Чудо рядом с нами

                «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
                (Ин.4:48)

Чудеса бывают разными. Очень часто мы относимся к чуду как к чему-то поражающему нас именно своей невозможностью и нереальностью, потрясением всех основ бытия. Но бывают ситуации, которые воспринимаются как чудо только через нашу веру, только через обнаружение Промысла Божьего в самой обыденной и повседневной жизни. Основы бытия не колеблются. Всё можно объяснить стечением обстоятельств или как-то иначе, но вполне рационально, или просто не увидеть ничего чудесного, ничего необычного. Но взор веры всё-таки будет свидетельствовать об обратном. Таковые явления мне бы и хотелось предложить из своего личного опыта. 
Чаще всего они связаны с критическими ситуациями в жизни человека.  Но именно в эти моменты человек и бывает особенно искренен, и всё воспринимается значительно острее и правдивее, а всякая ложь и лесть уходят, ибо им нет места.  А для того, чтобы нам с твёрдостью можно было переживать такие мгновения, то неплохо бы было  поучиться у детей, устами которых, как известно, глаголет Истина: «Бабушка, — спрашивает на похоронах  Тимофей (2,5 года) — а дедушке там будет лучше?» —  «Конечно, Тимошенька!» — «А тогда, что же ты плачешь, бабушка?»
Для меня очень важным является сам вывод из увиденного.  У Ремарка, в его романе «Возвращение» в самой середине, есть потрясающее описание Теофании (1):

«Бесшумно свершают свой круг соки земли – вверх, вниз, а вместе с ними свершает круг и моя кровь; они несут ее на себе, она стала их частью. В теплом сумраке земли течет она, сливаясь с голосами кристаллов и кварцев, она — в таинственном звуке тяжелых капель, стекающих к корням цветов и трав, а капли эти, собираясь в тонкие нити ручейков, ищут своих путей к родникам. И вместе с ними она, моя кровь, вырывается из земли, она — в ручьях и реках, в блеске берегов, в морском просторе и влажном серебре испарений, которые солнце снова поднимает к облакам; она кружит и кружит, унося мою плоть, размывая ее в земле и в подземных потоках, медленно и безболезненно исчезает мое тело, — его уже нет, остались одни ткани и оболочки, оно превратилось в журчание подземных источников, в говор трав, в веющий ветер, в шумящую листву, в беззвучно звенящее небо. Луг вошел в меня, цветы прорастают насквозь, их венчики покачиваются сверху, я поглощен, забыт, я несусь в потоке под маками и желтыми кувшинками, а над ними реют бабочки и стрекозы…
Еле-еле заметное движение, затаенное содрогание… Что это? Последняя дрожь перед концом? Или это колышутся маки и травы? Или только ручейки журчат между корнями деревьев?
Но движение усиливается. Оно становится ровнее, переходит в дыхание, в биение пульса; волна за волной возвращается назад — назад из рек, деревьев, листвы и земли… Круговорот начинается сызнова, но он уже не опустошает меня; наоборот, он приносит с собою нечто, что наполняет меня и остается во мне, он становится трепетанием, ощущением, чувством, руками, телом… Пустые оболочки наливаются жизнью; зыбко, легко и окрыленно хлынула она от земли. Я открываю глаза…
Где я? Что со мной? Спал я? Я еще чувствую загадочную связь с природой, прислушиваюсь и не решаюсь пошевелиться. Но связь не рвется, во мне растет чувство счастья, легкости, парящее, лучезарное чувство, я лежу на лугу, бабочки упорхнули, они улетают все дальше и дальше, колышется щавель, божья коровка взобралась на вершину своей травинки, серебристая паутина облепила мою одежду, окрыленность не покидает меня, она подступила к сердцу, она в глазах, я шевелю руками… Какое счастье! Я приподнимаю колени, сажусь, лицо мое влажно, и тут только я замечаю, что плачу, безудержно плачу, точно что-то ушло безвозвратно…» —

Этот отрывок явно автобиографичен. Художник подобрал изумительные слова, чтобы передать пережитое им событие.  Он был предельно честен в описании.  Но остался таким же честным атеистом. И вывод из увиденного им — соответственный: он считал, что пережил единение с природой.  Правда, что это такое, он до конца так и не объяснил.  Но для него это — что угодно, только не встреча с Живым Личным Богом.
Я и взываю к нашему голосу веры.  Мы действительно не поверим, если не увидим чудес.  Но надо только всмотреться — ведь они всюду вокруг нас, так как мы пребываем в Божьей любви неотлучно (Рим.8:35—39), ибо Богом  «живём, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).

Се бо, истину возлюбил еси,
безвестная и тайная премудрости
Твоея явил ми еси <…>
Слуху моему даси радость и веселие;
возрадуются кости смиренныя <…>
Воздаждь ми радость спасения Твоего
и Духом Владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим,
и нечестивии к Тебе обратятся<…>
возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши,
и уста моя возвестят хвалу Твою.
                (Пс 50:8,10,14–17)

Всем пережитым мною мне захотелось поделиться, в надежде найти неравнодушный отклик.  Я отдаю себе отчет, что далеко не все мои оценки бесспорны, но всё что написано, написано именно так, как я это воспринял, как это запечатлелось в моём сознании.  Именно поэтому я сохранил столько подробностей и деталей и указал все те ошибки и неточности в своих собственных действиях и суждениях.  Они — как фотография того, что было.
И для меня совершенно очевидно, что приоритетом в восприятии увиденного всегда будет вера: «Увижу — поверю!» — сказал человек… «Поверишь — увидишь!» — сказал Бог!
Этим очерком я предваряю цикл небольших эссе, которые в основном уже давно опубликованы — в основном в альманахе «Альфа и Омега» 1(31) и 3(33) 2002. Но надеюсь, что смогу поделиться ещё и неопубликованным нигде.

