Справочник по токсичным 5

Справочник по токсичным растениям Тёмного сАДа.

В психологии токсичных людей называют «эмоционально незрелыми» и   включают в эту категорию тех, с кем очень трудно выстроить надёжные, безопасные отношения и продуктивные коммуникации. Это необязательно антисоциальные личности, откровенные хамы и эгоисты. Не всегда их можно сразу распознать, иногда они даже кажутся милыми и добрыми на первый взгляд, и намерения у них вроде бы самые лучшие, они рвутся помогать другим, готовы даже отказывать себе в чём-то ради служения кому-то, терпеть лишения и неудобства, «живут ради кого-то», «посвящают всю свою жизнь» и гордятся этим. Только вот взаимодействовать с ними крайне тяжело, и часто общение с ними приводит к стрессу и конфликтам.
 
В теории уверенности, токсичной называют личность, которая своим поведением отклоняет норму жизнедеятельности той личности, на которую направлено негативное воздействие, меняя базовые условия её жизнедеятельности, создавая для неё проблемы. Уровень положительной уверенности такой личности уменьшается. Личность, на которую воздействуют токсичные люди, испытывает давление на свои внутренние ценности, выработанный опыт, свою модель поведения, которые претерпевают деформацию, вызывая недовольство, нервозность, переживание, непонимание, злость. Стиль поведения такой личности заметно меняется в сторону отрицательного элемента уверенности.

Симптомы «отравления» - чувства, которые человек переживает в отношениях с токсом:

ощущение обмана, одураченности;
ощущение, что вам недоговаривают, не рассказывают достаточно, что-то скрывают от вас;
на прямые вопросы вы получаете краткие, уклончивые или двусмысленные ответы, невозможно ничего узнать толком, приходится всё «вытягивать клещами»;
вы остаётесь в «подвешенном «состоянии, нет завершённости, чёткости, реального результата;
чувство, что от вас отдаляются, не хотят «пускать вас к себе», и, наоборот, ваше нежелание идти на контакт, вы замыкаетесь в себе;
чувство беспомощности, бессилия, стыда, унижения;
ощущение отдаления, игнорирование, эмоциональную холодность;
ваше чрезмерное желание услужить, уступить, понравиться;
вы инстинктивно чувствуете себя настороже;
вы чувствуете, что с вами общаются снисходительно, высокомерно, покровительственно;
вы чувствуете, что вовлекаетесь в драму, создаваемую человеком, вы эмоционально реагируете на неё;
вам может быть страшно или неприятно находиться рядом с этим человеком;
вы чувствуете себя выдохшимся или злитесь во время общения или после него;
вы можете чувствовать стыд или вину в отношении себя, как будто вы делаете что-то не то;
вы чувствуете, что вас используют в своих интересах, но не знаете, как это изменить;
вам приписывают отрицательные качества и помыслы, которые вам не свойственны;
вы ловите себя на том, что вы постоянно что-то исправляете, переделываете для этого человека, проявляете заботу, спасаете его – но это никогда не заканчивается;
человек не понимает слово «нет», или не понимает, что «нет» – это может быть полностью законченным предложением без необходимости что-либо ещё объяснять;
когда вы общаетесь, у вас может быть ощущение, что вы постоянно ходите по минному полю;
вы ощущаете своё бессилие, можете впасть в апатию, равнодушие;
вы забываете о себе, о своих интересах, ценностях и желаниях, ставя в приоритет интересы и ценности токсичного человека;
вы выключаетесь в эмоциональном плане (перестаете реагировать на свои эмоции);
вы чувствуете, что вас пытаются контролировать – или вы обнаруживаете, что сами пытаетесь чрезмерно контролировать других людей;
ваше сознание меняется, вы иначе начинаете смотреть на людей и события и начинаете видеть мир в чёрном цвете;
вы сами становитесь нетерпимыми и агрессивными; часто «взрываетесь»;
появляется пессимизм, хандра, уныние, желание поплакать и пожаловаться, депрессия. Люди от вас отворачиваются;
вы чувствуете энергетическое истощение после общения, иногда стоит токсическому персонажу только зайти в комнату, как все присутствующие чувствуют напряжение и падение уровня энергии;
чувствуете после общения разбитость, усталость, упадок сил, вам необходимо время на восстановление, вы даже можете заболеть.

Классификаций токсичных людей много, поэтому утверждать, что токсичная личность проявляет все перечисленные признаки, нельзя. Также нет и универсального «лекарства», которое обезопасит вас от общения с такими людьми, ведь проявляться токсичность может в разных формах. Точнее, избегать токсичного человека – это и есть самый надежный способ, но он может быть недоступен, особенно, если вы живете с ним под одной крышей или обязаны взаимодействовать с ним в рабочем процессе.

Условно выделяют несколько типов токсичных людей (следует учитывать при этом, что в одном человеке могут переплетаться сразу несколько типов сразу):

Нарушители границ –

Самый доброжелательный тип. Причиняют вред, абсолютно не осознавая того, что делают. Их большинство, зачастую это «нормальные», эмпатичные люди, просто незнакомые с понятием «личные границы», их так воспитали, они воспринимают нарушение чужих границ как норму, в том числе и по отношению к себе. Пытаются переговорить вас, вторгаются в личное пространство, дают непрошенные советы, не держат слово, не понимают намёки. Могут быть шумными и эгоистичными, настаивают на своём мнении, унижают «без задней мысли». Часто становятся ЖЕРТВАМИ манипуляторов. Все жертвы нарциссов и психопатов – сами нарушители границ.

