Городская быль

   Каждое слово в этой истории — живая реальность. Реальность не о любви, не о призвании, не о вдохновении или красоте. С этим сталкивался каждый. А вот с чиновниками не каждому сталкиваться пришлось. Моей семье пришлось.
Предыстория. Отец семейства ветеран Российской Армии, ветеран Труда. Жена его творческая личность. У обоих жизненный девиз: справедливость — всё! Вырастили троих детей — двое живут отдельно, младший с родителями. Появились внуки и правнуки. Однажды жена говорит мужу — нас в семье уже семнадцать человек. Если все приедут в гости, то в нашей квартире и не поместимся. Надо продавать квартиру и строить дом.

Участок для строительства дома выбирали недалеко от города — работа не отпускала уехать подальше на природу. Сняли в пригороде квартиру рядом с приобретённым участком и начали стройку. Муж строитель, потому он и сын большую часть работы выполняли сами. Строили хоть и медленно — за пять лет только первый этаж двухэтажного дома и баня были с внутренней отделкой — но с радостью. Когда выбирали проект, жена сказала, что их дом должен гармонировать с городской трехэтажной застройкой, которая находится через дорогу от их участка: буквально на одной улице по одной её стороне стоят многоквартирные трёхэтажки, а по другой — индивидуальные жилые дома. Цвет крыши своего дома выбрали зеленый, чтобы в тон с ближайшими трехэтажками, окрашенными в зелёный разных оттенков. А стены, когда дело дойдёт до отделки фасада, решили окрасить в жемчужный белый. С коммуникациями проблем не предвиделось — в посёлке есть свои электролиния и газопровод, а в сорока пяти метрах от участка находится действующая сеть централизованнного холодного водоснабжения, техническая возможность подключения к ней существует. Несколько частных соседних домов уже подключены к этому водопроводу. Газ подключили сразу, а с водой... Вот тут начинается то, о чём прежде читали лишь в фельетонах в советском журнале "Крокодил" — только помноженное на ...дцать.
       Отделка первого этажа почти закончена, можно переезжать из съёмной квартиры в собственное жилище. И в июне 2021 года переехали. Подали заявку на подключение к водопроводу. Пока лето, и с привозной водой можно пожить. Да через квартал, в трёхэтажке на третьем этаже, находится однокомнатная квартира дочери — стирать, мыться, готовить в ней как-то можно несколько месяцев до подключения водопровода. Обслуживающая водопроводные сети организация "Коммунальщик" — пока так её назовём — находилась рядом, через пару автобусных остановок. Заявление на выдачу техусловий и заключение договора на технологическое присоединение с пакетом всех необходимых документов там приняли 28 июня 2021 года. Правда, копию с отметкой о принятии и входящим номером не дали. Менеджер тётя Галя — пока так её будем называть — сказала, что директор на больничном, а кроме него никто не может на копии заявления расписаться и поставить штамп, все штампы у директора в сейфе и т.п. Ну, ладно, подумал принесший заявление муж, позже зайду и получу копию. По закону в течение 13 рабочих дней организация обязана выдать ТУ.

Через две недели он вместе с женой пришли в "Коммунальщик". Увы, ТУ и договор тётя Галя не выдала, сказав, что директор всё ещё на больничном и неизвестно когда появится.
Прошло ещё две недели. Ответ всё тот же: директор на больничном. Что ж, бывает...
Жена попросила тётю Галю позвонить ей, когда директор выздоровеет и сможет подписать ТУ и договор.

Прошёл месяц, никто не звонит. На звонки тоже никто не отвечает. Жена регулярно заходила к тёте Гале, но... директор каждый раз «был на больничном». Так прошло примерно три месяца. Наконец, тётя Галя выдала новую помимо болезни деректора информацию — мол, функции по обслуживанию данных сетей переходят в "Водоканал", и обращаться теперь надо именно туда. На вопрос жены, передаст ли "Коммунальщик" вместе с функциями и их заявление с пакетом документов на подключение "Водоканалу", тётя Галя произнесла фразу, которая на ближайшие три года станет её коронной фразой: "Я ВАМ ОБ ЭТОМ НИЧЕГО СКАЗАТЬ НЕ МОГУ!".

