Бунин Окаянные дни - рецензия

Странное впечатление от этих Записок. Автор ходит по Москве, подслушивает уличные разговоры, пересказывает самые невероятные и чудовищные слухи.

Вроде тех, что "старика полковника живьём зажарили в паровозной топке".
"Новый революционный командующий Муралов пропил 20 000 царскими".
"В Москве и Петербурге будет немецкая полиция и уже сидит немецкий штаб".
"Ленин не настоящий, настоящего убили".
"Троцкий - немецкий шпион, был сыщиком при Нижегородском охранном отделении".

Говорит о невежестве простых людей, их полной отмороженности. Хотя ведь это невежество и есть продукт столетий царского правления. Разве не так?

Тупые, "каторжные", "чувашские" лицах солдат и рабочих. Пустые рыбьи глазах. Жёлтые мышиные волосы.

Вопиющая неинтеллигентность. Обделенность даже проблесками ума. Как у их старого лакея, который вдруг начал дерзить господам. И даже... чудная вещь... вступать с ними в споры. Нутренно чуя, власть глобально сменилась.

Но что? До революции Иван Алексеевич эти лица не замечал? И почему он так болезненно раньше на них не реагировал?

С чего интеллект и просвещённость могли сами собой в людях взяться? Если их никто не развивал и не просвещал? Если всем этим людям была отведена роль быть просто рабочей силой в механизме Российской империи?

Самое удивительное, что некоторые проводят параллели описываемого Буниным с нашим временем. Тогда как очевидна другая параллель. С девяностыми годами. Когда мой знакомый Макс Гладких пошёл вечером (не ночью!) в ларёк за пивом, а на него напали с ножом.

Угрожаю ножом, хотели отобрать деньги. Хотя какие деньги могут быть у человека, стоящего в очереди за пивом в ларьке? Это действительно перекликается с упоминаемыми Буниным уличными грабежами начала 1918 года.

Или "серьёзная дама и девочка в очках торгуют на улице папиросками". Деньги обесцениваются. А разве мы в девяностые это не проходили?

"Дама держала частный пансион, но теперь вынуждена его распустить. Трудно доставать продукты, чтобы кормить воспитанниц".

Летом 1917 года мужики в поместье его родственницы в Васильевском так разгулялись, что один раз его чуть не убили.

Всё это, действительно, правдиво. И вполне объяснимо. Упаси нас Бог жить в эпоху больших перемен ! - как заметил ещё древний китайский мудрец.

Однако сетуя и сокрушаясь на эти перемены, мы должны... пусть даже и нелицеприятно для себя... видеть и те объективные причины, которые их вызвали. И это последнее даже у такого талантливого писателя как Бунин отсутствует.

В своих записках он смотрит лишь на поверхность. Не зрит в глубину происходящего.

Что вижу, то и пою. А почему всё это происходит, не понимаю.


Рецензии