Логика русского языка - метод познания

Предисловие
Полноценный вариант статьи с рисунками выставлен в ВК. Поиск по названию статьи и фамилии автора.

Логика естественного языка – это его средства для вывода и правила их понимания и употребления. Эта логика служит методом познания. Правильно строя вопросы, ответы и умозаключения, мы узнаём новое. Умозаключения состоят из посылок и заключений, которые выводятся из посылок. Вывод делается через образы того, что обозначают логические средства языка. (Выводом часто также называют не переход от посылок к заключению, а само заключение.) Обозначаемое — одно для всех языков, но найти в разных языках символы, которые обозначают одно и то же, бывает сложно.
Рассмотрим основные логические средства языка и правила. Они усваиваются с обучением языку в основном до 5 лет на всю жизнь и взрослыми передаются детям. Моделируем занятие с дошкольником. Ваши ответы – ваша логика.
1. Выделяющие союзы: «и», «или» и др.
– Сдвинь карточку с кружком и с квадратиком. – 1 (См. рис. 1.)
– Сдвинь все карточки с кружком или с квадратиком. – 1, 2, 3.
– Сдвинь карточки, которые или с кружком, или с квадратиком. – 2, 3.
– Сдвинь карточку, которая ни с кружком, ни с квадратиком. – 4.

1.[круг квадрат]   2.[круг       ]   3.[      квадрат]   4.[            ]   
 
Рис. 1. Все обсуждаемые карточки [см. 9]

2. Союзы существования случаев

2.1. Союзы: «если…, то…», «если»

Если на карточке есть кружок, то на ней должен быть квадратик. На какую карточку надо поставить квадратик?
Правильно, на карточку с кружком, но без квадратика.
О других карточках, особенно о карточках без кружка, речь не идёт!
Определение союза «если…, то…» в стандартных учебниках противоречит логике естественного языка.
Суждение «(Во всяком случае) если есть условие, то есть обусловленное» означает – нет ни одного случая, в котором это условие есть, а этого обусловленного нет. Если такой случай был, то оно ложно.
Для освоения детьми, союз «если…, то…» легче, чем союз «или».

2.2. Союзы: «значит», «следовательно»…

На карточке есть кружок, значит, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какую надо убрать?
Ответ: Карточка с кружком и квадратиком правильная. Карточку с кружком, но без квадратика, надо убрать. О карточках без кружка речь не идёт.

2.3. Союзы: «значит то же, что», «следовательно то же, что»…

На карточке есть кружок, значит то же, что, на ней есть квадратик. Какая карточка правильная, а какие надо убрать?
Ответ: Карточка с кружком и квадратиком правильная. Карточки с кружком, но без квадратика, и с квадратиком, но без кружка, надо убрать. О карточке без кружка и квадратика речь не идёт.

3. Количественные слова: «есть» («больше 0»), «нет» («0»), «все», «не все», «только», «не только» и др.)

Подними одну руку выше, другую ниже. Говорим о пальцах твоих рук. Сделай так (варианты ответов см. 9):
1) чтобы на верхней (В) руке были согнутые пальцы,
2) чтобы ни один палец верхней руки не был согнут,
3) чтобы все пальцы верхней руки были согнуты,
4) чтобы не все пальцы верхней руки были согнуты,
5) чтобы только пальцы нижней (Н) руки были согнутые,
6) чтобы не только на нижней руке были согнутые пальцы,
7) чтобы только все пальцы верхней руки были согнуты,
8) чтобы не только все пальцы верхней руки были согнуты 
(Подсказка при необходимости: чтобы все пальцы верхней
руки, но не только они, были согнуты!),
9) чтобы все пальцы, кроме пальцев верхней руки, были согнуты,
10) чтобы были только согнутые пальцы на руках.

4. Правила логики

4.1. Основные правила логики (для выводов)

1. Однозначность знаков. Выражаться понятно: что именно, а не что-то другое, обозначает каждый знак (в т. ч. в посылках и заключениях).
2. Устранять противоречия (типа: это есть, но его нет; это такое, которое не такое и т. п.), т. е. отрицать ложь или конкретизировать. (Если противоречие «есть и нет», то неизвестно, есть или нет. Если противоречие «такое не такое», то неизвестно, такое или не такое.)
3. Обоснованность выводов. В заключении должна быть только информация основания. (Основание – соединение посылок союзом «и».)
Суждения «есть это», «нет этого» – простейшие. Суждения со словами «все» и прочими значат то же, что соединения таких простейших союзом «и». Все пальцы руки согнутые, значит то же, что есть пальцы руки согнутые и нет пальцев руки не согнутых.
В этой логике строим образы того, что есть, чего нет согласно отдельным посылкам. По правилам вывода эти образы соединяем в образ того, что есть, чего нет согласно основанию, и сообщаем в заключении. Ваш образ мира тоже служит для выводов.