Примеры:
- Да ладно тебе обижаться – я же от чистого сердца!
- Ты что, нас не уважаешь? А уважаешь, так пей! Пей до дна! До дна! Вот так, вот молодец!

Клеветник –
Поклёпщик, доносчик, ябеда, сплетник, кляузник и т. п. И обязательно завистник. Приукрасит и переврёт, солжёт и присочинит, порой себе во вред, исключительно из «любви к искусству».

Ему в пару:

Двуличный –
производит впечатление милой безобидной овечки. Может во всем соглашаться с вами, хвалить и заискивать, а за спиной говорить гадости:

- А ты знаешь, оказывается у М… А ведь и не подумаешь, что она…
Поэтому никогда не спешите раскрываться малознакомым людям, даже если они выглядят вполне порядочными.


Напрягальщик – назойливый приставала –

Ему постоянно от вас что-то надо. Если уж «сядет», то не слезет. Дашь палец, откусит по локоть. И будет вгрызаться, не разжимая челюстей. Отвязаться невозможно. Пристал, как банный лист. Мне дай только присесть на воз, а ноги я сам подберу. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Пристаёт с ножом к горлу. Гони его в дверь, а он в окно влезает. От чёрта – крестом, от свиньи – пестом, а от назойливого – ничем не отобьёшься. Садится на шею и погоняет, да ещё с таким видом, что вы ему обязаны. Даже если вы ему отказываете, он всё равно донимает, к тому же ещё и унизит вас за доброту:

- Можешь одолжить мне двадцать тысяч? Нет? А когда сможешь? Нет денег? А когда получишь? А сколько сможешь дать? Ну хоть десятку, жмот несчастный!

- А ты можешь позвонить ему, договориться? А завтра? Вот ты какой, а я на тебя надеялся! Ну тогда, дай телефон…

- Посмотри, что у меня тут случилось, почему не работает?..

- Я возьму твою…

Пример из жизни:

Работала я в центральной детской библиотеке, днём на кафедре, а после окончания рабочего дня заступала на ночное дежурство, проще говоря, выполняла функции сторожа, а заодно и дворника, - подрабатывала, зарплата библиотекаря была не ахти. Тот, кто не знаком с реалиями, полагая, что библиотекарь сидит весь день и книжечки почитывает, очень ошибается, мы были загружены выше головы: обязаны были писать планы (годовые, на месяц и пр.), отчёты; статистику; в месяц делать несколько выставок и составлять их обзоры, писать памятки, проводить мероприятия, а для этого составлять планы и писать; проводить коллективную и индивидуальную работу с читателями, и составлять отчёты по ним; подбирать литературу по запросу, а читатели порой даже имени автора не знали и понятия не имели, что именно им необходимо, просто называли тему, однако библиотекарь обязан был подобрать соответствующий материал, для написания реферата и т. п., то есть «въехать» в эту тему, вникнуть, сообразить, пересмотреть кучу книг, справочников и энциклопедий и фактически принести готовое решение школьнику, студенту, показать пальчиком, откуда и что именно списывать. Не надо забывать, что тогда компьютеры ещё только начали появляться и гугла не существовало. Библиотекарь высшей квалификации был обязан обладать огромным объёмом знаний и умением им пользоваться. К тому же тогда, мы переводили все книги на новую классификацию, каждую книгу следовало взять с полки, отнести на стол, проверить, определить, присвоить индекс, наклеить наклейку, поставить на нужную полку в строго определённое место. Кстати расстановка книг после возвращения их читателями тоже входила в обязанности каждого библиотекаря, а их ежедневно приходилось таскать туда-сюда до ста штук и более. А тут ещё для нашего полного «счастья» в библиотеке устроили ремонт, так что нам пришлось перетаскивать книжный фонд из одного помещения в другой, а затем, соответственно назад. 

В общем днём нам некогда было вздохнуть и ознакомиться с новым материалом, чтобы суметь его использовать. Писанина бесконечная отнимала кучу времени, порой приходилось брать работу на дом! Оговорюсь – во взрослых библиотеках напряга меньше. Но я вкалывала в детской, к тому же центральной, главной, мы трудились не только на себя, но и на филиалы.

С нетерпением я ожидала вечера, чтобы после того, как приведу в порядок территорию, то есть подмету, уберу мусор, а зимой это была уборка снега! – мечтала немного отдохнуть и заняться тем, что МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО! Да хотя бы и почитать наконец! Однако у моих начальников, а также некоторых моих коллег, сложилось мнение, что, поскольку я всё равно остаюсь на своём рабочем месте, то ОБЯЗАНА продолжать работать, если потребуется, и ночью тоже.

- Тебе же всё равно делать нечего! Допиши за меня проект, составь обзор, приготовь выставку и пр.

И если я отказывалась, смертельно обижались!

- Вот ты какая! Мне же надо! А чем ты тогда здесь будешь заниматься?! ОТ-ДЫ-ХАТЬ???!!! И тебе НЕ СТЫДНО???!!!

Мне было неловко. За них. А вот с начальством испортились отношения, начальники ведь привыкли к твоему подчинённому положению и ОЧЕНЬ злились, когда им отказывали. А мне пришлось научиться это делать. У меня ведь ещё и другие обязанности имелись – перед семьёй, детьми. Я ребёнка забирала из садика, и он «дежурил» вместе со мной, то есть надо было его кормить, развлекать, играть с ним, заниматься, читать ему, учить, ухаживать, следить. Нет худа без добра – научила его читать в три года, и он у нас все журналы перечитал и кучу детских книг.


Рецензии