М. Л. 10. Обучение в академической гимназии

Михайло Ломоносов. Часть 1. Истоки

10. Обучение в академической гимназии
(А. – Адодуров)

Нету времени буянить, да шуметь,
каша горькая, прогорклая – сойдет.
Много лет ему, а надо обязательно успеть,
только кто усердно ищет свою истину найдет.

А другие студенты бунтуют:
– Содержат как арестантов,
смотрите, господин Адодуров,
неделю каша пустая!

А.: – Не надоело вам препираться,
писать жалобы на эконома?
Скажу я Шумахеру <25>, братцы,
про ваши обиды. К иному

вряд ли придем результату
впрочем, так что не обессудьте.
Как Ломоносов вам надо –
про жалобы лучше забудьте.

В академической гимназии ученику
преподавали математику, философию,
обучали латыни, немецкому языку,
не забывали про риторику и историю.

Ломоносов приобрел в книжной лавке
Василия Тредиаковского <26> сочинение,
где описывался новый способ и краткий
силлабо-тонического стихосложения <27>.

Михайло увлекся данным предметом,
так что со временем первым поэтом
всей поры допушкинской станет он,
пока же стихами прочитанными впечатлен:   

«Россия-мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небу Российску ты Солнце ясно!

...Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!» <28>

--- Конец первой части ---


Примечания:
<25> Иоганн Даниэль Шумахер (1690 – 1761) – директор Петербургской библиотеки Академии наук, глава Академической канцелярии.
<26> Подобно Ломоносову, сын астраханского дьячка В. К. Тредиаковский (1703 – 1768) ушел пешком в Москву в Cпасские школы. Позже продолжил обучение в Сорбонне. Тредиаковский – первый профессиональный литератор в России.
<27> В 1735 году В. К. Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором впервые дал описание стопы как основной меры стиха, ввел понятие долготы и краткости слогов.
<28> В. К. Тредиаковский «Стихи похвальные России» (1728 г.) (отрывок).


Рецензии