4.2. Правила вывода

1. «Нет этих» значит то же, что «нет этих таких, и нет этих не таких». (На таблицах: эти – Э, такие – Т.)
2. «Есть эти» значит то же, что «есть эти такие или эти не такие».
3. «Есть такие или не такие, но нет таких» значит то же, что «нет таких и есть не такие».
4. «Есть такие или не такие, и есть такие» значит то же, что «есть такие».
5. «Нет таких» и «есть такие», значит то же, что «противоречие: нет таких и есть такие
6. Есть эти такие, значит, эти есть.
7. «Нет этих таких и нет этих не таких» значит то же, что «нет этих».
                [См.4, 9]
      Рис. 2. Представление правил вывода таблицами

5. Вопросительные слова. Вопросы

Вопрос выражает, что именно не знаем и хотим узнать. Необходим для познания и принятия деловых решений.
Киплинг назвал шесть вопросов слуг в познании, а Маршак перевел и переставил: «Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где». (Но вначале надо спрашивать «Что?» потом «Как?».)
А вот вопросы в должном порядке:
Есть, о чем речь, иль нет его?
Какое? Что и сколько?
При, в чем? Насколько таково?
Где, от и до по сколько?
Лишь как бы? От и из чего?
Когда? Чем? Как? К чему?
При ком? Кто? С кем и от кого?;
Зачем? За что? Кому?
(Здесь, «от и до» – это границы меры. «Лишь как бы» – это то же, что «только кажется».)
6. Заключение о наличии логики у читателя
Вы сознательно отвечали на вопросы о союзах и количественных словах, согласились с названными правилами логики и с тем, что для познания нужны все перечисленные вопросы. Значит, у вас е;сть осознанная логика русского языка. Вы могли не осознавать, что перечисленное важнейшая часть вашей ло-гики. Насколько эффективно вы ее используете - вопрос другой. Но, например, для бухгалтерских таблиц её правила обязательны, а с линейно-табличными диаграммами автора она эффективнее.
Для начала рассмотрите следующий рисунок с фрагментами таблиц посылок и основания. Проверьте, соблюдены ли правила вывода при выводе заключения из посылок посредством таблиц. На таблице основания и полного заключения (справа) вначале надо отмечать, чего нет, знаками «;», по правилу 1, затем надо отмечать, что есть, знаками «+» по правилам 2 и 3. Таблица основания должна показать, что есть и чего нет согласно заключению (по правилам 6 и 7) .
 [См. 4, 10]
Чтобы лучше пользоваться своей логикой, нужны дополнительные знания, и надо научиться строить более эффективные образы того, что обозначают логические слова. Рекомендуется  использовать  линейно-табличные диаграммы автора.
Литература
1. Жалдак, Н. Н. Обучение логичности : Учебное пособие для отделений дошкольного обучения, начальных классов и коррекционной педагогики / Н. Н. Жалдак. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 136 с.
2. Жалдак, Н. Н. Познавательная логика вопросов и ответов : [монография] / Н. Н. Жал-дак. – Москва : Издательство Ипполитова, 2023. – 224 с.
3. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика : учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 248 с. – URL: https://urait.ru/bcode/449507.
4. Жалдак, Н. Н. Прикладная логика для экономистов : учебное пособие для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 139 с. – URL: https://urait.ru/bcode/447476
5. Жалдак, Н. Н. Составление задач для целенаправленного формирования логичности мышления : Учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательство Ипполитова, 2023. – 272 с.
6. Биобиблиографический указатель // Сайт научной библиотеки НИУ»БелГУ». – URL: 7. Жалдак Н. Н. Захаров А. А. Сложное умозаключение [Видео] – URL: 8. Жалдак Н. Н. Ищем вашу логику [видео] – URL: 9. Жалдак Н. Н. Обучение дошкольников логике естественного языка как методу научного познания // Педагогика и психология современного образования : монография / Г. В. Юдин, С. В. Красовская, Т. Н. Васягина [и др.]; гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2023. –  С. 167-178. – URL : https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10549.pdf
10. Жалдак Н. Н. Обучение умозаключениям с логикой ментальных моделей // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 371-373. –  URL:  https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10561.pdf
11. Жалдак Н. Н. Оптимизация обучения логике естественного языка как осознанному методу познания // Современные вопросы педагогики и психологии: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований : монография / А. А. Киселев, А. И. Кугай, Г. И. Ав-ходиев [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: Среда, 2024. С. 92-113. –  URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10568.pdf


Рецензии