История рок-группы Гусляры

Майкл Мамин и рок-группа ГУСЛЯРЫ

1. "Музыкальная" биография Майкла.

1954-1961 г. – муз. школа, класс фортепиано, основной интерес –уроки сольфеджио, первый и безошибочно писал музыкальные диктанты, из ребят группы по сольфеджио образовал композиторский кружок, который преподаватель по сольфеджио Валентина Николаевна (фамилию не помню) назвала «могучей кучкой»: Миша Мамин, Юра Векслер, Миша Левин и влюблённая в Мишу Мамина Лариса Молярова.
Сохранилась полифоническая пьеска авторства Миши Мамина.
1960 г. – первое место на конкурсе пианистов - учащихся муз. школы, подарок по этому поводу от преподавательницы по ф-но – Сборник сонат Л.Бетховена с её дарственной надписью
В общеобразовательной школе Миша Мамин  – один из солистов школьного хора.
1963 г. – Миша Мамин и его друг Наиль Залялов (сейчас доцент кафедры информатики Пензенского государственного технологического университета) в четыре руки на ф-но уже играют на школьном вечере буги-вуги, о которых ещё мало кто слышал.

2.Новосибирский Академгородок

1964 г – Новосибирский гос. университет, физфак
1965 г. октябрь, на физфаке возникает гитарно-вокальный дуэт Yellow House Duo : М.Мамин и А.Щадилов (ныне – профессор СПб государственного университета), выступление на фестивале молодёжной авторской песни в к-т «Москва» в Академгородке, с песнями группы The Kinks и спета сочинённая Мишей песня на англ. языке  «I’ll tell you».
1965 г. декабрь, из студентов НГУ Миша создаёт группу «The Dawdles», которая играет на танцевальных вечерах в холле 5-го общежития НГУ: М.Мамин (гитара, вокал), А.Щадилов (гитара, вокал), Г.Храмов (бас-гитара), В.Курбатов (ударные). Г.Храмов впоследствии – зам. директора Института теплофизики СОАН СССР.
1966 г. март, А.Щадилова в The Dawdles заменяет ученик школы с углубл. изучением англ. яз. Саша Кузнецов. Возникает творческий тандем Саши Кузнецова и Миши Мамина,  который студенты физфака окрестили как «Саннон &Михартни», первые их совместные песни – «Я ушёл навсегда» (сл.А.Кузнецов, муз.М.Мамин) , «Нина – мой рок-н-ролл» (сл.М.Мамин, муз.А.Кузнецов) , «Шок-Рок» (сл.А.Кузнецов, муз.М.Мамин), «Собачья свадьба» (сл. и муз.А. Кузнецов-М. Мамин).  Студенты Универа дают им новые имена: Мише – Майкл, а Саше - почему-то - Уилкинз.
1966 г. сентябрь, Володю Курбатова на ударных в The Dawdles заменяет Стёпа Пачиков, студент мехмата.
1966 г. декабрь, Миша и Стёпа посещают ДК им.Попова в Н-ске. Образование группы The Black Lines в составе: С.Кривощёков (бас-гитара, вокал), М.Мамин (клавиши, вокал), А.Кузнецов (гитара, вокал), В.Смирнов (соло-гитара, бэк- вокал), В.Куц (ударные, бэк-вокал).В новогоднюю ночь 31 декабря 1966 года группа в новом составе до утра играла в холле пятой общаги. Стёпа Пачиков покидает старенькую собранную по частям ударную установку и становится импресарио группы. Первым делом идёт к ректору, объявляет, что в универе появился супер-ВИА, выбивает деньги на любимые им ударные инструменты, появляется новенькая сверкающая немецкая ударная установка Trowa. В разных НИИ Академгородка для Стёпы делают усилители, колонки, микрофонные стойки, находятся микрофоны, шнуры и т.п. У преподавателей Универа оказывается есть настоящие фирменные диски западных групп, Серёжа «снимает» партии вокала и инструментов.