Что ж,  подумала жена, зададим этот вопрос «Водоканалу». Задали его на официальный электронной адрес «Водоканала» 24 сентября 2021 года. Через неделю был получен такой ответ: да, «Водоканал» с 1 октября 2021 года становится гарантирующим поставщиком воды в посёлок, однако водопроводные сети посёлка «Водоканалу» не переданы, потому за подключением обращаться следует не к "Водоканалу" (к слову, в последующем устно в каждом ведомстве по-своему объясняли причины — на мой взгляд, пересекающиеся с Уголовным кодексом — по которым не могут подключить наш дом к близлежащему водопроводу, но об этом чуть ниже).

Понятно. Выходит, «Коммунальщик» остаётся обслуживающей организацией, что письменно и на словах подтвердили чиновники сельсовета, сидящие с «Коммунальщиком» в одном здании. Что ж, будем ходить дальше. И жена ходила. Иногда заходил муж. И всегда один ответ от тёти Гали — директор всё ещё на больничном, без него ничего сделать нельзя, когда он появится неизвестно и т.п. И так на протяжении... полутора лет! Стоит отметить, что по закону срок исполнения заявки на подключение к централизованной водопроводной сети как раз не более 18-ти месяцев — от даты подачи заявления до момента технологического подключения. Только однажды, когда жена обмолвилась тёте Гале, что следует подать жалобу в прокуратуру на директора — почему он не оставил заместителя для работы с гражданами — тётя Галя вдруг произнесла: ну подождите, может быть директор уже дал распоряжение рабочим и они проводят работы по вашей заявке. Но ровно через неделю, и это уже осенью 2022 года, в очередной визит жены, тётя Галя передала ей копию письма «Коммунальщика» в адрес другой организации — назовём её «Град» от слова «город» — в котором сообщалось, что с 21 октября 2022 года «Коммунальщик» в одностороннем порядке прекращает исполнять условия договора по обслуживанию принадлежащих «Граду» водопроводных сетей ввиду денежной задолженности «Града» перед «Коммунальщиком». Ага, вот в чём дело! Оказывается, тётя Галя полтора года вводила семью ветерана в заблуждение, оправдывая бездействие «Коммунальщика» хронической болезненностью директора. А так можно было?! И ничего тёте Гале и её директору за это не будет?!

Впереди самое интересное. Нет, самое вопиющее. Хотя, куда уж более... Но всё по порядку.

Итак, теперь известно, что есть владелец сетей. Который имеет все права этими сетями распоряжаться. Пишем заявление с просьбой на подключение владельцу сетей — «Граду». Ответ его такой: «Град» в процессе банкротства, обслуживающей организацией сетей является «Коммунальщик», который имеет все права на подключение новых объектов к сетям и т.д. В конце приписка: в случае письменного отказа «Коммунальщика» "Град" просит об этом письменно сообщить для принятия к «Коммунальщику» мер административно-правовой ответственности. Хм, это уже что-то новенькое. Забегая наперёд скажу, что письменный отказ "Коммунальщик" предоставил только через два с половиной года! А когда семья направила "Граду" заказное письмо с информацией о неисполнении «Коммунальщиком» договорных условий, «Град» просто... не стал получать это письмо на почте, и оно вернулось отправителю.

Пишем опять в «Коммунальщик» — устный ответ тёти Гали почти не меняется — директор на больничном, иногда где-то на судебном заседании, когда будет неизвестно, официальный ответ подписывать некому и «я вам об этом ничего сказать не могу!». На все просьбы дать письменный ответ — тётя Галя произносит всё те же фразы, как под копирку. Заметно, что продолжающиеся два с лишним года вежливые визиты жены ей надоели, и она не сдерживается — в ответ на очередной вопрос называет жену энергетическим вампиром. На замечание, что тётя Галя находится на служебном месте и не вправе так себя вести и что её организация уже два года тоже ведёт себя противозаконно, тётя Галя с весёлыми чёртиками в глазах заявляет: «А ВЫ НА НАС В СУД ПОДАЙТЕ!». Мдаа...

