Непочтение к отцу присуще лишь подлецу

Пророк Мухаммад (САС) наставлял:
«Позор тому, кто оставит родителей
в старости. Он не войдет в рай».
Аль-Бухари

В пору молодости, канувшей в Лету, я постоянно «терроризировал» отца и мать просьбами рассказать что-либо из УНТ ингушского народа. Однажды моя мама Зейнап поведала мне такую притчу. В стародавние времена жила в одном селе семья: отец – кормилец, мать – вечная труженица, и три сыночка. Они выросли, поженились, детьми обжились, жизни радовались, дом их в полную чашу превратился на зависть всяким бездельникам и на радость благородным родственникам и друзьям.

Время шло и мать настигла болезнь, навек смежив ей глаза, и она отошла в мир иной, дабы предстать пред своим Создателем. После смерти матери жизнь отца стала невыносимо тяжкой. Снохи – жадные и сварливые, и утром, и днем, и вечером давали ему только маленький засохший кусок чурека и в малой чашке – кислую сыворотку. Ни одежду отца, ни его белье, ни постельные принадлежности снохи не стирали. В комнате отца, как в подвальном обиталище бомжа, стоял затхлый запах совсем не стираемого белья, одежды и не мытого тела. Вдобавок снохи постоянно доставали старика своими сварливыми упреками: «Дед, толку от тебя никакого, лишь жрешь да спишь, пользы от тебя столько же, как от чучела в огороде. Скорей бы Господь прибрал тебя к Себе, чтоб мы избавились от этих муторных обязанностей - мучений!..» Сыновья только изредка наведывались к отцу и в силу нравственной глухоты «не видели, не слышали, нисколько не осознавали» насколько тягостной стала жизнь их отца.

Отцу обрыдла такая постыдная участь прозябать бомжом в собственном доме, который он построил с женой. Особенно ему было тягостно из-за того, что такую участь он влачит на виду у своих равнодушных сыновей. Терзаемый этими переживаниями, он однажды позвал старшую сноху и наедине сказал ей: «Ты видишь вон тот сундук, на котором висит большой замок?.. В нем твоя свекровь хранила много своих золотых и серебряных украшений, красивых тканей и одежд, а также подарков, полученных ею от родственников и подруг. Когда умру, заберешь их себе, вот тебе ключ от него. Только другим снохам о нашем разговоре – ни слова».

Точно такой разговор он провел и с двумя другими снохами. С того времени отец катался, как сыр в масле. Снохи, соревнуясь между собой, кормили его отборной едой, следили за чистотой его одежды, белья и комнаты. Дед физически блаженствовал, но морально был раздавлен мыслями о том, что он лишь хитростью добился такого к себе отношения. Так и влачилась жизнь отца, пока его не настигла последняя болезнь в этом бренном мире, которая и стала причиной его отхода к Всевышнему. После завершения трехдневного траура, когда люди разошлись по домам, все три снохи, как ошалелые, рванулись к сундуку, каждая со своим ключом. Сеча, свара и брань меж ними у сундука развязалась «славная», но, выдохшись и устав от ее бессмысленности, они уговорились, что младшая сноха откроет сундук.

Его открыли, но… не было в нем ни злата, ни серебра, ни роскошных одеяний и тканей, ни прочих даров, о которых снохам красочно поведал свёкр. Сундук был пуст… лишь на дне лежала огромная кость, на которой была выцарапана надпись следующего содержания: «Пусть лишь такое наследство достанется любому, кто будет ухаживать за своим отцом, установив очередь…»

Главная вина за всё безнравственное безобразие, которое вытворялось с отцом, ложится на сыновей. Но это нисколько не снимает меру моральной ответственности со снох, бывших бесчестными, подлыми и жадными женщинами, променявшими веру в Господа и благородство натуры на бесовские прельщения, забывшие, что их дети станут для них мстителями за нравственные страдания и физические мучения их деда. Ведь об этом свидетельствует реалии жизни бессчетного числа поколений людей на земле.

С последней идеей явно связана быль, поведанная мне моим отцом – Ахмедом Сардловичем. Однажды в пору учебы на заочном отделении истфака в университете г. Грозного отец поручил мне что-то сделать во дворе. Я тянул время, всячески отлынивал и, в конечном счете, ничего не сделал. На третий день отец, сидевший за молитвенным ковриком, зазвал меня в комнату и спросил: «Ты знаешь такого-то человека, который живет в халупе на окраине г. Малгобека?» - «Знаю». Я знал его довольно-таки неплохо, назовем его Бийсолт. Он был охранником - объездчиком на колхозных полях. И нам – пацанам, часто доставалось от него за кражу с полей подсолнухов, кукурузы и т.п.

Отец рассказал мне, что, будучи юношей, Бийсолт был пресквернейшей особью - забиякой, драчуном, выпивохой и заядлым курильщиком. Притом свои «подвиги» он совершал на виду у всего села, нисколько не соблюдая горский этикет, не считаясь со старцами, женщинами и детьми, оскорбляя и пугая их пьяными выходками и драками, скачками на коне по улицам села. Отец Бийсолта на смертном одре, предчувствуя свой скорый отход к Господу, вызвал его к себе и попросил его дать ему слово о том, что он не будет больше прикладываться к водке, курить, безобразничать в селе, не считаясь с этикетом, устраивать драки и носиться на коне по селу, распугивая женщин и детей.

