Эгрегоры, душевеость и духовеость

   Как-то в разговоре, знакомому  пришла  мысль, что церковь похожа на эгрегор, такое утверждение некорректно, хотя поразмышлять на эту тему стоит.
   Эгрегор— это энергетический анклав  людей , существующий на базе приверженности к некоей идее или увлечению. Христианство же это не увлечение — это Жизнь и Вечность Бога, которую можно познать уже здесь. Обычно мощные эгрегоры создают фанаты, ослеплённые и движимые той самой идеей  или слабые больные люди, нуждающиеся в психо-эмоциональной помощи и поддержке. Эгрегор обычно замкнут и закрыт. Апостольская Церковь , которую создал Христос всегда открыта.
   Да, внешняя христианская церковь со своей иерархией, состоящая порой из горячих и пламенных  людей часто напоминает эгрегор, потому что в ней присутствует большая вовлечённость и душевность, когда единомышленники между собой обмениваются энергиями и делятся Светом, который им не принадлежит.
   Порой на её базе начинают существовать и закрытые общины, когда священник ловит звезду и начинает вести за собой от имени Бога. Хотя ещё Игнатий Бренчанинов говорил , что нет уже старцев…» … а, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
   Нельзя никому никого вести,  у каждого свой Путь. И этот Путь  может понять только сам человек , когда он начинает искать живого Бога. А по словам одного хорошо знакомого иеромонаха: « священник — это унитаз, в который все сливают свои нечистоты и который всегда должен быть чистым» , это он про себя говорил, или « священник  должен стать навозом на котором вырастут цветы»… Точно так же, как и родитель по отношению к своим детям.  Священник, если он знает Бога, может рассказать, объяснить ведомому, взрастить того до своего уровня понимания и отойти в сторону. Вести  же обычно пытаются те кто,  плутая, Его ищут и идут сами, хотя, конечно, когда на тебя смотрят, заглядывают в рот  и слушают — это большое искушение.
   Христос приходил, чтобы сделать человека свободным, чтобы человек напрямую обращался к Богу без посредников и это реально духовный путь о котором говорят многие. В греческой церкви исповедь вообще не привязана к причастию, человек, живущий духовной жизнью, сам понимает , когда это ему необходимо.
   Внешняя церковь и её традиции — это вынужденная необходимость, чтобы объяснить, сохранить и передать последующим поколениям и новоприходящим свою веру в образах и символах, которые несут смыслы, но которые имеют глубину того, кто их воспринимает.
   А , если же говорить о Церкви Христовой, которая не от мира сего, во главе которой стоит сам Христос, то эгрегора здесь существовать не может. Здесь уже не душевность, а духовность, когда человек смещает фокус внимания с людей на себя, а потом на Бога. Когда человек учится жить духом в Духе, когда он понимает своё духовное состояние, когда чувствует присутствие Божье в своей жизни или же Богооставленность, в которой жить невозможно.  Когда Бог реально становится  самым близким.
   Христианство — это богочеловеческая религия, и её можно сравнить с колесом, когда сияние Неба и Богородица с Христом находятся в центре, а обод колеса — это земля. А все люди и священники в том числе — это спицы , которые связывают Небо и землю. И мы все в Христе и питаемся напрямую от Христа, а не друг от друга, хотя все друг другу нужны и полностью душевность исчезнуть не может, просто меняются приоритеты и приходит понимание реальной человеческой сущности  и реальности Бога.
   Человеческая же сущность в том, что он злобное существо , творящее свою реальность с духами и бесами, и нет в нём никакой любви… В нём только пустота, которую может заполнить лишь  Господь… Вся любовь Божья, а человек по своей глупости присваивает её себе… Он нам всем даёт, а мы лишь можем вернуть её Ему обратно, а остатки этой любви уже по людям рассыпаются…
  Что будет потом, после смерти , — это уже  не наше дело, там от человека ничего не будет зависеть. Наше дело научиться здесь жить в Духе, больше мы здесь ничего хорошего сделать не можем. Только жить во Христе и общаться в Духе.
  Конечно, наша природа падшая от рождения, и очистить душу невозможно…, там несметное количество семян и зачатков греха, которые ждут, когда их польют…  Но, если человек в покаянии и сокрушении , делает очередной рывок и выходит в Дух, то его начинают интересовать уже  не свои грехи , искупленные Сыном, а общение с Богом. А Бог ждёт от нас именно этого, больше Ему ничего от нас не нужно… , да и дать мы Ему ничего не можем. Себя же , как злое, мерзкое  и  жестокое существо можно увидеть только идя вглубь и опустившись на собственное дно, где кроме этого ничего  уже нет. Вот оттуда очень хорошо осознаётся  реальность Бога, живого Бога, как спасителя из ада,  с которым выстраиваешь отношения и , который становится родным.

  Ветхозаветное постоянное хождение перед Богом, после Рождества Христова сменяется на нахождение Бога внутри. Человек начавший слышать Его волю и слушать Его, всеми силами устремляясь к Нему, постепенное очищает своё сердце и свой разум, которые всё больше и больше начинают принадлежать Христу.
   Человек осознаёт временность всего что вокруг и всё больше прислушивается  к Нему, понимая: «как надо» и «как не надо делать». Если же внутренний человек , его дух, ум и воля, а также его желания,  тишина и размышления постоянно устремлены к Нему , то через это наша природа мистическим образом  постепенно  соединяется  с Природой Христа.
   И, как ни странно, но человек по жизни должен идти одновременно двумя путями: путём стяжания добродетелей, но ещё больше — путём борьбы с ними.Путь стяжания добродетелей хорош для первых ступеней, но на этих же ступенях стоят многие далёкие от церкви люди.  Только через глубочайшее разочарование в самом себе, как через смерть, возможно понять и узреть Бога, когда из состояния сокрушения , покаяния  и раскрытия перед Ним всей своей мерзости, происходит желание смотреть только на Свет и послушание Ему , как Личности и никому другому. Только  через осознание реальности  ада, можно очень захотеть в рай. Но это и осознание того, что когда-то, ещё в утробе матери, Он отдал за меня свою Жизнь…
   Все мы Божьи и  нужно вначале полюбить Его всем сердцем, так, что за эту любовь и жизнь свою отдать не жалко,  а потом идти за Ним.

22.04.24


Рецензии
Очень замечательная работа, Наталья!
И ваши переписки с Владимиром Астраковым тоже очень ценная вещь, благодарю Вас!

/Но, если человек в покаянии и сокрушении , делает очередной рывок и выходит в Дух, то его начинают интересовать уже не свои грехи , искупленные Сыном, а общение с Богом. А Бог ждёт от нас именно этого, больше Ему ничего от нас не нужно… , да и дать мы Ему ничего не можем/(с)

Вот это очень важный момент, который нельзя пропустить в себе...молодец, что пишете об этом...

Рада, что Господь мне открыл Вас!

Благодарю и кланяюсь...

Лидия Павловна Володина   28.04.2025 20:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лидия!
Слава Богу, что отозвалось…

Да, человек вначале смотрит на других, потом на себя, а потом смещает фокус на Бога, оставляя всё остальное как бы на периферии, но замечая всё вокруг, но не вываливаясь в мир вещей. Весь вопрос: где Он Бог…?

Рада встрече

Ната Плеханова   29.04.2025 04:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.