Подземная лодка

Подзе;мная ло;дка (лат. Subterrina), подземохо;д, субтеррина — самоходное средство передвижения в недрах Земли.
 В течение XX века проекты подземных лодок разной степени реалистичности разрабатывались во многих странах, в частности, в Германии и СССР.

В 1930-х годах изобретатель Требелев в сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым разработлт проект подземохода, принципы работы и конструкция которого были заимствованы у земляного крота. Перед проектированием своего подземохода Требелев тщательно изучил работу крота. Крота помещали в просвечиваемый рентгеновским аппаратом ящик и получали на экране схему движений его мускулов и скелета. Эти исследования выявили, что крот роет землю, вращая лапами и головой вправо-влево, вдавливает выбранную землю сильными движениям холки в стенки норы, и проталкивает своё тело вперёд задними лапами.
 Подземоход Требелева был испытан на Урале, на горе Благодать, в 1945 году (по другим данным в 1946 году, на испытаниях опытная модель смогла проделать тоннель длиной 40 м.

В 1933 году немецкий инженер В. фон Верн запатентовал свой вариант подземной лодки. Изобретение было засекречено и отправлено в архив. В 1940 году проект Верна попался на глаза графу Клаусу фон Штауфенбергу, который проинформировал о нём руководство вермахта. В это время Германия готовилась ко вторжению в Великобританию (Операция «Морской лев»), и двигающиеся под Ла-Маншем подземные лодки как нельзя кстати подошли бы для диверсионных операций. Фон Верну были выделены средства на реализацию его проекта. Подземная лодка Верна должна была нести пять человек, боезаряд в 300 кг и передвигаться под землёй со скоростью 7 км/ч. Однако проект застопорился на стадии чертежей и лабораторных экспериментов, а шеф люфтваффе Герман Геринг убедил Гитлера в бесперспективности подземной лодки; Германия сделала ставку на воздушную войну, а проект фон Верна был закрыт.

«Змей Мидгарда»
Неосуществленный проект немецкой подземной лодки. Боевое подземное средство «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) было разработано на бумаге летом 1934 года инженером Риттером. Подземная лодка была названа в честь огромного змея, стерегущего Мидгард, из скандинавской мифологии. По замыслу проектировщиков, Змей Мидгарда должен был передвигаться на земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м и доставлять большое количество взрывчатого вещества под линию Мажино или во вражеские гавани. Риттер предлагал построить 20 подземных лодок стоимостью 30 миллионов рейхсмарок каждая. Главной задачей Мидгарда являлось нападение на стратегические объекты Бельгии и Франции и минирование вражеских портов. Автор проекта называл подземную лодку оружием массового уничтожения и считал, что оно способно в одиночку решить исход войны. «Змей Мидгарда» вызвал критику специалистов из-за отсутствия расчетных обоснований,[9] и 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. Дальнейшая судьба проекта Риттера неизвестна. После Второй мировой войны возле Кёнигсберга были найдены штольни и останки взорванной конструкции, предположительно имеющие отношение к подземной лодке.


«Боевой крот»

В художественной литературе и популярной периодике распространяется «городская легенда» о якобы создании в СССР подземной лодки с ядерной силовой установкой и ядерными зарядами под названием «Боевой крот».

О «Боевом кроте» пишут аспиранты и молодые учёные И. А. Мазай и И. П. Гончаров, в своей научной статье под руководством канд. техн. наук, доц. Т. Г. Калиновской

 О советской подземной лодке послевоенного периода писал и журнал «Популярная механика"
Проектом подземной лодки заинтересовался Хрущёв, которому понравилась идея достать империалистов из-под земли. Первое испытание было успешным: подземная лодка прошла сквозь гору со скоростью пешехода. Во время второго испытания подземная лодка по неизвестным причинам взорвалась и вместе с экипажем осталась в толще горных пород.

При Л. И. Брежневе проект подземной лодки был закрыт



По мнению А. В. Крючкова, «Боевой крот» был оснащён ядерным двигателем. Завод по изготовлению подземных лодок якобы был построен в 1962 году на Украине вблизи посёлка Громовка (Крымская область). Через два года изготовили первый экземпляр. «Боевой крот» имел следующие параметры: цилиндрическую форму, скорость 7 км/ч (по другим данным 10 км/ч), диаметр 3-4 м, длину от 25 до 35 м, экипаж 5 чел., десант 15 чел. и 1 тонну взрывчатки. Кроме уничтожения подземных бункеров и ракетных шахт противника, задачей подземной лодки ставилось скрытое проникновение под территорию Калифорнии и закладка ядерных зарядов под стратегические объекты. Предполагалось, что действия «Боевого крота» будут приняты за результаты землетрясения.

Согласно публикациям в газете «Тагилка» от 07.05.2009 г. и в «Российской газете» от 04.06.2015, испытания опытной подземной лодки с ядерным реактором якобы проходили в 1964 в горе Благодать (Уральские горы) вблизи Нижнего Тагила.
В ходе испытаний, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы.
После этого инцидента испытания были прекращены, судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.
 «Российская газета» уточняет, что лодка вместе с экипажем «испарилась» в результате ядерного взрыва, а все документальные свидетельства были уничтожены, предположительно из-за противодействия «иной цивилизации», обитающей под землёй[.
Каких-либо документальных подтверждений существования в реальности такой «подземной лодки» и описанных событий авторы не приводят


Рецензии