Дом восходящего солнца

Дом восходящего солнца

Воспоминания из детства.
 Начало 70 - тых!

Милые хрущёвские пятиэтажки! Что в них только не было?
Звонкие, дружелюбные, разговорчивые, пьяные, весёлые, лихие…

Бабульки на лавочках знали всё! Кто, где, и с кем, в каком магазине что и почём, что с нашей Кубой и проклятым президентом сша. Пройти мимо их незамеченным было просто невозможно. Настоящая спецслужба.

Взрослые ребята часто собирались днём в нашем подъезде; играли на гитаре, пили вино, курили, ругались, их выгоняли, они опять приходили. Неугомонные!

Летними вечерами они допоздна пели дворовые и популярные песни. Звук гитары завораживал, она расплывалась на весь двор то динамичной «восьмёрочкой» (боем), то волшебными переливами.
Так начались мои первые уроки музыки.

По настоянию моего старшего брата родители купили у знакомых, вполне приличную для тех времён, чешскую гитару, аж за 25 рублей. Она была с довольно широким грифом и большим корпусом, что для меня было конечно большим мучением, ибо моим  маленьким пальчикам приходилось сильно напрягаться чтобы взять даже несложный аккорд.
Это всё равно что маленькому мальчику купить большой велосипед. В те года были три вида популярных велосипедов это «Школьник», он предназначался для детей начальных классов, велосипед «Орлёнок» подходил более для подросткового возраста, ну и для взрослых продавался велосипед «Украина».
Можно сказать я сел сразу на «Украину» и до педалей практически не мог доставать.
Может быть именно это научило меня терпеть и преодолевать трудности.

 Но зато взрослые ребята мне сильно завидовали и всегда просили дать им поиграть на ней, в чём я никогда не отказывал.

Гитары у них были недорогие (простая шиховская гитара в магазине стоила тогда около 7 рублей, она была с небольшим корпусом, гриф на болте, с малой мензурой). На моей гитаре гриф был вклеен и она звучала намного громче и интереснее. Именно на такой гитаре играла уже тогда знаменитая исполнительница народных песен Жанна Бичевская.

Так, вынося ребятам в подъезд свою гитару, я всегда просил у них показать мне новый аккорд или перебор.
Они научили меня играть самую популярную того времени народную американскую песню «Дом восходящего солнца» и  даже показали как играть с применением более сложных аккордов (баррэ), научили как должены играть бас и соло гитары.
Имея уже такие огромные познания в музыке, мне ничего не оставалось делать как только собрать свой ВИА.

«Господь не Тимошка - видит немножко»!

Всё так и случилось.
На первом этаже нашего подъезда жил мой друг Валера и оказалось что и ему родители купили гитару. На втором этаже жил друг Коля, а я на третьем. Вот такая троица.
Басист ближе к земле, барабанщик подо мной, ближе к басисту, но а я поближе к небу, ибо как поётся в песне -«Мне сверху видно всё! Ты так и знай.»
А знать, чтобы чего-то достичь, надо много. Достав несколько самоучителей по гитаре, я стал осваивать музыкальную грамоту.

Но надо сказать, надо мною жили настоящие крутые «небожители».
Это семья удивительная.
Мой друг Олег, его сестра Наташа их бабушка и родители; тётя Люба и дядя Володя.

Однажды тётя Люба закрыла пьяного дядю Володю дома, чтобы он никуда не мог пойти похмелиться.
Так этот Володя, проспавшись, не отчаялся и стал перелазить с балкона на кухню. Сорвался, упал с четвёртого этажа, но через пару дней вышел из больницы с гипсом как ни в чём не бывало. Бабушку моих друзей не раз сбивала машина, она тоже любила погулять. Часто ходила на костылях, но всё заживало как на собаке.

Тётя Люба показала совершенно новые подвиги.
Она падала с четвёртого этажа дважды!
Помню,  она мне рассказывала, как соседка с противоположного  дома позвала её в гости. Тётя Люба от радости, не помня себя, поставила табурет на балкон, перешагнула парапет и почти уже пошла по небу в гости к подруге, но явно не хватило веры и упала вниз.