1967 г. полон событий.
1967 г. февраль, Стёпа заключает договор с ДК Юность в Академгородке: «Чёрные Линии» выступают в ДК по субботам и воскресеньям на танцевальных вечерах и
аккомпанируют танцевальному ансамблю клуба «Сигма», а также договор с Домом Учёных, где группа аккомпанирует танцевальному ансамблю «Спин»
1967 г. май, The Black Lines дают три концерта в Доме Учёных Академгородка на Международном фестивале бальных танцев, где группа ещё и аккомпанирует «Сигме» и «Спину». Молодёжь городка ломится на бальные танцы, только чтобы попасть на эти концерты. 1-е отделение – русскоязычная программа «АкадемРОКгородок», 2-е отделение – песни из “Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band” и  «Magical Mistery Tour» The Beatles
1967 г. май – октябрь – открытая танцплощадка ДК Юность. Хиты The Beatles, The Rolling Stones, The Animals, The Monkees, др. Групп, Сергей Кривощёков поёт хиты Битлов, Элвиса, Ф.Синатры, Тома Джонса, других, Майкл поёт за Эрика Бёрдона, за Манкиз, за Кинкс, а Кузнецов за Мика Джаггера. У Валеры вокал в песнях The Who и Dave Clark Five.  На автобусной остановке , что рядом с ДК Юность пассажиры просили водителей автобусов задержаться с отправлением, чтобы дослушать очередной хит, доносившийся с танцплощадки
Часто «Чёрные линии» выступают в кафе-клубе «Под Интегралом». Есть фото, сделанное в этом клубе, где запечатлена Караклаич и рядом - студент Универа, участник «Чёрных Линий» Майкл Мамин. В репертуаре «Линий» в связи с этим появился рок-н-ролл «Под Интегралом», сочинённый Майклом. Знакомство с выступавшими там бардами Александром Галичем, Владимиром Высоцким, Юрием Визбором, Кукиным, Клячкиным, Анатолием Ивановым.
1967 г. сентябрь,  «Голос Америки» в одной из русскоязычных музыкальных передач сообщил слушателям, что в Сибири - в новосибирском Академгородке - появилась рок-группа, исполняющая на хорошем английском языке западные «хиты» и неплохо оснащённая.
1967 г сентябрь - Стёпа, Майкл и Сергей приглашены в обком ВЛКСМ, комсомольцы предложили, чтобы группа участвовала в концерте, посвящённом пятидесятилетию Великой Октябрьской революции, который должен был состояться в ноябре в Новосибирском академическом оперном театре. Усиленные репетиции даже ночами.  Сергей сделал аранжировки «Полюшко-поле» Л.Книппера, «Тачанка» и ещё нескольких песен периода революции и гражданской войны. Концерт прошёл успешно, был изготовлен специальный передвигающийся помост, который выплывал из левых кулис и медленно плыл с размещёнными на нём поющими и играющими исполнителями вдоль сцены, уплывая за правые кулисы. Публика в зале была разного возраста, аплодировали и молодёжь, и зрители почтенного возраста.
Зима 1967-68 года - «Чёрные Линии» продолжили играть в ДК Юность.