Сын дал отцу такое слово. Но на четвертый день после трехдневного траура, он, ужравшись водкой, с папиросой во рту носился на коне по селу, браня стариков, пугая женщин и детей. Всласть поиздевавшись над односельчанами, он понесся вскачь на кладбище до могилы отца. Прямо на его могиле он поднимал коня на дыбы и верещал: «Отец, ты Мужчина, если сейчас не позволишь мне заливать водку, курить, устраивать драки и скачки!..» Люди, бывшие неподалеку, видели его гнусные выходки, слышали пьяно бессвязные речи. Так нечестиво хамское поведение Бийсолта стало достоянием односельчан.

Рассказав о «подвигах» Бийсолта, отец спросил меня: «Ты знаешь, как, в каком состоянии Бийсолт пребывает ныне? Считается ли с ним его жена, относятся ли к нему с почтением его дети, уважают ли его родственники?» Я не ответил на этот риторический вопрос, так как знал, что жена и дети выставили Бийсолта на улицу и он построил себе на окраине Малгобека халупу и жил там с какой-то женщиной – своим подобием. После моего затянувшегося молчания, отец сказал мне жестким тоном: «Делай, что хочешь, но запомни: так, как ты считаешься со мной, также к тебе будут относиться и твои дети… А теперь пошел вон!..» Для меня это стало сильнейшим моральным потрясением из-за того, что причинил отцу такую боль, а также было невыразимо стыдно за свое столь недостойное поведение. Впредь, до конца его жизни, я не допустил со своей стороны такого хамского поведения.

Величественной поэтической иллюстрацией к маминой притче и отцовской были будут слова поэта и падишаха Бабура:

Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,
Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,
Чем, став ослушником, родителя обидеть,
Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.1

У всех народов в мире, независимо от их конфессиональной принадлежности и прочего духовного наследия в веках их бытия выкристаллизовались предостережения и назидания о долге бережного отношения к матери и отцу, их почитании и сбережении их нравственного состояния и физического здоровья. Данные идеи нашли отражение и в религиозном наследии человечества. В Священном Писании иудаизма и христианства человеку дано такое наставление: «Почитай отца твоего и матерь твою…»2

В исламе о этих идеях поведал пророк Мухаммад (САС), говоривший: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхакъи). Также пророк (САС) предостерегал от имени Всевышнего: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим).

Не могли остаться в стороне от этой темы многие выдающиеся личности: поэты, писатели и другие творческие люди. Я лишь слегка и вскользь пройдусь только по ее поэтической стезе. Об этой высокоморальной истине поведал миру корейский поэт XVI века Сон Чхоль:

Пока твои родители живут,
Служи им так, как надлежит по правде.

Когда они покинут этот свет,
Тогда уже раскаиваться поздно.

Неповторимо в жизни лишь одно:
Родителям высокое служенье.3

В этой поэтической перекличке об отношении детей к матери и отцу заслуживает упоминания четверостишие азиатского поэта XI века Насира Хосрова, который оставил миру такое наставление:

Ты буйство юности, как зверя, укроти,
Отцу и матери всегда служи оградой.
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал свое родное чадо.4

Хамзат Фаргиев

19 апреля 2024

Примечания

Эта статья написана на ингушском языке с названием: «Да ца лархIар – йовсар хилар». Она приведена здесь в вольном переводе на русский язык. Опубликована по ссылкам:
https://proza.ru/2024/04/17/736 
http://stihi.ru/2024/04/17/3445

1. Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (1483 - 1530). Бабур означает «лев, полководец, барс». Он - потомок Хромого Тимура (Тамерлана) - среднеазиатский и индийский полководец, поэт и государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана. Основатель династии и Империи Бабуридов - Империи Великих Моголов.
2. Исход, 20 : 12.
3. Чон Чхоль (1536 – 1594) - корейский поэт. Псевдоним - Сон Кан («Сосновая река»). Его стихотворение приведено в переводе А. Ахматовой.
4. Насир Хосров (1004 – 1088) - таджикский и персидский поэт, философ и религиозный деятель.


Рецензии
Спасибо за интересный поучительный рассказ, Хамзат!

Только бывает так,что родители, особенно матери, отдавали всю душу и все силы детям, а дети платят им черной неблагодарностью и невниманием!
Сколько брошенных стариков сейчас , они не нужны ни детям, ни государству.

С лучшими пожеланиями - Лариса

Лариса Чех2   19.04.2024 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Печальная тема... Конечно, в первую очередь, виноваты дети, но и государство - клан властвующих заправил, виновато в какой-то степени, ибо оно не обеспечило старикам достойной старости. С такими убогими пенсия и ЖКХ - жилищно-коммунальным хомутом и прочими тяготами, они поставлены на грань выживания...

Хамзат Фаргиев   19.04.2024 21:43   Заявить о нарушении