У неё никогда не было ни переломов ни ссадин. Видно Господь бережёт добрых и простых, а она именно такой и была. Всегда оказывала нам внимание, с любовью и радостью делилась сладостями с детворой.

Но вернёмся к Музыке!

Подражая взрослым ребятам, мы также стали собираться в своём подъезде, а иногда и у кого-нибудь дома, когда родители все были на работе, и потихоньку сыгрываться и совместно учиться друг у друга дружбе, терпению и любви.
Валере я объяснил как должен играть бас, Коле как стучать по коробкам. Мне же досталось самое сложное - всё остальное, помимо музыкального, надо было организовывать репетиции и материальную базу.

Тарелку для Коли я сразу нашёл! Стащил из дома для него от стиральной машины железную круглую тарелку для выжимания белья, из швабры смастерил подставку. Тарелка была со многими круглыми отверстиями и может потому звучала просто волшебно, но вот коробки из под обуви по которым Коля- барабанщик бил карандашами были как-то не очень.

Слава Богу, что кто-то из соседей выбросил старую круглую стираную машину (такие были почти у всех).
Я её разобрал и получился удачный каркас для большого барабана.
Недалеко от завода АЗЛК была большая свалка. Мы с Валерой отправились туда на охоту, искать кожу или что-то подобное. После долгих поисков, нам несказанно повезло, нашли большой кусок алого дермантина. Его хватило ровно на то, чтобы закрепить с двух сторон стиральной машины.

Звук получился просто Атом!
Громкий, упругий, низкий и чёткий.
Радости не было конца! Над всем нашим домом вдруг стало восходить улыбающееся Золотое Солнце и это Солнце была настоящая наша детская Любовь.

Взрослые ребята также научили меня играть новую песню «Шизгара». Значение этого загадочного слова мне было тогда не известно, но они мне уверено заявили что это с английского языка означает - Венера.

Мы уже неплохо играли «Дом восходящего солнца», но с появлением такой ритмичной «Шизгары» вдруг поняли, что наш подъездный ВИА должен обрести своё название. Все единогласно решили назвать нашу «банду» «Венерой».
На большом барабане Коля синей авторучкой жирно написал «Венера»!
Явно он потратил много времени на это мероприятие и принесено было в жертву несколько авторучек.

Радость наша продолжалась не долго. Солнце должно тоже уходить на отдых.
Видимо соседей и Колину маму все наши громкие репетиции стали сильно раздражать.  И как-то однажды, на помойке, я вдруг увидел наш порванный самодельный барабан!

Это было нечто! Боль была просто невыносимая. Столько трудов и поисков, репетиций и всё кобыле под хвост!

Сгоряча, Колю мы выгнали из нашей «Венеры».
Конечно не было на нём никакой вины, мама его была очень строга и идти против неё он бы никогда не смог.

Но зато, она купила Коле гитару!
Видимо она поняла что сын её музыкален, а иметь в доме громкого барабанщика было б невыносимо не только для неё, но и для всех соседей не только нашего подъезда.
Наши балконы с Колей были рядом и мы, выходя на балкон,  стали делиться новыми песнями и открытиями.

Шло время, репетиции наши не прошли безследно.

По окончании пятого класса, увидев объявление в своей школе о том что набирается в школьный ВИА младший состав, я тут же побежал на прослушивание.

Прослушивание проходило в пионерской комнате. Павлу, так звали руководителя старшего коллектива, я сыграл наш «Дом восходящего солнца» ( наш - потому что эта песня влилась в наши юные души со всей огромной любовью к музыке и её волшебством).

Прослушав меня, Павел удивился что я неплохо играю для своего возраста, знаю нотную грамоту, название аккордов и имею представление об аранжировке.
Он сказал чтоб я нашёл ребят из моего или других младших классов и с новым учебным годом мы должны приступить к репетициям.

Так произошло второе возрождение нашей подъездной «банды».  Она стала называться уже в стиле комсомольских пламенных времён - ВИА «Пульс».