Снова пишем в «Град». Поясняем некоторые пункты законов о правах и обязанностях. Ответ тот же — владелец сети «Град» является банкротом, обслуживающей сети организацией является «Коммунальщик», за подключением обращайтесь в «Коммунальщик» .
     Пишем в Территориальный отдел городской Администрации — в сельский совет. Ответ такой: владелец сети «Град» банкрот, обслуживающей организацией является «Коммунальщик», за подключением обращайтесь в «Коммунальщик». Они там с «Градом» друг у друга списывают, что ли?
      Пишем в «Водоканал». Ответ «Водоканала»: подключение возможно на сетях, расположенных за несколько КИЛОМЕТРОВ от вашего участка. Ничего себе... Это ж гражданину миллионером надо быть, чтобы иметь возможность оплатить прокладку такого водовода! При этом буквально в сорока пяти метрах от его участка действует полноценный водопровод!
      Пишем Мэру города — ответ «жалуйтесь в прокуратуру». На кого? На Мэра? Странная рекомендация...
      Пишем Губернатору. Ответ — ваша жалоба для рассмотрения вопроса по существу передана в нижестоящий орган. И такой ответ по порядку, как по лесенке, от всех нижестоящих органов. Конечный ответ — идите в «Коммунальщик».
       Пишем в Администрацию Президента Российской Федерации. Ответ ожидаемый — ваше обращение передано в Правительство вашей области для решения вопроса по существу. И лесенкой идут такие же письма из Правительства области, городской Администрации, департамента ЖКХ, министерства и сельского совета. Ах, да... сельсовет всё же отличился — рекомендовал обратиться... в «Коммунальщик». Представляете? На жалобу Президенту, что «Коммунальщик» полтора года не выполнял свои прямые обязанности, а другие организации города ещё год посылают в этот самый «Коммунальщик», получен гениальный ответ: а идите вы всё в тот же «Коммунальщик»! И никакой помощи. Да, администрации как раз и созданы для контроля за законностью и помощи гражданам в осуществлении их законных прав.
       По прошествии почти трёхлетней переписки — через два месяца будет как раз три года! — рекомендации изменились: с апреля 2024 года посылают в «Водоканал». Да-да, в тот самый «Водоканал», который стал гарантирующим поставщиком воды в посёлок — а неофициально стал фактической обслуживающей организацией как раз тех самых сетей, к которым почти три года не дают оформить подключение — тот самый «Водоканал», который готовит Технические условия и договор на подключение к сетям с точкой подключения, находящейся за несколько КИ-ЛО-МЕТ-РОВ ОТ  ПОДКЛЮЧАЕМОГО ОБЪЕКТА да ещё раздражённым тоном требует от заявителя эти ТУ непременно получить: мол, у них положено заявку по срокам давно уже закрыть! А ВОТ ИНТЕРЕСНО, НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ЭТО ЗАКОНУ: навязывать гражданам по их заявкам ЗАВЕДОМО НЕОСУЩЕСТВИМЫЙ проект? И не для того, чтобы удовлетворить законное требование гражданина, а чтобы просто соблюсти некие СРОКИ?

Друзья и знакомые семьи, живо интересующиеся результатами этой эпопеи, посоветовали прочесть в сети Интернет статью товарища Андрея Асташкина «Прокуратура. Как цинично органы власти реагируют на жалобы граждан». Нашли. Прочитали. Лучше бы не читали... ведь так хочется, чтобы у граждан страны оставалась хоть какая-то капля веры в высоких представителей власти.

