Славянские сказания. Горы летучие

Во времена давние-давние, совсем стародавние,
Горы не стояли на месте, глаголет предание.
Горы бродили по земле да по небу летали,
Уставали и падали где ни попадя, там, где устали.

Боги считали, что горам положено стоять на тверди,
Не падать на селенья, не чинить людям горя и ущерба.
Грозный Перун им запретил всё вольное движение,
Считал, что горы выполнят запреты без сомнения.

Возвеличил Громовержец Перун послушные горы:
Вытянул им вершины, сделал крутыми их склоны.
Наполнил залежами золота и самоцветов их чрева,
Стояли высокие горы и красовались на фоне неба.

Не подчинилась часть гор приказу грозного бога,
Желал Перун ослушников наказать, да не смог,
Пожалел непоседливых - стоять на месте трудно:
Не год и не два, а тысячелетия не двигаться нужно.

А, чтобы непослушные горы по земле не бродили,
Многочисленные селения, людей и зверей не давили,
Бог Перун увел неслухов с собой в небес синеву,
Превратил в облака и, они поныне по небу плывут.

Издревле кажутся горами дожденосные облака.
В них небесные источники и реки текут издалека.
Холодная зима оковами запирала небесные воды,
Весной могучий Перун разбивал крепкие оковы.

Своим молотом отверзал*) дождевым потокам пути,
Омывал землю, росла зелень, цветы начинали цвести.
Земля оживала, возвращалось её плодородие.
Дождь весенний нёс здоровье, красоту, чадородие.

Больным давали пить дождевую воду как лекарство,
Хворые люди должны были в дождевой воде купаться.
Верили древние: коли Перун пьет из небесных ключей,
То живительная дождевая влага вылечит и людей.

Две непослушные горы от грозного Перуна убежали,
Добрались до света конца, утомились и надорвались.
Теперь обе непослушные горы ходить не могут далеко,
Только чуть в сторону шагнуть, подвинуться легко.

Есть два источника между двумя уставшими горами
С живой и мёртвою водой, по сказкам знаем с вами.
Сошлись горы вплотную,  источники скрывают,
Только раз в день горы расходятся, герои это знают.

Узкий проход откроется в горах на три мгновения,
Потом сойдутся непослушные, в том нет сомнения.
Коль человек ловок да смел, да и охочий на труды,
То может и успеть набрать чуток той и другой воды.

Коль не успеет кто, раздавят  горы сходящиеся,
Не всякому дано набрать воды, пытать судьбу и счастье.
Легенда ведает: за водами послали зайца и лису,
Набрали мёртвой и живой воды за горами в лесу.

В щель проскочила, на пути обратном, юркая лиса,
А, заяц чуть замешкался - остался без хвоста -
Горы отрезали хвост зайцу, вплотную сходясь,
Так, куцым**) стал заяц с тех пор, трясясь и боясь.

Мертвую воду называли целящей***) предки-славяне:
Она срощала****) рассеченные члены, заживляла раны.
Живая вода давала великую чудо-силу не мерея:
Отведав воды, богатырь мечом-кладенцом разил змея.

В сказаниях героя окропляют сначала мертвой водой,
Потом живой, чтобы богатырскую силу вобрал герой.
Так, остатки мертвящих снегов с земли в природе
Первые дожди весной сгоняют по теплой погоде.

Потом оживляют почву новые потоки дождя,
Яснеет небо, выходит глаз-солнце, согрета земля.
Живую и мертвую воду несут силы летних гроз:
Вихрь, гром и град, так думали предки всерьёз*****).
***
*)     отверзать - раскрывать, открывать;
**)    куцый - короткий, обрезанный, обрубленный;
***)    целящий - излечивающий;
****)  срощать - зарубцовывать;
*****) Источники:
- «Славянские сказания», Светлана Лаврова, Из-во: «Белый город», Москва, 2007;
- https://history.wikireading.ru/28396;
- https://vk.com/wall-42311101_164950


Рецензии