Басня. В. Щинову

Верблюд в обед джантак жуя,
Набрёл случайно на козла.
Под саксаулом он лежал,
Закрыв глаза тот отдыхал.
« Салам алейкум!» он сказал.
Козёл ответ пролепетал.
Так завязался разговор,
Кому- то он казался вздор.

« Скажи, козёл, вот объясни,
В отаре ты всё впереди,
А все бараны за тобой
Бредут огромною толпой.
К чему тебе такая честь,
Ведь ты - то не пасёшь овец?
И почему почёт такой,
Когда ведёшь ты их домой?»

Подслушав ихний разговор,
Пустынный суслик вторгся в спор:
«Видать, хозяину видней,
Кому в отаре быть главней?
А дело в том, что у козла
Почтенных старцев борода.»
Сравненье это так сошлось,
Козлу и думать не пришлось.

Козёл наш, потянувшись, встал.
Он вроде бы как аксакал.
С большой седою бородой,
Вот потому почёт такой.
Он важно начал разговор,
Решил он дать словам отпор.
«Сказать могу тебе одно,
Давно я думаю про то.

Что по природе я козёл.
Отец мой тоже не осёл.
Он много дней и лет в конец
Водил на выпасА овец.
Причём здесь мать или отец?
Ответишь ты мне наконец,
Зачем идёшь ты впереди,
А все бараны позади?»

В сердцах тут закричал верблюд
И сойка сразу тут как тут.
И полетело, понесло:
«Кому верблюжее седло?»
Верблюд всей мордой без затей
И полный рот набрав слюней,
Метнул их прямо в саксаул,
Откуда сойки дух подул.

И надо же беде случиться,
Тушкан в то время пробегал.
Случайно смог  там очутиться,
Остановился и сказал:
« Вот вырос ты , верблюд, большой,
Нет совести, совсем дурной.»
«Когда Господь дары давал,
Я в срок раздачи опоздал.

А совесть ты мою не трожь,
Свою возьми да и положь.»
Так рядили и гадали,
Зачем козлу нужны сандали?
К чему, куда козёл идёт
На водопой иль в огород,
Что возле кишлака растёт,
Никто ничто не разберёт.

Весь спор решила им сова,
Что прилетела с кишлака,
Ведь птица мудрая она,
Такая здесь она одна.
Смекнула сразу:»У козла
Всегда огромные рога,
А на рогах лоскут висит.
Чабан их видит и кричит.

Он к крику приучил козла
И правит им туда- сюда.
Вот так и ходит ваш козёл,
Поэтому он головной.
То с севера на юг пойдёт
И стадо всё за ним бредёт,
А стаду без него никак,
Для них козёл отец и мать.»

Мораль по смыслу такова:
Всему должна быть голова.
Быть скромным должен человек,
Без гордости весь данный век.
Но суть в ней есть ещё одна:
Не лезь в чужие ты дела,
Не то ответишь за козла.
Мораль сей басни такова.


Рецензии