Имя на поэтической поверке. Владимир Рецептер

  В 60-е годы на страницах литературных журналов «Юность», «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Огонёк»  можно было, часто, увидеть подборки, добротных, стихов  поэта Владимира Рецептера, очень петербургских, сдержанных:

                ***

«Я рос, когда храмы уже не считали храмами,
я рос, когда нас вовек разлучали с мамами,
а пап расстреливали тысячами подряд.
Как же я выжил, спасся, встретясь с когтями жёсткими,
как же я дождался часа дружить с другими подростками,
как сам с собой стал как будто бы в лад?

  Ответа нету нигде, ни в одном учебнике,
никто ни к кому не должен идти в нахлебники,
работай, парень, в свои, сколько выжил лет.
Заглядывай вдаль, где нет палачей и падали,
от чьих ножей и подписей люди падали,
и виждь далёкий чудный Божий Господен свет.

  Владимир Эмануилович Рецептер, советский и российский актёр, режиссёр, поэт, писатель, публицист, пушкинист, народный артист Российской федерации-2003 года.

  Родился Владимир Рецептер 14 февраля 1935 года в Одессе, в семье кадрового офицера-кавалериста, Эмануила Абрамовича Рецептера, участника Отечественной войны и кандидата исторических наук Елизаветы Абрамовны Дворкиной.

  В начале Великой Отечественной войны, Владимир  был эвакуирован в Узбекскую ССР. В 1957 году – окончил в Ташкенте филологический факультет Среднеазиатского государственного университета, в 1960 актёрский факультет Ташкентского государственного театрально-художественного института имени Н. Островского.

  С 1959 по 1962 год, Владимир Рецептер был актёром Ташкентского русского драматического театра имени Максима Горького, (ныне Государственный академический русский драматический театр Узбекистана).

  Исполнял роли в спектаклях: «Преступление и наказание» по роману Фёдора Достоевского, «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, «Третья голова» по произведению Марселя Эме.

  В 1962 году на гастролях в Ленинграде, молодого актёра Владимира Рецептера, в спектакле «Гамлет» увидел главный режиссёр БДТ Г. А. Толстоногов, на которого игра актёра из Ташкента, произвела, большое впечатление и он пригласил его в свой театр.

  В 1962 – 1987 годах служил в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького (БДТ; ныне Российской государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург).

Был задействован в постановках:

«Перед ужином», по пьесе Виктора Розова, «Горе от ума», по комедии Александра Грибоедова, «Варвара» и «Мещане», по произведениям Максима Горького, «Карьера Артура Уи», по пьесе Бертольда Брехта, «Ещё раз про любовь», по произведениям Эдварда Радзинского, «Три сестры», по пьесе Антона Чехова, «Протокол одного заседания», по произведению Александра Гельмана.

  В качестве режиссёра поставил в БДТ спектакли: «Диалоги» и «Лица» по произведениям Александра Пушкина и Фёдора Достоевского, «Гамлета», по трагедии Уильяма Шекспира.

  В 1978-1984 годах возглавлял Пушкинскую литературно-драматическую студию Ленконцерта. С 1992 года по настоящее время является художественным руководителем Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. Осуществил в нём более 20 постановок по произведениям писателя.

  Владимир Рецептер выступал с моноспектаклями, по стране, «История человеческих заблуждений, или Возвращение пушкинской Русалки» и «Монарх».

  С 2006 года и по настоящее время, Владимир Эмануилович, художественный руководитель Театра-студии «Пушкинская школа», при Пушкинском театральном центре.

  В качестве киноактёра, Владимир Рецептер снимался в фильмах: «Поезд милосердия»-1964, режиссёр Искандер Хамраев, «Лебедев против Лебедева»-1965, режиссёр Генрих Габай, «Обычный месяц»-1976, режиссёр Искандер Хамраев, «Комиссия по расследованию»-1978, режиссёр Владимир Бортко, «Мой папа – идеалист»-1980, режиссёр Владимир Бортко.

Также Владимир Эмануилович исполнял роли в более чем 15 фильмах-спектаклях.