15.04.2024
_________________

(1). Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища», Лениздат, 1959, с.425 — 426. (Теофания — Богоявление по-гречески).


Рецензии
Добрый вечер Батюшка!Во первых хочется сказать о Ремарке-он вообще не человеке писал ибо человек на мой взгляд это прежде всего душа. Тело конечно тоже,но оно бренно а душа вечна. И само тело живёт потому,что в нем Дух Святой.И если вспомнить Троицу то получается-Ум производит Мысли,а Мысли и Ум оттого что в человеке Дух Святой. А тело-оболочка для всего этого.
Второе о чудесах.Чудо это непонимание самого чуда. Когда то и мобильник был чудом а сейчас мы уже со смартфонами.Конечнр настоящее чудо это нечто другое-на мой взгляд это изменение всевозможных законов под воздействием Божьей Благодати.И эта Божья Благодать сродни какой то Непостижимо Энергии.И Она даётся только человеку тому-который на стороне добра всеми фибрами души и пониманием сути этого чуда своим же опытом и Сознанием. Это показали Святые.Нужно Изменение Сознания - чтобы чудо превратилось в Быль. И это Великий Труд,думаю это очень тяжело.
В сущности человеку,который истинно верит в Бога не найти такого чуда которое же удивит его.Ибо для Бога нет невозможного!
С уважением и добрыми пожеланиями Валерий!

Валерий Шмарин   14.09.2024 22:37     Заявить о нарушении
Я, Валерий, воспринял Ремарка, именно как очень большого художника.
А большой художник не может не интересоваться всем человеком целиком.
Опять-таки для меня человек является существом двусоставным — духовно-телесным. Причём тело человеческое в очах Божиих имеет очень важное значение, и недаром мы исповедуем: "Чаю воскресение мертвых", — то есть мы исповедуем своё восстановление во плоти после нашей смерти при Втором Пришествии Христовом, ибо именно таким является полноценный человек.
Вы правы, говоря о духе человека, как о водителе его в Жизнь Вечную. Но я, пожалуй, остерегусь утверждать, что в человеке уже наличествует Святой Дух. Есть только таковая задача, которую точно определил прп. Серафим Саровский: "Стяжите Духа Святаго!" То есть, это задача, а не данность!
Я бы не стал отождествлять чудеса техники с чудесами Божиими. Чудеса техники воспринимаются таковыми действительно по причине непонимания обыденным человеком достижений науки. А чудеса Божии — это восторг и восхищение человека действием Божиим на земле, до которого сам человек дорос в духовном становлении. Очень чётко это обозначил Борис Пастернак:

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Энергия Божия — действительно непостижима, но она непостижима именно потому, что Сам Бог непостижим! И тут никакой научной образованности никогда не хватит. А веры — достаточно. Но удивляться человек деяниям Божиим будет всегда, ибо: "Дивны дела Твоя, Господи" (Пс.106:6)!
А благодать Божия разливается повсюду, "ибо Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45), но действительно необходимо какое-то особенное просветление души, чтобы она способна была эту благодать воспринять, как это случилось, например, с благоразумным разбойником (см.: Лк.23:40—43)...
Мне пришлось по сердцу, сколь глубоко Вы стараетесь углубляться в духовные проблемы. Готов поделиться с Вами тем, во что я сам глубоко верую. Понимаю, что всё это — глубоко личное восприятие, но, надеюсь, что оно достаточно взвешенное. Всё это опубликовано в моей рубрике "Оглашенные, изыдите", но, увы, это чтиво отнюдь не между строк...
Я прошу прощение за задержку с ответом, но, увы, по-другому у меня редко получается.
Искренне Вас благодарю.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   16.09.2024 21:36   Заявить о нарушении
Благодарю за отклик батюшка!Для меня это сложный вопрос. Вот Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет-Образ Троицы это образ в человеке. Ум и Дух это части Души. Где Ум производит Слово или Мысль и не может Мысли существовать без Ума,также и Дух присутствует и в Уме и в Мысли. И получается Ум это Отец,Мысль или Слово это Сын,и Дух Святой. Так и на мой взгляд Троица проявляется в человеке.
Другое дело Чудо-оно происходит когда эта Троица в человеке...расширяется и увеличивается. Как Она расширяется?На мой взгляд только при помощи Бога. И,как Иисус послал свою Благодать и на Апостолов снизошел Дух Святой,вот так примерно и идёт и приводит дорога к Чуду и её же можно назвать дорогой к Богу. Я назвал Непостижимо Энергией Божью Благодать,не знаю прав ли я...
Что касается тела и его Воскрешения я считаю это Самой Великой Милостью Бога, почему? Потому,что именно в теле-человек может быть наиболее счастлив,в теле и с Богом. Так видимо было с Первым человеком... Таково моё мнение

Валерий Шмарин   16.09.2024 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.