О церкви

Не одна я, наверно, думаю, что при первобытном обществе люди были язычниками. Они твердо понимали, что вся их жизнь целиком и полностью зависит  от природы. Главными богами были солнце, вода, лес, ягоды, травы, плоды. Всё познавалось постепенно и не без утрат. Хорошо, если бы мы так же относились  к природе, как они, но мы привыкли её губить. С появлением княжеской власти стало  понятно, что централизация власти требует единой системы веры. Так у людей появились  боги, у всех свои. Люди верили в них  и ждали  благословения  и помощи. Людей много, и богов много. Много людей объединяла вера в Иисуса Христа. В 1054 году эта церковь раскололась на католическую  и православную. У католиков – Рим и римский папа, у православных  - столица Византии Константинополь и патриарх.
Приведу примеры о том, что люди давно сомневались касательно богов и религии. Их называли еретиками. Они всегда были. Особенно остро эта критика была в Западной Европе. Католическая церковь, конечно, сама виновата в этом. Богатства церкви, продажа индульгенций, яростная борьба с учеными, инквизиция, крестовые походы, безбрачие священников не могли не повлиять дурно на верующих. Там произошла реформация церкви. Появились разные секты (кальвинисты, англикане, квакеры, протестанты, лютеране, католики). В период Великой французской буржуазной революции (1789-1799) для священников были большие притеснения. Потом католическая церковь не стала вести себя лучше. Дружила с Гитлером, теперь  с США. Не выступала против колониальной системы, не мешала цветным революциям.
Православная церковь не позорила себя индульгенциями, инквизицией, хотя и не поощряла науку. Церковь не может поощрять науку, т.к. её представление о мире в корне отличалось от научного.
У народа разногласия с церковью были задолго  до революции. Раскол  в православной церкви произошел при царе Алексее Михайловиче. Патриарх Тихон заметил, что  в области религиозных обрядов появилось  много отличий от греческой церкви. Он решил это  исправить и ввести новые, точнее старые правила. В церкви начался мощный раскол, который еще до сих пор есть. Староверы были против новшеств (особенно креститься тремя перстами) и побежали они  в глухие места (даже на Печору)  и стали там жить. Попытка вернуть этих людей не удалась. Люди прятались в церкви, поджигали её и горели в огне. При Петре I  эти попытки прекратились. Когда в народе возникает раскол,  это  плохо  кончается: народ  впервые показал свое о церковью.
Второй раз это недовольство было при Николае I, когда крестьяне выступили против картофельных посевов. Крестьяне не знали, как правильно сажать и что есть, поэтому отравлялись. В церквах читали этот  манифест. Это недовольство удалось заглушить.
Следующий раз крестьяне критически отнеслись  к церкви при отмене крепостного права в 861 году. Манифест об этом тоже читали в церквах. Народ молча слушал, но не было радости удовлетворения. Тогда многие  считали, что  в церкви читают не настоящий манифест, а ложный, как при Николае I. Пережитки крепостничества благополучно дожили до Октябрьской революции 1917 года.
Церковь играла очень положительную роль в период образования централизованного государства при Иване грозном. Церковники понимали значение этого явления и помогали ему. Монахи придумали  словосочетание: «Москва есть третий Рим, а четвёртому не бывать». Лозунг понятный и правильный. Церковь также играла положительную роль  при защите Москвы от врагов. Значение церкви велико, но  в XX веке к церкви появились большие претензии. Они показаны в сочинениях Л.Н. Толстого. Его ведь не зря отлучили от  церкви. Пьеса  Толстого «Живой труп», романы «Анна Каренина», «Воскресение», показывают, что церковь  отстала от жизни. Но церковники не смогли или не захотели поворачиваться лицом к народу, за что горько поплатились. Царь тоже был недоволен церковью.
В 1917 году произошла социалистическая революция в  России. Большинство участников в ней – крестьяне, они  все были крещёнными и их дети тоже. Есть политологи, которые считают, что это за люди в России, которые стали ломать ли портить соборы, преследовать церковников. Что это  стало  с этими людьми?  И что  с ними сделали большевики? А дело было  в том, что не с народом стала церковь, а с помещиками  и интервентами. Главная причина только  в этом, а не агитация большевиков. В.И. Ленин и И.В. Сталин не предлагали уничтожать церкви  и священников. Наоборот, большевики восстановили в России патриаршество, ликвидированное Петром I. Патриарх Тихон не понял свою задачу, не встал за народ.
В годы Великой Отечественной войны церковь приняла правильное решение – стала бороться вместе с народом. Это  теперь церковь вернула своё влияние  и даже любовь народа. Православные храмы – это чудесные явления в культуре России. Они и теперь украшают  свою державу. Россия опять переживает трудное время и это хорошо, что церковь  с ней.




Рецензии