На данный момент обращения семьи к властям не прекращаются — без воды, как вы понимаете, ни туды и ни сюды. А что же власти? Ответы шлют всё те же — будто по описанным в статье Андрея Асташкина рекомендациям. А вот устные разговоры с чиновниками куда разнообразней.         
       В одном месте устно предложили — при свидетелях! — подключиться к водопроводу «втихую», то есть, самовольно. А чуть позже там же объяснили причину, по которой невозможно подключить к нему этот жилой дом: мол, вода «Водоканала» проходит в нашем посёлке через трубы «Коммунальщика», но эти две организации никак не могут договориться о цене прохода «водоканальной» воды по «коммунальщицким» трубам. Не абсурд ли?
      В другом месте объяснили «невозможность» подключения к данному водопроводу отсутствием схем водопровода — якобы данные водопроводные сети, питающие водой десятки тясяч людей, нигде не зарегистрированы и зарегистрированы никогда не были, то ссылаются на то, что схемы водопровода потеряны (но схемы-то как раз есть — у обслуживающих этот водопровод ремонтных бригад, например), и нужные страницы схем были разосланы вместе с обращениями во все ведомства!).
       В третьем месте намекают на бурение личной скважины для добычи воды — мол, другие же пробурили! — оно бы и ладно, можно бы и пробурить, НО! В нашей местности пригодная вода добывается с глубины свыше СТА метров, а такие глубокие скважины на воду запрещены законом, на них нужно получать специальную лицензию, и лицензию такую частнику никогда не получить. Однако запрещёнными артезианскими скважинами   — свыше СТА МЕТРОВ глубиной — испещрён весь посёлок (и, думаю, не он один) на побережье нашей уже мелеющей реки. Представляете, через каждые 17 или 34 метра (такой ширины у нас участки) пробурены запрещённые законом артезианские скважины! Однажды раздался на телефон жены звонок — представился мужчина и сказал, что он звонит из организации «Гольфстрим» и предлагает некие условия бурения скважины на воду. Откуда у него её телефон? Ведь она нигде не зарегистрирована собственницей владения, которому нужна вода? Может быть, её телефон передали этой организации из какого-то ведомства, в котором устали посылать в «Коммунальщик»? Но помните девиз «Справедливость — всё!»? Как раз недавно беседовали с одним известным экологом, который сказал, что бурение таких скважин есть серьёзное экологическое преступление. Потому участвовать в этом бесконтрольном безобразии семья не намерена. Причём, в доме помещения для скважинного оборудования — фильтры, умягчители воды и прочее — не предусмотрено, ведь рядышком действующий водопровод!

Министерство ЖКХ РФ прислало ответ, что просит власти города рассмотреть наш вопрос внимательно, объективно, всесторонне. На что Министерство ЖКХ области совместно с Администрацией города ответили: идёт их совместная проработка вопроса по нашей заявке по подключению к водопроводу... Но ведь этот вопрос давно проработан Российским Законодательством — при наличии действующего водопровода заявителю обязаны выдать ТУ и договор в срок не более двух недель. Но через два месяца нашей заявке будет уж целых три года. И чем же закончилась «совместная проработка вопроса» по подключению дома семьи к водопроводу? Да вот чем: для подключения вашего жилого дома к водопроводу обращайтесь в ОАО «Нижегородский Водоканал». То есть, стройте водопровод от точки подключения, находящейся за несколько КИЛОМЕТРОВ от вашего участка. А о действующем водопроводе, расположенном рядышком с домом заявителей, — ни слова! Впечатление, что чиновники обращение семьи вовсе и не читали...
   Если бы было законное право отказать в подключении к близлежащему действующему водопроводу, то за три года уже об этом точно бы доложили и ответили отказом. Но — пишут отписки, перечисляют статьи законов, пересылают в нижестоящие органы, спихивают друг на друга, а однажды, после жалобы в Администрацию Президента, прислали письмо «Града» в адрес мэрии города, в котором пишется что-то о конкурсной массе банкрота, в которую водопроводные сети требовалось давным-давно передать... Не в этом ли всё дело?..
      А в одном электронном письме от одной из администраций в качестве приложения прислали... инструкцию по оформлению больничного листа по причине временной нетрудоспособности. Все друзья и знакомые семьи, и даже один профессиональный юрист, увидели в этом завуалированное запугивание. Неужели?!

