Глава X. Горький сентябрь

               
                Горький сентябрь
     День 6 сентября выдался солнечный и по-летнему жаркий. Ежегодный праздник «День города», традиционно отмечавшийся в сентябре, представлял горожанам разнообразную и богатую на выдумки развлекательную программу. Всё начиналось с общегородского митинга на главной площади (им. Ленина, разумеется), затем на всех открытых и закрытых городских площадках нон-стопом целый день шли концерты самых разных творческих коллективов: самодеятельных, профессиональных, взрослых, юношеских, детских. Одновременно в городских библиотеках проходили тематические вечера об известных людях города, о его достижениях, задачах. К этому же дню было приурочено награждение ветеранов-целинников в связи с 60-летием освоения целинных и залежных земель на Алтае, к которым волею судьбы принадлежала и моя мама.
     Торжественное награждение памятными медалями, вручение подарков и музыкально-танцевальные поздравления - всё это происходило на площади, где для героев дня были установлены ряды стульев перед основной уличной сценой, специально собранной для праздника. Вся площадь была как будто окутана празднично-бестолковой атмосферой с суетой у торговых лотков, смеющимися и плачущими детьми самых разных возрастов, с возбуждённой - от часто неумеренного приёма горячительных напитков - молодёжью, с непереставаемым гудением людского моря и доносящимися поверх него звуками духового оркестра.
     Мы приехали к ДК АТЗ раньше, чем это было необходимо для мамы, поскольку В* (наш близкий друг, солист Большого театра) и я принимали участие в концерте на площади. Поэтому мы должны были заранее сориентироваться по поводу микрофонов, инструмента, порядка выступления. Мамочка, конечно же, поехала вместе с нами, тем более, что в самом здании ДК ещё нужно было зарегистрировать её и соотнести паспортные данные со списком награждаемых. Она была в этот день немножко взволнованной, но в очень хорошем душевном расположении -  оживлённой, улыбающейся, живо реагирующей на всё вокруг. Её чуть тревожила мысль о том, как она будет подниматься для награждения на импровизированную сцену по достаточно крутым ступенькам, но позже выяснилось, что этого не потребуется. Те, кому придётся награждать, сами подойдут к виновникам торжества. Узнав об этом, мама успокоилась, и её такая родная, привычная и искренняя улыбка уже почти не сходила с лица.
      Нужно сказать, что мама очень сильно выделялась в толпе награждаемых целинников: во-первых, она была относительно их самой молодой, оно и понятно - медаль за освоение целинных земель получила в семнадцать лет, учась в десятом классе в 1956 году. Будучи из деревни, она в летние каникулы работала на комбайне, на так называемом копнителе, где была прицепщиком-штурвальным, направляя плуг в нужном направлении. Штурвальный мостик комбайна находился наверху, обдуваемый всеми ветрами, и вот на этом мостике нужно было стоять весь световой день под лучами жаркого солнца, глотая пыль. Это была привычная практика того времени. Во-вторых, мама привлекала внимание ощущением того внутреннего достоинства и самодостаточности, которые всегда были свойственны её как очень цельной творческой натуре. К тому же её сопровождал небезызвестный в городе человек, солист Большого театра В. Г., с которым мы должны были выступать в предстоящем концерте. Валера - статный, во фраке - неторопливо и с большим достоинством препроводил мамочку к центру импровизированного зрительного зала, куда тут же принесли для неё стул вездесущие распорядители. Естественно, этот красивый «променад» под взглядами сотен людей и вспышками фото и телекамер приятно взволновал маму, дал ей вновь почувствовать свою причастность к общественной жизни города, которая всегда была ей присуща.
     Говоря о ее личности и человеческой притягательности для окружающих людей, даже не знающих ее лично, я никоим образом не преувеличиваю этот факт в силу моего весьма субъективного отношения, что вполне допустимо. Ведь не случайно корреспонденты-операторы, снимающие это знаменательное событие для "Новостей Рубцовска," объектом своей съемки для видеосюжета о Дне города выбрали именно маму. На следующий день Алтайское ТВ показало в новостях сюжет о награждении целинников, в котором крупным планом было показано ее награждение. Это повлекло за собой большое количество звонков с поздравлениями, так как многие видели мамочку и тут же среагировали.
