Богоугодный страх

БОГОУГОДНЫЙ СТРАХ.

ПОВСЮДУ люди очень хотят освободиться от страха перед преступностью и насилием, страха остаться без работы или тяжело заболеть. Как же будет чудесно, когда эти страхи уйдут в прошлое под правлением Царства Бога! (Исайя 33:24; 65:21—23; Михей 4:4). Но в то время люди избавятся не от всех страхов, да и сейчас нам следует отгонять не всякий страх. Есть страх хороший и есть плохой.

Страх способен отравить психику человека, парализовать его ум. Он может лишить мужества и надежды. Такой страх возникает, когда противник угрожает физической расправой (Иеремия 51:30). Он может овладеть человеком, который слишком стремится получить одобрение определённых влиятельных лиц (Притчи 29:25). Но есть и страх полезный, который удерживает от необдуманных поступков и хранит от зла. В богоугодный страх включается не только это. Под ним также подразумевается трепет перед Богом, глубокое уважение к нему и здоровый благоговейный страх не угодить ему (Псалом 88:8). Боязнь не угодить Богу рождается из благодарности за его милосердие и благость (Псалом 5:8; Осия 3:5). В него также включается осознание того, что именно Бог — Наивысший Судья и Всемогущий, обладающий властью наказать и даже умертвить тех, кто отказывается повиноваться ему (Римлянам 14:10—12).

Богоугодный страх не болезненный, а благотворный. Он побуждает твёрдо придерживаться того, что правильно, и не идти на компромисс, поступая плохо. У него нет ничего общего со страхом, который связывают с древнегреческим божеством Фобосом — зловещим богом, внушающим, согласно описаниям, ужас. Не похож он и на страх, который связывают с индусской богиней Кали, которую иногда изображают кровожадной, с «украшениями» из трупов, змей и черепов. Богоугодный страх притягивает; он не отталкивает. Он немыслим без любви и благодарности. Поэтому богоугодный страх сближает нас с Богом (Второзаконие 10:12, 13; Псалом 2:11).

ПОЧЕМУ У ОДНИХ ОН ЕСТЬ, А У ДРУГИХ НЕТ.

Человечеству в целом не присущ богоугодный страх. В Римлянам 3:9—18 апостол Павел описывает, как далеко люди отошли от первоначального совершенства. Сказав, что все под грехом, Павел дальше цитирует из Псалмов: «Нет праведного ни одного». (Смотри Псалом 13:1.) Затем он подробно рассуждает о том, что люди не ищут Бога, что им недостает доброты, что их речь лжива, зла и что они проливают кровь. Как же подходит его описание к сегодняшнему миру! Большинство людей не интересуются Богом и его намерениями. Подобие доброты слишком часто приберегается для тех случаев, когда с её помощью рассчитывают что-нибудь приобрести. Обыденными стали ложь и сквернословие. Тема кровопролития стала обычной уже не только для новостей, но и для мира развлечений.

Почему такое происходит? Это правда, что все мы произошли от грешника Адама, но когда люди перенимают то плохое, что описал Павел, и оно становится их образом жизни, это нельзя приписать лишь унаследованному несовершенству. В стихе 18 объясняется, в чем дело: «Нет страха Божия пред глазами их». (Смотри Псалом 35:2.)

Но почему у одних людей есть богоугодный страх, а у других нет? Говоря простыми словами, одни люди развивают его, а другие нет. Никто не рождается с ним, но развить его способны все. Нам приходится учиться должной богобоязненности. А научившись, нам необходимо её развивать, чтобы она активно влияла на нашу жизнь.

СЕРДЕЧНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ.

В Псалме 33 выражено сердечное приглашение научиться страху Бога. Этот псалом написал Давид. Чьим прообразом был Давид? Не чьим иным, как Господа Иисуса Христа. В стихе 21 этого псалма записано пророчество, которое апостол Иоанн конкретно отнёс к Иисусу (Иоанна 19:36). В наше время именно от Иисуса исходит такое же приглашение, какое записано в стихе 12: «Придите, дети, послушайте меня; страху Господню научу вас». Стих ясно показывает, что богоугодному страху можно научиться, и научить этому богоугодному страху лучше, чем Иисус Христос, не может никто. Почему?