Каково положение дел теперь, в апреле 2024 года? «Водоканал» согласен подключить к пролегающему рядом с домом водопроводу, но только при согласовании точки подключения с владельцем этого водопровода либо с обслуживающей организацией. Но ни один из них этого не делает — всё так же продолжают пинать друг к дружке. Министерство энергетики и ЖКХ сообщило, что органы местного самоуправления имеют все полномочия решать такие вопросы самостоятельно. Но... не решают.
   Вывод из беседы с одним серьёзным московским юристом: местная власть вправе понудить «Град» как фактического владельца сетей дать официальное согласие на требуемую точку подключения, либо понудить «Коммунальщик» исполнить свои обязательства по договору с «Градом» и выдать заявителю ТУ и договор о подключении, ведь отреклись они от исполнения договора по обслуживанию только спустя полтора года после получения этой заявки на подключение — по действующему законодательству это как раз те самые 18 месяцев, за которые обязаны были произвести само подключение. Либо официально оформить «Водоканал» обслуживающей организацией принадлежащих «Граду» водопроводных сетей. Тем более, что "Водоканал" давно фактически выполняет все функции по обслуживанию данных сетей после письменного обращения сельсовета. Тогда и точку подключения они вправе согласовать сами с собой. В противном случае — новое письмо Президенту, в Генеральную Прокуратуру и заявление в Следственный Комитет.
   Пока публикую эту быль по просьбе мужа без названий, адресов и имён — это пока сохраняется надежда на доброе решение местных властей. Ведь в своих ответах все административные органы, ведомства и организации НЕ возражают против требуемого подключения, но когда дело доходит до официального разрешения, то... цинично шлют отписки.
   Недавно стало известно, что областью получено сколько-то миллиардов на прокладку нового водопровода для новых кварталов нашего посёлка. Возможно, у новых заявителей в будущем не возникнет подобных проблем?
   P.S. За три года наших обращений подключено к данному водопроводу несколько новых объектов, в том числе и алкогольная "разливайка" (это четвёртая действующая "разливайка" на один посёлок). На вопрос юристу "Града" — как так, говорите, что нет схем и не вправе без них никого подключать, — он жизнерадостно ответил: наверное, они самовольно подключились! А может, их "Коммунальщик" подключил? Ну да, "Град" писал же, что у "Коммунальщика" есть все права на подключение новых объектов к их водопроводной сети. Тогда почему у семьи, чей жилой дом находится буквально в сорока пяти метрах от этого же водопровода, нет прав на получение гарантированной Государством жизненно необходимой услуги?
P.P.S. На очередное обращение к Губернатору его помощник Александр ответил, что передаст обращение в соответствующее ведомство. Можно предвидеть результат этой передачи: каждое ведомство будет передавать нижестоящему, и в результате снова отправят в "Коммунальщик", который спокойно себе бездействует, цинично нарушая государственные законы, или отправят в "Водоканал", который готов за деньги заявителя провести водовод к его дому длиной в несколько КИЛОМЕТРОВ и через 18 месяцев. Так и ответила дерзким голосом инженер "Водоканала" в середине апреля 2024 года — пишите новое заявление и подключим через 18 месяцев к водопроводу с точкой подключения за несколько КИЛОМЕТРОВ от вашего дома! А как же водопровод в сорока пяти метрах от него? Или по его поводу существует какой-то групповой сговор? Почему данные сети до сих пор не в собственности Администрации, ведь такое письмо от владельца сетей было в адрес Администрации города, и даже собиралось совещание по этому поводу? По закону, если воля собственника (а это ООО "Экоград") направлена на передачу объектов из частных рук к публичному субъекту, то препятствий этому никаких нет.
 Цинизм, с которым столкнулась семья, перешел все возможные рамки. Кажется, статья в УК такая есть — циничное использование власти.
Скоро будет опубликована часть 2 этой "Городской были".


Рецензии