     К чему я так подробно говорю о, может быть, для кого-то и незначительном эпизоде, который может случиться в жизни любого человека? Рассказываю об этом буквально по минутам и с огромной болью в душе, так как этот праздник, это ее награждение и выход в общество, как оказалось, были последними в ее жизни.
     Последний раз она слышала наше с Валерой выступление, видела, как танцует в "Акварелях" Полинка, в последний раз получала награду - памятную медаль и подарок, последний раз ее снимало ТВ. Многое уже было в последний раз. Но мы этого не знали, да и не могли знать. Поэтому так важно и дорого сейчас для нас всех любое воспоминание этого теперь уже незабываемого дня - 6 сентября 2014 года.
     И необыкновенно дорогими и необходимыми являются теперь последние фотографии этого дня, снятые издалека, на которых был запечатлен весь процесс награждения. Самым трогательным в этом видеоряде является общение мамочки и Антона - старшего внука, на попечении которого она осталась, когда мы с В. ушли выступать. По этим снимкам, снятым почти как монтаж - по кадрам, можно проследить весь трогательный процесс их общения, наполненный огромной любовью, заботой, взаимопониманием и взаимным притяжением.
     Сейчас, когда уже случилась эта страшная и невосполнимая потеря, прокручивая в памяти сентябрьские дни 2014 года - последние мамины дни вплоть до ее ухода, воспринимаешь их как-то по-иному и во всем начинаешь видеть какой-то скрытый ранее смысл. Поэтому и этот День Города 6 сентября отпечатался в сознании так подробно и теперь уже навечно.
     Такой же важной для мамочки и для нас в свете всего произошедшего оказалась наша совместная поездка на природу. Это были ее родные места детства: озеро и Егорьевский лес. Вот где она по-настоящему ощутила всю наполненность жизни, была, наверное, по-настоящему счастлива в окружении детей, внуков, в успокаивающей и животворящей ауре соснового бора на берегу озера. Мамочка радовалась солнечному дню, была оживленной и радостной (наверное, впервые после ухода папы), наблюдая за такой милой сердцу суетой вокруг приготовления шашлыка, сбора грибов и лесного боярышника, вдыхая полной грудью воздух, насыщенный сосной, влагой и ветерком с озера. Она улыбалась, вступала в малозначащие разговоры, какие всегда бывают на отдыхе.
     Тимур с Полинкой затеяли беготню по лесу, Викуля ушла за бояркой, я - к озеру купаться, несмотря на первое сентября; а мамочка общалась с нашими мужичками - Антошей и Вадимом - главными мастерами по приготовлению шашлыка в условиях дикой природы. Вода была уже достаточно холодной, не для купания. Искупаться решила только я, поскольку всегда была неравнодушна к любым водоемам, и... мама. Антоша осторожно проводил ее к озеру по крутому и сыпучему спуску, и мама искупалась, наверное, впервые это было 1 сентября, когда купальный сезон уже закончился. Так и стоит в глазах картина: мамочка с наслаждением умывается озерной водой в закатных лучах нежаркого сентябрьского солнца. Антоша запечатлел ее на фото. И Слава богу! Ведь это один из последних ее снимков.
     Мамочка говорила, что все свои болезни она смыла озерной водой, получила огромный заряд бодрости от поездки на природу в ее родные места, укрепив моральные и физические силы. Она поддерживала всех нас после потери папы, вселяла надежду и силы своим присутствием, своей мудростью, своей любовью тогда, когда у нее самой оставалось этих сил только на неполный месяц.
     Сейчас, оглядываясь назад и анализируя события, я понимаю, насколько важными стали теперь эти два вышеописанных дня самого горького сентября в нашей жизни, два дня, которые останутся в нашей памяти навсегда.


Рецензии