  Переходя к теме поэзии, в жизни актёра Владимира Рецептера, надо сказать, его первые стихи были опубликованы в газете «Комсомолец Узбекистана».

 Сборники поэзии Владимира Рецептера заслужили тёплые отзывы Анны Ахматовой, Павла Антокольского, Арсения Тарковского.

  В русскую поэзию Владимир Рецептер пришёл по благословению Анны Ахматовой. Прочитав  стихотворения Владимира Рецептера, в периодической печати, Анны Андреевна Ахматова молвила:

«Он несомненно талантлив, ему бы надо многое сказать».

  Вскоре они увиделись в Комарове и Анна Андреевна, подарила молодому поэту свою книгу стихов с надписью:

 «Владимиру Рецептеру при кедре Анна Ахматова 28 марта 1963 Комарово».

Кедр рос рядом с комаровским домом творчества писателей.

  Арсений Тарковский писал Владимиру Рецептеру, на его книгу стихов: «»Представление», в 1982 году:

«…Книга произвела на меня большое впечатление серьёзного и очень перспективного дарования».

  Литературный критик Станислав Рассадин, писал в 2011 году, о творчестве петербургского поэта:

«В прошедшие, а кажется, пробежавшие годы, в Рецептере поэте – возросло нечто, перед, чем робею, не решаюсь рецензировать, только радостно удивляюсь»

Владимир Рецептер, автор шести поэтических сборников:

«Опять пришла пора»-1974, «Представление»-1982, «Прощание с библиотекой»-2007, «Ворон в Таврическом»-2009, «День, продлевающий дни»-2014, «Тайный знак»-2015.

Также, Владимир Рецептер, выпустил книги в прозе:

«Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства»-1989, «Узлов, или обращение к Казанове»-1999, «Записки театрального отщепенца»-2006, «Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта»-2015, «Булгаковиада и другие рассказы»-2018.

  В настоящее время, несмотря на почтенный возраст. Владимир Рецептер, профессор Российского государственного института искусств Санкт-Петербурга, руководитель творческой мастерской на кафедре актёрского мастерства.

Член Всероссийского театрального общества-1960.

Член Союза писателей СССР-1979 и Союза писателей Санкт-Петербурга и Международного ПЕН-клуба.

Член Союза кинематографистов России. Народный артист РФ с 2003 года.

Член редакционного совета журнала «Театральная жизнь».
За большой вклад в развитие искусства и литературы, награждён:

 - орденом «Почёта»-2008.

 -  орденом «За заслуги перед Отечеством»-2021, IV степени.


 - медалью Пушкина-1999.

Отмечен: Почётной грамотой президента РФ в области литературы и искусства-1999.

 - лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства-1999.

 - премия имени Лихачёва, за вклад в сохранение культурного наследия России-2016.

 - премия президента РФ в области литературы и искусства. За произведения для детей и юношества-2017.

  Владимир Эмануилович Рецептер, обладатель российской театральной премии «Золотая маска», в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»-2018.

  Первые шесть лет, своей жизни, будущий поэт и актёр прожил в Одессе, затем 21 год в Ташкенте, а с 1962 года жил и работал в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

  Личная жизнь сложилась счастливо у Владимира Рецептера, он прожил с супругой почти 60 лет, воспитал сына.

  Владимир Эмануилович Рецептер, по-прежнему проживает в Санкт-Петербурге, занимается, по мере сил, а ему уже 89 лет, общественной и литературной работой, выступает перед различной аудиторией, северной столицы страны.

Из поэтического наследия Владимира Рецептера.

       «Десятиклассники знать не желают классики»

Десятиклассники знать не желают классики.
Директор собирает педсовет:
Вот девочки предпочитают «дансинги»,
Вот мальчиков влечёт велосипед.

Им наплевать,
Что жил когда-то в древности
Английский драматург Вильям Шекспир:
У них свои заботы, свои ревности,
Сегодняшний, не сочинённый мир.

Они сидят, высокие, за партами,
Не слушая учительских речей,
И по домам они уходят парами,
Встревоженные близостью своей.