3.Новосибирск

1968 г март, Сергей Кривощёков сообщил, что есть возможность летом «сесть» на самую большую в Новосибирске танцплощадку Сада им.Ф.Дзержинского.
1968 г. май - Стёпа не стал заключать договор с ДК Юность на лето, сдал сессию и уехал на каникулы к родителям на Кавказ. «Линии» уже репетировали в ДК им. В.Чкалова в Новосибирске
1968 г. июнь – октябрь, Сад им.Ф.Дзержинского, новое название «Гусляры», Кузнецов увлечённо работает над эскизами афиш «Гусляров», новые собственные песни Кузнецова и Майкла, гимн группы – песня «Гусляры» (сл.И.Кобзев, муз.М.Мамин), переход от стиля Битлза к хард-року, в основном к Deep Purple и к смешиванию этих стилей.
1968 г октябрь Отъезд Стёпы Пачикова из Н-ска в Тбилиси.
Зима 1968 - 69 г. - кафе «Парус», где Майкл чередовал игру на органе с игрой на стареньком пианино, кафе недалеко от ГПНТБ и коммунального моста. Репетиции в ДК Чкалова   
1969 г. июнь – октябрь, Сад Дзержинского, у Майкла –защита диплома в Универе. Фирменная аппаратура, которой ни у кого в городе ещё нет: Регент-60 для вокала, у Смирнова шведская гитара и итальянская педаль эффектов, у Кузнецова хоть и простенькая,  но настоящая американская Silvertone, Кривощёков покупает белый бас Hofner, Куц – британский Premier, Майкл покупает у «Добрых Молодцев» – орган Vox Jaguar, но затем меняет его на двухмануальный Weltmeister с педальным басом. В репертуаре группы появляются четырёхголосные песни советских ансамблей Орера, Диэло. Это хорошая подготовка к появившимся позже собственным четырёхголосным
песням, таким как Листопад, Луноцветы и др.
1969 г. сентябрь – группа становится лауреатом Фестиваля Джаз-69 и выступает на Новосибирском ТВ в белых костюмах, о которых потом по Н-ску ходят легенды, что костюмы от Пьера Кардена, хотя пошиты в швейном ателье, где у Валеры Куца «свои» девочки-швеи.
Зима 1969 – 1970 г – танцевальные вечера в закрытом «стеклянном» павильоне Сада Дзержинского. Запись самиздатовского диска на рентгеновскую плёнку в домашней студии А.Акифьева, на рекламном фото плёнка наклеена на диски фирмы Мелодия
Лето 1970 г – Сад Дзержинского с новым репертуаром из западных хитов: The Doors, The Fortunes, Deep Purple(среди прочего исполняют арию Христа в Гефсиманском саду из рок-оперы, вокал – Сергей Кривощёков) и большого количества собственных песен: «Листопад», «Люся», «До утра», «Прощай, любовь моя», «Ты не забыла» и др.
Зима 1970 -1971 г – танцевальный зал ДК Калинина. Сергей и Майкл занимаются вокалом на педпрактике студента Новосибирской государственной консерватории, репертуар из классических произведений, оперные арии, романсы. Майкл берёт на себя обязанность писать клавиры репертуара «Гусляров» для регистрации этого репертуара в Агентстве авторских прав. Начинается выплата авторского гонорара.
1971 г. май – октябрь. Получать авторское вознаграждение понравилось. В Саду Дзержинского в исполнении группы звучит всё больше собственных песен: рок-н-роллы «Рита» и «Емелины лапти», арии из незаконченной рок-оперы Саннона и Михартни «Райская жизнь в аду»: «И ночь всё черней и черней», «Где же нынче обогреться мне?», «Вечер догоняет день»
1971 г сентябрь, Майклу и Сергею барабанщик филармонии (не буду называть имя) предложил работу в коллективе «Сибирские огоньки». Гастроли по Уралу, Башкирии и дальше на запад вплоть до Питера. В «Огоньках» были: певец Валера Якимович, ведущие программы юмористы П. Светлов и С.Павлова, балалаечник, лауреат международных конкурсов В.П.Пахмутов, ему нужно было аккомпанировать, в составе был саксофонист, фокусник М.Моисеев, певица Л.Король, певец Г.Пономарёв. Учитывая предложенные высокие концертные ставки, Сергей и Майкл согласились и предложили в качестве соло-гитариста Володю Смирнова, Володя тоже был зачислен в ансамбль. В репертуар были включены некоторые песни «Гусляров», вокал в этих песнях обеспечивали Майкл, Сергей и Валера Якимович.
