Пастернак-Фрумович - До самой сути...

  " В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты,
     Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.
        Так некогда Шопен вложил Живое чудо
  Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. "
           - Борис Пастернак
  http://www.youtube.com/watch?v=lJ3bZN24kpY  Борис Пастернак
     - До самой сути... ,
     муз.,исп. Самуил Фрумович #СамуилФрумович
 Во всем мне хочется дойти До самой сути.
 В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, До их причины,
До оснований, до корней, До сердцевины.

Всё время схватывая нить Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

О, если бы я только мог Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон, Ее начало,
И повторял ее имен Инициалы.

В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

Достигнутого торжества Игра и мука —
Натянутая тетива Тугого лука.
   Видео из интернета...

 Во всем мне хочется  дойти до самой сути..." - это призыв страстной души лирического героя ( автора) к самому себе, чтобы вникнуть в смысл самосознания...в самую глубину. Строка " Во всем мне хочется дойти до самой сути" пронизывает весь текст, являясь композиционным стержнем стихотворения. Суть - сущность - причина - основание - корни - сердцевина образуют синонимический ряд, при котором каждое последующее слово содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает производимое ими впечатление ( градация).Герой пытается прийти к пониманию сути мира, жизни, законов ее развития, для чего ведёт поиск в реальности. Мир говорит с поэтом, заявляет о себе в его поэзии. "Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок, цвели бы липы в них подряд, гуськом в затылок. В стихи б я внёс дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты". " Так некогда Шопен вложил живое чудо фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды". Сравнение с творчеством великого Шопена не случайно. Пастернак самозабвенно занимался музыкой, брал уроки у великого Скрябина. Поэт считал Шопена реалистом  в музыке. Вторжение во внутренний мир всегда внезапно " все время схватывая нить судеб, событий", "свершать открытия",
" нечаянностях впопыхах..." Инфинитивный ряд
" жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия" придает динамику  стихотворной речи. Лирический герой восторженно заявляет
" О, если бы я только мог, хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти...я вывел бы её закон, её начало, и повторял бы её имён инициалы". Образы поэта неожиданны, как и факты внешнего мира. Он торопится запечатлеть это в стихах, используя метафоры, сравнения
 " нить судеб, событий",
"разбивал стихи, как сад", " цвели бы липы...в затылок", " дыханье роз, дыханье мяты". Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта. В его стихах и высокая книжная лексика, и разговорная, имена реальных людей ( философов, людей искусства). Создавая образы, он тщательно относился к выбору слов. У Бориса Пастернака особое, музыкально- звуковое видение мира. Использование ассонанса, аллитерации придает композиции особую  живописную интонационную выразительность. Мелодично- спокойное, напевно-лирическое исполнение пленит всех, кто слушает эту композицию. Исполнитель - Самуил Фрумович ( он же поэт, композитор, музыкант) свою жизненную философию, кредо формулирует по-пастарнаковски " Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Людям, глубоко чувствующим, с добрым сердцем  поэзия Пастернака помогает " дойти до самой сути" и не потерять способность удивляться, восхищаться миром, сохранять глубокие чувства любви. Мир откроется во всей красоте перед ними. Они могут постичь этот мир...И воскликнуть:
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива тугого лука
   ВАЛЕНТИНА БОРЕЙКО
  Источник: http://stihi.ru/2018/08/21/5969


Рецензии