Феномен ленинианы

В научном сообществе утвердилась традиция изучения культа Ленина, позволяющая понять специфику советского тоталитарного режима, способы легитимации власти, особенности поддержания идеологической монолитности, а также формирования общей гражданской, советской идентичности.

На смену культу пришла «деленинизация». Культа Ленина не стало, что не привело к сокращению его символического присутствия в повседневности россиян.
 На место религиозному оформлению пришел «спящий миф». Продолжает зримо присутствовать в общественном пространстве.

Лениниана,  превратилась в самодостаточное явление. Но в ее центре оказались не только деятельная личность вождя, но также переживание утраты, вечного невосполнимого отсутствия.

Забальзамированное  тело Ленина-«священное тело» революции. Кетрин Вердери отмечает, что «мертвые тела имеют свойства, делающие их особенно эффективными политическими символами» [Verdery, 1999, p. 33]

Образ Ленина функционировал уже при жизни Владимира Ильича на двух уровнях: вербальном (книжная лениниана) и визуальном.

Лениниана стала стимулом дальнейшего развития визуальной политики как способа донесения стратегически важной информации и оформления масс.
 
Однако каноны изображения, формы присутствия образа Ленина в публичной среде не были статичными и зависели от конкретной политической ситуации.
 Показательно, например, что после издания в 1927 г. книги «Ленин.Альбом. 100 фотографических снимков» на протяжении последующих 30 лет не издавалось других фотоальбомов.
Зато количество отретушированных фотографий с Лениным множилось в зависимости от интересов и задач руководства партии.

К моменту его смерти в руководстве партии уже наметился раскол, и соратников Ленина стали теснить молодые члены партии.
Однако молодым членам партии сложно соответствовать интеллектуальному уровню ее основателей.

В 1924–1925 гг., визуальная лениниана разворачивается во всю силу к концу 1930-х годов,когда появились биографические фильмы и стали массово тиражироваться малые и крупные скульптурные формы.
Визуальная репрезентация образа Ленина оказывалась наиболее действенным способом донесения идеологических установок до большей части советского населения.
Количество изображений Ленина не поддается учету: в скульптуре, фотографии – настоящей, отретушированной полностью или частично, – кинематографе документальном и художественном, барельефах, фресках, восковых  фигурах, видео инсталляциях, значках, марках, открытках, на вымпелах  трудовых коллективов.

В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС к 1990 г. находилось 410 оригинальных снимков с В.И. Ульяновым (Лениным). Полностью вся коллекция не была издана ни разу.

Имеющиеся 410 снимков породили бесчисленное количество вариаций,созданных путем ретуширования и кадрирования. Вставали задачи «исключить» из компании Ленина тех или иных людей (на 60 лет из фотографий пропадают Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин,многие другие партийные и общественные деятели), изменить контекст (например, снимок с 4-летним Владимиром Ульяновым,первоначально сделанный в компании его сестры Ольги, сидящей на стуле, мог ретушироваться до снимка этого же ребенка с высокой стопкой толстых книг на стуле – вместо сестры).
 Задать новый акцент ! ) Таким образом, фотография в контексте советской ленинианы переставала быть достоверным документом.

Один из самых показательных примеров – сюжет «Ленин и бревно». Фотография, сделанная 1 мая 1920 г. на субботнике в Кремле, получилась плохого качества, но была важна в пропагандистских целях, поэтому в дальнейшем ее ретушировали и кадрировали.
 На ее основе советские художники В. Иванов, М. Соколов, Н. Сысоев, Е. Кибрик, Д. Налбандян, И. Селиванов, Ю. Гржешкевич и др. создавали свои полотна.


Массовое тиражирование ретушированных и порой фальсифици рованных фотоснимков сформировало специфическое визуальное пространство ленинианы. В постсоветский период оно не только сохранилось в качестве наследия, но и имело творческое развитие.
Например, в 2005–2008 гг. уфимский художник Ринат Волигамси
предложил альтернативную биографию вождя «Неофициальный
альбом», где рядом с В.И. Ульяновым появляется его брат-близнец Сергей. Этот фотоколлаж оказался настолько популярным и убедительным, что вплоть до настоящего времени в Интернете периодически появляются публикации, настаивающие на реальности  этой истории [Волигамси, 2006]


Ринат Волигамси, настоящее имя которого Ринат Исмагилов – это башкирский художник-сюрреалист, проживающий в Уфе.

Художник воображает, что вождь мировой революции не умер в 1924 году, а оставил политику и принял ислам, так как имел башкирские корни. Затем «обновленный Ленин» начинает общаться со своим вымышленным братом-близнецом Сергеем и отправляется в хадж в Мекку и даже пишет статью под названием «Ислам как последняя надежда революции».

«Я представил Ленина обычным сельским жителем, сидящим возле своего дома и курящим табак, который он вырастил своими руками в саду, или женатым на трех женщинах, или отправляющимся в Мекку в конце жизни. Я думаю, что у каждого атеиста есть свой путь к Богу, и Ленин мог бы найти его», – говорит художник. Согласно версии Волигамси, во время Второй мировой войны Ленин скрывался в Латинской Америке, где он общался с Кастро и Троцким. А последние дни жизни провел со своей семьей в Цюрихе, где у него имелся антикварный бутик.

См по названию,   ссылку  на сайт убирают

Ленин – суфий и хаджи в творчестве Рината Волигамси


В 2007 г. небольшим тиражом вышел репринт книги «Дети дошкольники о Ленине», в которой фиксируются свидетельства –игры, разговоры, рисунки – того, как дети в 1924 г. реагировали на
смерть Ленина. Организуются игры. По очереди мальчики ложатся на стол, изображая Ленина. Остальные ходят вокруг стола. Это “рабочие и народ” прощаются с Ильичем. Неподдельное
горе и слезы в продолжении 20–30 минут сопровождают игру. <…> Ящик-гроб носят по комнате и поют: “Мы жертвою пали”
и Интернационал. <…> Игры в похороны имеют много вариантов.


 Все три работы перессказ  и копирование  материала 128
Д.Е. Москвин
«ДОЛГАЯ ЛЕНИНИАНА»:
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЛЕНИНА
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ


Рецензии