Десятиклассники знать не желают классики
Как научить их?.. Кто их разберёт?..
И вот сегодня для десятиклассников
Устроили дежурный культпоход.

И занавес потёртый раздвигается,
И сцена освещается и тут
Выходит парень, с королём ругается,
А парня принцем Гамлетом зовут.

Он от предательств мечется и мучится…
Ответственен за всех и одинок,
Как сорок тысяч братьев любит девушку,
Давая им классический урок.

И постепенно тает декорация,
И сцена надвигается на зал…
Вот парень обнял верного Горацио,
И вот он их в свидетели призвал,
Что злому веку
Не желает кланяться,
Идёт на смерть.
И в страхе не дрожит…
И кончился Шекспир,
Который классика,
И начался Шекспир,
Который жизнь.

N. B.
Стихотворение: «Десятиклассники знать не желают классики» - впервые опубликовано в журнале «Юность» №4, за 1964 год.

        ***

        Л. К.

Где ты балетная дева?
Что замолчал телефон?...
Ты танцевала правдиво,
словно про собственный сон.

Из повседневной работы
с зеркалом и у станка
ты извлекала красоты,
будто пушинка легка.

Чьё это было заданье
без перерыва и льгот –
вечное недоеданье?..
Талия. А не живот.

Эти пружинные ноги,
дивные руки-крыла…
эти порывы, тревоги
и убеганье от зла…

О, ты не нашего круга!..
Горд безупречный поклон…
Где же ты, лебедь, подруга!..
Медленный танец про сон?..

       ***

Мы влюбились весной нелегально,
но взрывно, и светло, и фатально.
И поймав левачка ввечеру,
ускользнули в её коммуналку,
в ночь любви, нам же ночи не жалко
на такую крупную игру.

Да, вы правы, она – балерина.
И, вину признавая безвинно,
понимала, что я – семьянин,
но брала то, что ей доставалось.
Милость, скажите?.. Вовсе не милость,
раз семья – из разлук и кручин.

А в ночи мы вставали с постели,
выходя на балкончик без цели,
и смотрели на город в огнях,
на огромный ковёр с верхотуры.
Обнажённые наши натуры
обретали себя в облаках.

И опять с видового балкона
мы сходились в постели бессонно,
обретая рассветный кураж.
Мы держались друг друга так крепко,
словно в сказке, где дедка и репка,
пошатнув тот девятый этаж…

О, любовь!.. Слепота… Любованье…
Друг-читатель, прости мне признанье.
Жизнь – и крайность, и та красота,
без которой не знаешь и жизни
в горделивой бескрайней Отчизне.
У костра… У черты… У креста…

       ***

          Алексею Пьянову.

Безумная мода, когда ты вернёшь
мой рыжий пиджак и защитные шкары,
и я испытаю знакомый балдёж,
забыв, что и сам я – безумный и старый?..

Тогда гэдээровский лацкан задрав,
я снова значок комсомольский отшпилю,
отринув на вечер мораль и устав,
играя кутилу, ловца, простофилю.

По Карла по Марксу пойду, как блондин,
и с Благовым Славкой и с Лёшкой Пьяновым.
В «Узбекские вина» пойду в магазин
и выйду оттуда для страсти готовым.

Мы к Наде, и Юне, Люси пойдём,
у них без родителей танцы устроим.
Мы станем настаивать все на одном
и наших красавиц, остря, успокоим.

Но если они нам откажут, тогда,
мы к Неле пойдём или Жанке и Юле,
и тех убедим без большого труда,
что нынче на верность лишь им присягнули.

Когда же и тут не обломится нам,
мы в сквере втроём посидим на скамейке,
тяжёлые звёзды прольются к цветам,
стихи заструятся в деревьях, как змейки.

Тогда на последние наши гроши

последнюю выпьем бутылку сухого,
и станем так счастливы и хороши,
что больше ни слова об этом, ни слова…

       ***

А эта целовалась лучше всех:
пятнадцать лет и тысяча помех –
французский и рояль, семья, «не время», -
но между строк ещё сквозила щель,
и языки сливались в вечной теме,
острей, чем стрелы проникая в цель.