 Но это уже другая история. Она будет озвучена во второй серии рассказа -  «История одной песни».


Постскриптум!

Надо сказать, мы тогда не все слышали оригиналов выше описанных песен. Были разные переводы и дворовые варианты этих хитов.

Самые удивительные варианты и, неимеющие ничего общего со смыслом оригинала, именно на песню «Дом восходящего солнца».

Я приведу только два варианта.

Первый вариант очень сказочный как и всякая легенда.
Второй просто ужасный! Его нам напевал мой друг одноклассник Киса.

Когда мы были в трудовых лагерях, окучивая помидоры под Волгоградом, по вечерам девчонки и мальчишки просили Кису петь эти ужасные строки на эту мелодию.

Поначалу меня смешила эта версия и я соглашался аккомпанировать Кисе,  но потом всем заявил, что больше этого делать никогда не буду. ( Подростки всегда тянутся ко всему запретному и ужасному).
На меня обиделись, но мне, пускай и не самому активному комсомольцу, было очень важно проявить принципиальность к этому безнравственному акту.

Хотя, надо сказать, этот жуткий вариант всё-таки дал нам, наверное, хоть какое-то понятие о памяти смертной, тленности всего, суете и грязи этого мира.

Я его нашёл в интернете, он явно в сокращении, ибо Киса пел в разы больше и его другие куплеты были ещё более сверх жуткими. Интернет видимо не мог выдержать всего.
Ужаснитесь только малым!

*

Тишина на Ваганьковском кладбище,
Ровно полночь куранты пробьют
И мертвецы, надев белые тапочки,
На прогулку тихонько идут.

Мы лежим с тобой в маленьком гробике,
Ты мозгами прижалась ко мне
И твой череп, червями обглоданный,
Широко улыбается мне.

Не смотри на меня ты так жалобно
И коленку мне в ребра не суй,
Всё равно на тебя не подымется
Мой давно разложившийся х..

Мне бы девочку синюю-синюю,
Чтобы груди свисали до пят,
Чтобы рожа была лошадиная
И широкий морщинестый зад.

Я люблю когда жабы сношаются.
Специфический запах такой,
И порой мне так хочется, хочется
К толстой жопе прижаться щекой.

Вот и верь после этого людям.
Мы еб.. с тобой в чесноке
И твои белоснежные груди
Я узлом завязал  на спине.

Ты приходи на могилки, приходи в мой дом.
Ты приходи на могилки, погнием вдвоем.
Ты приходи на могилки, будем чинно жить
И черви земляные будут нас любить.

           Все умрут и мы умрем,
           Так приходи, дружок, погнием вдвоем.
           Ты приходи на могилки, будем чинно жить
           И черви земляные будут нас любить.
*

Песня должна петься очень жалобным голосом.

*

А вот и добрый вариант! Мне пришлось его слегка причесать.

Ходит по свету легенда о том,
Что среди  седовласых высот
Стоит, стоит чудесный Дом,
У которого солнце встаёт.

И если б не верил в легенду о том,
То жил бы как кот без забот
То сидел бы один без забот,
Но я пошёл искать этот дом,
У которого солнце встаёт.

Я шёл полями, покрытыми льдом…
Шел неделю, шел месяц, шел год,
Но нет, не нашел, не нашел этот дом
У которого солнце встает.

Проходит день за годом год
Но вера как прежде крепка
Быть может Сам Бог скрывает тот Дом
У которого солнце встает.

Уходит день, и солнце луч
Горит в глазах твоих.
Оно свой трудный, и длинный путь
Прошло для нас двоих.

Я верю, я знаю что в доме том,
Премудрое Счастье живёт...
Ищите люди, ищите тот дом,
У которого солнце встаёт.

Ходит по свету легенда о том,
Что счастье в том доме живёт...
Ищите люди, ищите тот дом,
У которого солнце встаёт.

***

Это вариант с подстрочным переводом!

The Animals - The House of The Rising Sun Перевод

https://youtu.be/ivFN1m7rGrI?si=1CxDY0myiHGriBRS


Рецензии