Иисус Христос знает, как важно иметь богоугодный страх. В Евреям 5:7 о Христе говорится: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение». Такой богоугодный страх был качеством, которое Иисус Христос проявлял ещё до того, как был приговорен к смерти на столбе мучений. Вспомним: в 8 главе Притч Сын Бога описывается как олицетворение мудрости. А в Притче 9:10 мы читаем: «Начало мудрости — страх Господень». Поэтому богоугодный страх был преобладающим качеством Божьего Сына задолго до того, как он пришёл на землю.

Кроме того, о мессианском Царе Иисусе в Исайи 11:2, 3 говорится: «Почиёт на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». Какие прекрасные слова! В страхе Бога нет ничего отталкивающего. Он положительный и созидающий. Им наполнится вся подвластная Царю Христу сфера его владений. Иисус уже правит, и всем тем, кто становятся его подданными, он даёт наставления в страхе Бога.

БУДЕШЬ ЛИ ТЫ ПРИЛАГАТЬ УСИЛИЯ?

Безусловно, просто одно лишь чтение Библии ещё не гарантирует того, что у нас будет богоугодный страх. Обратите внимание, что нужно делать, если мы хотим по-настоящему понять, что такое страх Бога. В Притчах 2:1—5 говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твоё к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге». Поэтому при чтении Библии нам необходимо внимательно слушать, о чём там говорится, усердно стараться сосредоточиваться на главных мыслях и запоминать их, а также глубоко размышлять о том, как наше отношение к Богу должно влиять на восприятие советов, которые нам даются,— иными словами, нам необходимо открывать своё сердце. Тогда мы уразумеем страх Бога.

Псалом 85:11 обращает внимание на молитву, которая тоже играет важную роль в развитии богоугодного страха. «Наставь меня, о Господи, на путь твой. Я буду ходить в истине твоей,— молился псалмопевец.— Сплоти моё сердце, чтобы бояться твоего имени» (Псалом 86:11). Бог благосклонно отозвался на эту молитву; мы знаем об этом, так как он позаботился о том, чтобы она была записана в Библии. Чтобы развивать богоугодный страх, нам тоже необходимо молиться Богу о помощи, и наши постоянные и горячие молитвы принесут нам большую пользу (Луки 18:1—8).

СВЯЗЬ С СЕРДЦЕМ.

В Псалме 85:11 есть мысль, на которую стоит обратить внимание. Псалмопевец просил о том, чтобы ему постичь страх Божий не просто умом. Он упоминает своё сердце. Развитие богоугодного страха связано с символическим сердцем, требующим к себе особого внимания, потому что оно является внутренней личностью, которая отражается во всех делах, и включает помыслы, склад ума, желания, побуждения и цели.

Библия предупреждает, что человеческое сердце может быть разделённым. Оно может быть вероломным (Псалом 11:3; Иеремия 17:9). Оно может побуждать к полезной деятельности и в то же время любить какие-то стороны мирского образа жизни. Такое раздвоение может мешать нам ревностно следовать справедливым нормам Бога. Когда это происходит, вероломное сердце, возможно, старается убедить нас, что мы делаем не меньше, чем многие другие. Или же сердце может поддаться страху перед людьми в школе или на работе. И тогда мы можем из робости не признаться, что искренне верим в Бога, и можем даже поступить не по-христиански. Но позже в нас заговорит совесть. Мы не хотим быть такими людьми. Поэтому мы молимся Богу вместе с псалмопевцем: «Сплоти моё сердце, чтобы бояться твоего имени». Мы хотим, чтобы вся наша личность, которая отражается в поступках, свидетельствовала о том, что мы «боимся Бога и заповеди Его соблюдаем» (Екклесиаст 12:13).

