Инспектор Ван Ветерен, новая ред. 1, 2

А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью…

Цитата старая, часто используемая, и уже не помню, чья. Знаю, что из фильма «Пепел и алмаз», но кто автор стихотворных строк, как-то подзабылось. Однако строки точные и очень много в себе содержащие.
Подлинное, мастерское искусство  не стареет. Впитывая в себя время, оно обогащается и лишь меняет кровь, молодеет. Стоит, поверьте, хоть иногда тратитьь усилия, чтобы высветить  на миг из череды сгущающегося прошлого, его - НЕДООЦЕНЕННОЕ…
Я посмотрел детективный сериал «Инспектор Ван Ветерен», 2005-2006 годов. Люблю только мини-сериалы, без вторых, третьих, тем более, десятых сезонов. А тут как раз всего один сезон, да и тот получился неполным.
Выдающейся эту работу, казалось бы, не назовешь, при этом существует одно «но», заключенное в прекрасно выписанной сценаристами и режиссером главной роли, которую с нечастой в подобном жанре, я бы сказал, классической достоверностью сыграл шведский актер Свен Воллтер.
Сериал хорошо переведен и дублирован, но на русском ни одного отклика о его качествах, даже в Кинопоиске.
Потому, хотя бы в двух словах, скажу, почему он мне так понравился.
Для начала оговорюсь – понравились только три серии из семи: «Точка Боркманна», «Карамболь» и особенно «Дело Ги». Остальные серии не дотягивают, причем, именно по причине, что в них слишком мало того, на ком держится конструкция – то есть инспектора Ван Ветерена, чье имя вынесено в название каждой серии. А дело в том, что завязка в сериале берет старт со дня, когда этот ветеран полиции, старший инпектор, выходит на пенсию.
Однако работа его не отпускает, да и те, кто и мечтал бы, возможно, потрудиться самостоятельно, тут же начинают понимать, как им, оказывается, его не хватает. И не только профессионального опыта, но и его глубокого интеллекта, которым инспектор никогда не щеголяет, а просто в нужные моменты применяет. И, конечно же, интуиции, и не просто интуиции, а умения заглянуть в зияющие глубины человеческого. А мы уже увидели, убедились, что это за глубины…
Я смотрю сериальные детективы, чтобы отдохнуть, но чаще получается наоборот. Основная причина в том, что сюжет постоянно пытаются запутать и закорючить, - так, что в итоге вроде бы и правдоподобно, но чересчур уж мудрено – настолько, что это тяжестью ложится на человеческое сознание.
А тут веришь всему, в этих трех сериях, веришь человеческому уму, способному  дело  довести до правды, и решить по-справедливости, что тоже, согласитесь, очень важно...
В остальных сериях в принципе тотже неплохо, но вот интеллектуального материала хватило, видимо, только на три. А может, спонсоры требовали побольше «экшн». Ох, как жаль...

2.
Почему я зациклился на этом сериале? Из-за Свена Воллтера, которого  впервые увидел еще в фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение», и он сразу запомнился. «Жертвоприношние»  - фильм на все времена.  Это была последняя работа Искателя мирового кино, и не умри он меньше через год от болезни, Свен Воллтер еще не раз бы появился в его фильмах, причем, уверен - это были бы главные роли.
Человек со стойкими убеждениями в нашем мире вообще большая редкость, тем более, когда он творческой профессии. Свен Воллтер был марксист – не думаю, что такое обстоятельство способствовало его актерской карьере. Однако несмотря и на это, дважды он был признан лучшим актером Швеции.
Даже в таком, казалось бы, проходном полицейском сериале, своими актерскими усилиями мастер смог погрузить нас в атмосферу философских раздумий. В итоге - целых три серии не о безмыслии, мы были погружены в думание несколько часов. Вот врач в одной из серий, влюбленный человек – что заставило его не раздумывая убить во второй раз (пусть первый, когда он наехал на подростка, был случайностью!).  А потом еще и в третий – причем, женщину, которую, он, казалось бы, любил… Нет, тут уже не просто трусость, что-то глубже, дремлющее до поры в человеке, на вид самом благообразном… Раньше бы мы и не поверили в подобное, посчитали бы это излишеством, преувеличением. Но теперь вот поверилось как-то сразу…
Вновь обращаюсь к «Жертвоприношению». Там отрок спрашивает в конце, обращаясь  то ли к отцу, то ли сразу к Богу: «Почему в начале было Слово?».
Возможно, потому и было, что оно главное из констант, что им выражаются фундаментальные законы духа. Наверное, нельзя Слово отодвигать в задние ряды, пользоваться им, как просто расходным материалом…


Рецензии