А грудь её была тверда, смугла;
рука остановиться не могла,
легко скользя по животу, и рёбрам
податливым, и острому бедру…
И нет стыда, и страх в уме недобром,
как будто я любил свою сестру…

И вот она влетает в дом ко мне
и жаждет оказаться в западне.
и маленькую дерзкую рукою
спешит узнать отличия мои,
в ней всё – от Евы или от змеи…
О Господи, да что это со мною?..

Прости, но разве скажешь между строк
о чёрной розе между стройных ног,
длиннущих, смуглых, тонких, как жердинки,
душа моя, ты на моей руке, -
куда мне плыть в топлённом молоке…
Ты тоже помнишь эти поединки?

Сойти с ума и здесь остановись,
где эти два ребёнка напряглись
в прекрасной и мучительной истоме…
«Люблю тебя… И всё что хочешь, кроме…»

       ***

С давних пор я ташкентский любил «Пахтакор»*.
Миша Ан или Стадник с Красницким
мы не думали ставить в укор,
что не рвался в друзья и не делался свитским.

Это были  в то время мои земляки,
и меня они издали знали.
Стадионные страсти казались легки,
игровые легко проходили печали.

Но когда самолёт в самолёт
в небе врезался, дикая фора
нас достала,
и новый, немыслимый счёт
обозначил судьбу «Пахтакора»

Всё срослось. И до смерти сродни
стало поле зелёное
залу и сцене.
И судить наши игры выходят –
взгляни! –
неподкупный трагический гений…
Март 2011

       ***

Как кошка бесхозная жмётся к ноге,
меня на добро испытав,
строка выгибается к верхней строке,
почувствовав родственный нрав.

Как кошка зайчатой раскраски пришла
К бессонной полоске двери,
Так слабые сгустки живого тепла
Толкают в плечо: «Отвори!»

Кусок поделить да водой напоить.
Живой помогает живым.
И правила знаем. И некогда жить.
Чего на пороге стоим?..

       ***

Наводненья, пожары, вулканы –
полон смуты семнадцатый год.
Вся природа, народы и страны
вновь готовы на страшный расход.
Ищут смерти деревья и люди,
и, пока о любимых молюсь, -
голова Иоанна на блюде,
и поник на кресте Иисус…
Хамский хор отмечает столетье
революции… Боже спаси!..
И гордыня не согнана плетью,
и раскаянья нет на Руси…

N.B.

«Пахтакор»*

  11 августа 1979 года произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолёта ТУ-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском.

 В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор», (с узбекского – хлопкороб).

  Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно их причин.

 Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинёв, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа.

  Второй самолёт следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было ещё 60 пассажиров и 7 членов экипажа.

В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

  Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах футболистов в Ташкенте.

  В центральной прессе информации об этом не было.

Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги «Пахтакор»

 Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского.
Оба самолёта шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров.

  Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского, по его расчётам, самолёты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты.

Сумский проверил расчёты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полёта (перейти на высоту 9000 метров).

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждение выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолётов.

Из-за радиопомех и наложения реплик борт ТУ-134 команду диспетчера не принял: столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга.

Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам колонии общего режима. Сумский отбыл 6, 5 лет и был освобождён, Жуковский, по слухам повесился.

  После катастрофы, для «Пахтакора» собрали новую команду футболистов, из игроков 15 клубов, со всей страны. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге, в СССР, на три года.

  Смерть футболистов потрясло Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

«Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелёте птицы погибают.
Погиб и ты в полёте, «Пахтакор»»


Рецензии
Потрясён стихами Владимира Рецептера,рад,что он продолжает жить и успешно трудиться.

Александр Басейн   25.04.2024 08:18     Заявить о нарушении
Александр! Благодарю за сердечный отзыв!
Заходите ещё на страницу, буду Вам рад.
С уважением!
Лев.

Лев Баскин   25.04.2024 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.