1971 г октябрь. Месяц репетиций и филармоническая концертная бригада отбыла на гастроли. на Урал. Валера Куц устроился в новосибирский ресторан «Центральный», что напротив оперного театра, а Саша Кузнецов полностью погрузился в учёбу в Новосибирском театральном училище, куда поступил на актёрское отделение.
1972 г. апрель, возвращение из гастролей, уход из филармонии, причина – усталость от эстрадного репертуара: «Алёшкина любовь», «Эти глаза напротив», аккомпанемент балалайке, фокуснику и проч. И усталость от неритмичной игры барабанщика.
1972 г. май, встретились участники «золотого» состава группы для продолжения совместной работы в Саду Дзержинского. Сергей предложил в состав включить Валеру Якимовича, Саша Кузнецов был категорически против «эстрадного» вокала. Якимович продолжил работу в филармонии. Сергей заключил договор на лето с дирекцией Сада.
1972 г июнь – октябрь, Сад Дзержинского, контраст с работой в неритмичной филармонической бригаде, вновь оценили мастерство В.Куца как барабанщика. Новые каверы песен Deep Purple, одна из них Chasing Shadows с вокалом Валеры Куца, свои песни: «Один во мгле» (М.Мамин) –в ней Сергей написал для себя сложную бас-гитарную партию, «Лишь вчера» (М.Мамин), куда при аранжировке Сергей включил большую непростую для исполнения цитату из «Лестницы в небо» Led Zeppelin и др.
Зима 1972 – 1973 г – Сергей и Володя Смирнов идут в ресторан «Интурист», в танцевальном зале ДК им. С.М.Калинина играет трио: М.Мамин (бас-гитара, вокал), А.Кузнецов (соло-гитара, вокал), В.Куц (ударные, вокал). В апреле 1973 г к ним присоединяются Смирнов и Кривощёков для подготовки к сезону в Саду Дзержинского. В это время в Н-ске гастролирует ВИА «Норок», музыканты заходят в ДК Калинина, чтобы познакомиться с «Гуслярами», это Саша Козаку (гитарист и вокалист) и Михай Долган (клавишник, вокалист, автор песен), состоялась джем-сешн.
1973 г. май – октябрь, Сад Дзержинского, пополнение репертуара группы очень мрачными собственными песнями: «Мёртвый город», «Белые жуки» (с намёком на наркотики), «На перекрёстке трёх дорог», как бы предвещающими распад группы. Саша Кузнецов, продолжая играть в две гитары с Володей Смирновым Deep Purple, всеми мыслями в театральном училище. Группа даёт концерт в ДКЖ для сотрудников редакции газеты «Вечерний Новосибирск», на следующий день в «Вечорке» появляется большая статья о «Гуслярах» с положительной оценкой их авторского репертуара. Осенью В.Куц уходит в армию, Сергей и Володя – опять в ресторан.
Зима 1973 – 74 г, в танцзале на 2-м этаже ДК им Кирова под названием «Гусляры»: А.Кузнецов (гитара, вокал),  М.Мамин (клавиши, вокал), А.Подъяпольский (бас-гитара, вокал), Ю.Грабовский (ударные). Новогодние детские мероприятия в ДК сопровождает М.Мамин  на двухмануальном с педальным басом «Вельтмайстере». Один из известных новосибирских музыкантов впоследствии вспоминал об этом: «Я не мог себе представить, что можно играть известные композиции и экспромтом играть собственную музыку на одном только органе в течение двух часов, ни разу не повторяясь»
1974 г апрель, «Гусляры» в последний раз собираются традиционным составом на репетиции в ДК Чкалова для подготовки летнего сезона в Саду Дзержинского, но через некоторое время Кузнецов сообщает, что у него дипломный спектакль и он не может быть на репетициях, вместо Кузнецова приглашён  Игорь Никулин. В мае Саша уезжает по распределению в Вологду. Затем Майкл в июне, начав с «Гуслярами» сезон в Саду, внезапно, не предупредив участников группы, уезжает в Минск. На его место в Саду Сергей приглашает В.Дерфлера (клавиши) и Г.Крайнова (вокал). Ещё продолжают звучать в Саду хиты Саннона и Михартни, Никулин поёт их песни «Прощай любовь», «Снегири», и др. На зиму все расходятся по кафе и ресторанам, и первоначальный новосибирский состав «Гусляров» окончательно прекращает своё существование.