Бог обещал дать своим служителям такое богобоязненное сердце. Он предрёк, что восстановит Израиль, и сказал, как написано в Иеремии 32:37—39: «Возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них». В стихе 40 Божье обещание усилено: «Страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня». В 537 году до н. э. Бог, как и обещал, возвратил их в Иерусалим. Но исполнилась ли остальная часть обещания — что он даст им «одно сердце, чтобы боялись его во все дни жизни»? Почему после того, как Бог вернул древних израильтян из Вавилона домой, они отвернулись от Бога, так что в 70 году н. э. их храм был разрушен и уже никогда не был восстановлен?

В этом не было никакой вины Бога. Бог делал всё возможное, чтобы вложить страх Божий в сердца израильтян. Того, что он милосердно избавил их из Вавилона и возвратил в родную страну, было уже достаточно, чтобы израильтяне глубоко чтили его. Через пророков Аггея, Захарию и Малахию, через Ездру, которого он послал к своему народу в качестве учителя, а также через правителя Неемию и даже через своего Сына Бог подкреплял свои действия напоминаниями, указаниями и порицаниями. Временами израильтяне прислушивались. Это произошло, когда они вняли призывам Аггея и Захарии и взялись восстановить храм Бога, а также когда во дни Ездры они отпустили чужеземных жён (Ездра 5:1, 2; 10:1—4). Но чаще они не слушались Бога. Их внимание было непостоянным; их отзывчивость на указания была эпизодической; они закрывали свои сердца. Израильтяне не развивали богоугодного страха, и поэтому он не оказывал сильного влияния на их жизнь (Малахия 1:6; Матфея 15:7, 8).

Тем не менее обещание Бога вложить в сердца своих служителей надлежащий страх исполнилось. Он заключил новый союз с духовным Израилем — теми христианами, которых он наделил небесной надеждой (Иеремия 31:33; Галатам 6:16). Это произошло в I веке нашей эры. Он глубоко укоренил в их сердцах страх перед ним. Это принесло обильные благословения духовным израильтянам и «великому множеству», которое питает надежду стать земными подданными Царства (Иеремия 32:39; Откровение 7:9). В сердцах «великого множества» тоже укоренился страх Бога.

КАК БОГОУГОДНЫЙ СТРАХ ПОСЕЛЯЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ.

Как Бог вкладывает в наши сердца должный страх? Пользуясь своим духом. А что у нас есть из созданного с помощью святого духа? Библия — боговдохновенное Слово (2 Тимофею 3:16, 17). Божьи дела в прошлом, его теперешнее отношение к своим служителям, которым исполняется пророческое Слово, а также предсказания, которым ещё предстоит исполниться,— всё это служит для нас хорошей помощью от Бога, чтобы мы развивали угодный ему страх (Иисус Навин 24:2—15; Евреям 10:30, 31).

Примечательны слова, которые Бог сказал Моисею, согласно записанному во Второзаконии 4:10: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих». Подобно и сегодня Бог делает очень многое для того, чтобы искренне верующие люди по настоящему научились быть богобоязненным.

Читая и размышляя над Библией, мы узнаём о пророческих видениях, которые уже исполнились в XX веке и исполняются в XXI, и о будущих событиях, приводящих в трепет. В Псалме 65:5 говорится о всех подобных делах Бога: «Прийдите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими». Да, дела Бога, когда мы рассматриваем их как должно, внушают страх перед Богом, побуждают глубоко чтить его. И тогда нам становится понятно, как Бог исполняет своё обещание: «Страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня» (Иеремия 32:40).

Но ясно, что богоугодный страх не появится у нас в сердцах без усилий с нашей стороны. Плоды не вырастут сами. Бог делает всё, что зависит от него. А мы должны выполнять свою часть работы, развивая богоугодный страх (Второзаконие 5:29), в отличие от Израиля по плоти, который не делал этого.


Рецензии