Интересное рядом с нами

Интересные факты, события, люди, прочитанные, услышанные, увиденные мною, в разное время. Записывала их в ежедневники, теперь решила поделиться со всеми, кто, как и я не равнодушен к мировой культуре, истории, религиям, людям, оставившим после себя яркий след….
(Врач, поэтесса, эссеист – Гульнара Гафур 2021г)

Поющие картины Чюрлёниса
Как – то по ТВ, на канале «Культура», видела серию работ, принадлежащих кисти, литовского художника XIX века – Микалюса Чюрлёниса. Картины были посвящены зарождению Вселенной, и поразили своей «музыкальностью», но и некой фантасмагоричностью. Захотелось узнать о нем побольше, и вот выясняю, к своему стыду, что Чюрлёнис был еще и не менее гениальным композитором. Краски и образы в его картинах, также прекрасны и воздушны, как и его музыкальных пьесах и симфониях. Чюрленис получил блестящее консерваторское образование, в школе М. Огиньского, где учился композиции; в Варшавском Музыкальном Институте и в Лейпцигской Консерватории. Вот такая уникальная, разностороння личность – Микалюс Чюрленис, родившийся в простой семье вольного литовского крестьянина. Очень рекомендую найти его работы в интернете и помедитировать над ними, под его симфоническую поэму «В лесу». К сожалению, это гениальный художник – композитор окончил свою жизнь в больнице для «умалишённых», но никто об этом не вспомнит, люди будут помнить его небесную музыку и его нереалистичные, воздушные картины!
 
М. Чюрлёнис: Соната моря
«Подлинная ценность человека в первую очередь определяется мерой и смыслом, в каких он сумел отрешиться от своего «я»…».
                Альбер Эйнштейн. Книга: «Мир, каким я его вижу».

Шутливый глагол и… величие не предвидится
 Федор Михайлович Достоевский
На канале «радио – книга» узнала об одном интересном факте из биографии Федора Достоевского. Впервые, слово «стушеваться», оказывается ввёл именно он, в одной из своих повестей. Будучи, учащимся Инженерного училища, им приходилось много чертить тушью. Когда учащиеся часто спрашивали друг друга, - а где эта тушь или другая, - они шутя стали говорить, - а она «стушевалась». Этот шутливый глагол использовали только в классе Федора, но, когда они закончили училище, глагол использовать перестали. Но Достоевский вспомнил его и использовал в своей повести. Так глагол «стушеваться» появился в литературе, и очень понравился Белинскому, который похвалил Достоевского за новый, удачный глагол, и Тургеневу, который напечатал его повесть в своём журнале «Современник».
И еще, хочу поделиться мудростью от нашего классика. Мне очень нравится эта аллегория из Дневников Достоевского: «Величие не предвидится. Величие в том, как видеть. Иногда поворачивайся, как книга, поставь «точку» в конце некоторых своих мыслей, чтобы ты знал, что тебе нужно закончить их на этом. Поставь запятую между некоторыми словами, чтобы ты знал, что тебе нужно над ними подумать. Поставь «восклицательный знак» после некоторых своих поступков и «вопросительный знак» после некоторых привычек. Еще есть время редактировать... переворачивай страницу каждые несколько вечеров...Даже удали некоторые свои мнения.... Но, смелые некоторые... Удаляй одних людей, а других нет! Никогда не обвиняй «ни один день» своей жизни! Хороший день приносит нам радость, плохой день для нас, опыт, и самый худший день учит нас...! Сезоны для деревьев повторяются каждый год, но времена человеческой жизни не могут повториться... Рождение..., детство..., юность..., старость и... Мы будем терпеливы только тогда, когда будем считать терпение силой, а не слабостью! Нас губит не время, а маленькая скука и большие мечты…».
«Широк - человек, я бы – сузил». – Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы». Выдержки из Том 14. «Дневники писателя» - 1876, 1877, 1879 

Мистический суфизм…
 
Очень люблю суфийскую поэзию, потому хочется кратко рассказать об этом течении. Суфизм – (от слова «суфа», арабская ткань, отсюда и власяница, как атрибут аскета). Это – мистическое течение в Исламе, которое возникло в VIII веке и сформировалось в XII веке.  Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики и аскетической практики. В основе учения – постепенное преображение через мистическую любовь к познанию Бога, чаще в интуитивных и экстатических озарениях) и слиянию, душой с Богом. Суфизм оказал просто огромное влияние на арабскую, и особенно персидскую поэзию. Великими поэтами – суфиями были: Аттар, Саади, Руми, Джами, которых Иоганн Вольфганг Гёте занёс в свой список «золотого ряда мировой поэзии». Хотя в ранних суфийских и других персидско – поэтических направлениях «гедоника» (от древнегреческого философского течения – высшим благом является лишь то, что приносит наслаждение) и «эротика» были реалистичны, и лишь в 10 веке они стали такими, какими мы их знаем. Да, поэтов - суфиев можно отнести к философам – мистикам, в особенности Аттара («Логика птиц»), остро переживающим историю народа, проявляющим высокие чувства к страдающим, обездоленным людям. Они не только сочувствовали своему народу, но и уличали в своих произведениях власть имущих и священнослужителей того времени - во взятничестве, лжи, лицемерии, жадности и сластолюбии, наставляя людей на праведную жизнь. Поэзия суфиев, имела высоконравственный, духовно – наставнический характер, повлиявший на несколько поколений, многих народов.   
У кого море, тот владеет и каплей.
Всё, кроме моря – иллюзия.
Раз можно приблизиться к морю,
Зачем же охотиться за каплей росы,
Аттар. «Логика птиц»

Библиография: Ирано – Таджикская поэзия. Изд-во «Художественная литература» Москва 74г; Персидско – Таджикская классическая поэзия. Составит. М. Османов. Изд-во «Мариоф» 1986г. Душанбе.


Рецензии