкантов и так далее.
Это отвратительно, например, видеть перед собой женщину, которая шепелявым голосом тебе объясняет, что она - Поэт и что этот образ подарил ей Всевышний. Смотришь на эту юродивую и понимаешь, насколько же мир болен. А в это время истинные поэты просто покинули этот сайт.
Как хорошо, что все эти годы я себя позиционировала как рядовой читатель. Уж точно перед потомками стыдно не будет.
Ушла.

Вадим Шарыгин   (23.04.2024   22:00:35)
(Ответ пользователю: Светлана Харина)

Поэзия безгранична в своих глубинах и высотах, в своих нюансах и возможностях. Но это элитарное искусство - квантовая физика словесности - аванпост познания магии слова, еле заметный неопытному глазу пунктир пути в альтернативное будущее человечества. На этом сайте, надеюсь, наберётся несколько человек, которые в состоянии практически сходу отличить уровень поэта от уровня любителя писать в рифму. Эти люди, судя по всему, сторонятся потока стишков и процесса стишочничества, заезженных пластинок вращения на форуме и используют сайт в качестве резервного хранилища некоторой части своего творчества, не более того.

Такая же ситуация складывается на всех прочих литературных ресурсах.
Я лично всё-таки, хотя бы время от времени, стараюсь делиться с антипоэтами и горечитателями накопленным опытом постижения поэзии, рассчитывая на то, что мысли, стихи доживут до следующих поколений, и поэзия, как божественное явление, не угаснет совсем.

Да, все, кто разбирается в поэзии - либо ещё только родились), либо уже покинули сайт и наш лучший из миров, либо перешли на полуподпольное положение, спасаясь от цунами нетленок, это факт. Но оставшимся, я полагаю, надо вести себя так - свободно, уверенно, открыто в плане оценок ситуации и обмена опытом, вести себя так, как будто поэзия уже победила обывательство или досуг в рифму. Сколько той жизни! Стишочничество - это болезнь - психическое заболевание совести или катаракта восприятия, или кожный зуд писательства. Болезнь излечима в некоторых случаях за некоторый длительный период времени. На это и надежда!


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕМЫ:


Вадим Шарыгин   (24.04.2024   01:34:02)

Ну что же, пассивные и активные участники темы, пора подвести некоторые, промежуточные итоги:

1. Тема дошла до адресатов – живущие мёртвые души – практически сходу, а кто-то постепенно узнали себя, увидели свои перспективы, убедились в безнадёжности каких бы то ни было усилий по оживлению собственной души и совести, что, как говорится, и требовалось показать)

2. Главная, на мой взгляд, мысль темы оказалась даже не в преамбуле, она возникла у меня в диалоге с Ларисой Оболенской. Это, пожалуй, самая актуальная для каждого человека со стишками мысль для размышления – мысль о том, что существуют УРОВНИ владения словом и обладания восприятием – уровень поэтов и уровень непоэтов. И эти уровни несоизмеримы, то есть, например, уровень непоэтов не является предшествующей ступенью по отношению к уровню поэтов – нет, эти два уровня нельзя даже сравнивать, они из разных миров, они на одной планете, но в разных вселенных, они несравнимы, как несравнимы любовь и нелюбовь, небо и земля, честность и частность, интеллигентность и образованность. И только те, кто окажутся способны (сходу или с усилием) почувствовать, различить, например, – уровень поэта в каком-либо произведении, вне зависимости от того, понравится оно или нет – только те имеют реальный шанс – стать гражданином искусства поэзии, породниться с тайной, с тайным очарованием поэзии, все остальные – все, кто занимается изначальной уравниловкой, кто не закрепляет по определению поэзию за поэтами, так и останутся неимущими в поэзии, и в поэзии жизни мёртвыми душами Чичикова размером со стишок.

3. В теме так же случилось важное уточнение – не сами стишки губительны для постижения поэзии Слова и поэзии жизни, а комплекс деградации или зомбирования души под названием – стишочничество – это «устаканенный с чаепитием в Мытищах» образ жизни, образ мёртвой жизни, включающий в себя : написание стишков, неумение отличить уровень поэта от уровня любителя или непоэта, односложные нахваливания стишков братьев по разуму, продвижение стишков, презрение к поэтам, неумение читать поэзию, неуважение и презрение к поэтам прошлого, их труду и себестоимости создания произведений искусства поэзии, отсутствие самокритики, неразборчивость в выборе чтения, ограниченный жизненный кругозор, сознательное игнорирование «крема совести» для уменьшения «зуда писательства», остановка в развитии, превращение себя в великовозрастного болванчика, с развлечениями на досуге, в болтуна или в участника пустопорожнего трёпа в виртуальном и реальном пространстве. Писать стишки – не порок – порок быть стишочником – участником процесса деградации или омертвления души.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!
ТЕМА ЗАКРЫТА.


Рецензии