4. Минск

1974 г сентябрь  – Майкл в составе группы, потом трансформировавшейся в «Сузорье» выступает в Минском радиотехническом институте и БГУ, программа концерта – весь альбом «Machine Head» группы Deep Purple. Вокалистка с голосом Иана Гиллана – студентка института иностранных языков Ольга Алипова.
1974 г октябрь – Майкл вливается в состав группы, играющей в самом большом в Минске танцзале – в ДК Минского автозавода. Играют всё тех же Битлз и Дип Пёпл.  По предложению Майкла группу называют «Гусляры», приглашают ещё одного музыканта Сашу Перцева (гитара, вокал) и этим составом работают вплоть до января 1987 г.: Саша Миронов – соло-гитара, вокал, Майкл Мамин – клавиши, вокал, Саша Перцев – гитара, вокал, Володя Кудрявцев – бас-гитара, Виктор Виповский – ударные, вокал. В репертуар включаются песни Гусляров новосибирского периода, новые песни Майкла и Саши Перцева.
1975 г  Концерт в Доме Литератора БССР
1976 г – концерты в райцентрах Минской области
1977 г – запись фонограмм для спектаклей ГТК БССР в студии Белгостелерадио
1978 г - запись фонограмм для спектаклей Брестского театра кукол в студии Белгостелерадио
1979 г  - сотрудничество с известным джазовым музыкантом Авениром Вайнштейном, спектакль ГТК БССР с музыкой А.Вайнштейна и М.Мамина в исполнении группы «Гусляры» становится лауреатом международного фестиваля «Золотой дельфин» в Болгарии.
1980 г. - телевизионный спектакль с музыкой А.Вайнштейна и М.Мамина в исполнении группы «Гусляры» признан лучшим спектаклем-мьюзиклом года. В записи музыки и вокала участвуют кроме «Гусляров» - эстрадно-симфонический оркестр Белгостелерадио, дирижёр Б.Райский, певица Л.Исупова, вокалисты ВИА «Верасы» Я.Поплавская и В.Тиханович. Знакомство с В.Мулявиным.
1981- 1983 г – группа записывает музыку М.Мамина к трём спектаклям Театра пантомимы «Рух» (режиссёр В.Колесов), театр с успехом показывает эти спектакли в Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР, республиках Прибалтики, в Москве и Ленинграде.
1984 г Майкл заканчивает Минское музыкальное училище им. М.И.Глинки - теория музыки, композиция, преподаватель по композиции – И.М.Лученок
1985 г ноябрь – запись альбома группы «Где дорога та?» на студии Белгостелерадио, звукорежиссёр Э.Мартенс, который всегда записывал Песняров.
1986 г. январь - запись альбома группы «Жёлтые цветы» на студии Белгостелерадио, звукорежиссёр Э.Мартенс
1986 г. апрель – выпущен виниловый диск группы «Где дорога та?», отпечатан на Рижской студии грамзаписи
1986 г. октябрь – выпущен виниловый диск группы «Жёлтые цветы», отпечатан на Рижской студии грамзаписи. Александр Перцев в белорусской прессе назван «золотым голосом белорусского рока»
1987 г январь Майкл с семьёй уезжает из Минска в Крым.

5. Крым

1987 – 1995 г в Крыму он работает инженером – нач. отделения эксплуатации медоборудования в военном санатории, затем завучем и преподавателем теоретических дисциплин  в ДМШ, руководит школьным эстрадным оркестром, работает клавишником и гитаристом в оркестре клуба санатория. Заканчивает Харьковский Национальный университет внутренних дел - юрист, правовед
1995 – 1999 г – избран на должность мэра («головы» по украински) курортного городка Партенит
2001 г – 2024 г в разное время -  начальник юридического отдела предприятия Министерства топлива и энергетики, замдиректора по правовым и экономическим вопросам ООО, юрисконсульт предприятия, сопровождение рассмотрения дел в судах;
2018 г  Майкл собирает из музыкантов Алушты группу под названием «Гусляры Крымского Черноморского Побережья» («ГКЧП»), группа выступает в Алуште, Ялте и Партените.
2019 г – пишет несколько песен к 50-летнему юбилею выпуска физфака НГУ, одна из них звучит в фильме «А на Пирогова», который демонстрировался в Новосибирском Академгородке.


Рецензии