Четвертое правило скрипичного волшебника...

Четвертый ключ

Познание цвета звука. Это - ключ номер четыре в познании звука. То, что каждая нота обладает своим неповторимым цветом - я узнала ещё в юности. Заинтересовавшись этой темой, проштудировала книгу "К теории цвета" поэта Иоганна Вольфанга фон Гёте , у которого нашла интересный взгляд на природу цвета. В своей книге И.В.Гёте дает общие сведения о том, как цвет воспринимается в различных обстоятельствах, и его интерес был направлен скорее не на анализ явления цвета, а на особенности его восприятия, такие, как тень и т.д. Книга, скорее больше подходящая художникам, нежели музыкантам. И всё же, мне был интересен взгляд поэта на эту тему. Я пошла дальше в своих изысканиях, и обнаружила любопытную штуку: оказывается, проблемой цвета в музыке озаботился композитор А.Скрябин и, именно он - является основоположником цветомузыки. Я напала на золотую жилу.
А.Скрябину впервые удалось сочетать в одном творении свет, различные цвета и звуки. Так называемый «цветной слух» или музыкально-цветовая синтезия – индивидуальное качество. Его уникальность состоит в том, что оно позволяет слушателю музыки ассоциировать ее с разными цветами. А. Скрябин обладал именно таким слухом.
Интересно, что все обладатели цветного слуха видят цвета звуков по-своему. Благодаря особому дару Александру Скрябину удалось создать свою систему цветотональности. Им написана изумительная работа "О цветовидении".
В своей книге "Мастер волшебного звона" А.И.Цветаева приводит любопытный случай:
"Однажды между Римским-Корсаковым, Скрябиным и Рахманиновым зашёл разговор на тему звука и цвета. Скрябин и Римский-Корсаков были радостно поражены, узнав соответствие между собой: звук р е, оказывается, у обоих вызывал представление о жёлтом цвете, солнечном. Рахманинов же только иронизировал. Тогда кто-то из присутствовавших обратился с вопросом.
- Скажите, пожалуйста, освещение сцены вашей оперы "Алеко", конечно, было согласовано с вами? Мне помнится, сцена была освещена ярко-жёлтым прожектором?
Рахманинов отвечал утвердительно.
- А в какой тональности написана вами эта опера? - последовал неумолимый вопрос. И, видимо, со смущением уже ответил Рахманинов:
- В тональности ре мажор.
Любопытно, что у трёх композиторов тональность ре мажор соответствовала одному и тому же цвету.
А.Цветаева продолжает: "От А.А.Лебедева "исследователя Скрябина" я также узнала, что А.Н.Скрябин связывал три звука и цвета очень определённо. Остальные были для него туманнее. Но единство музыки и цвета было его идеей. Итак, фа мажор он видел в красном цвете, фа-диез мажор казался ему в голубоватых оттенках, ре мажор, как уже сказано, солнечно-жёлтый, соль мажор - эта тональность представлялась ему оранжевой". Далее, А.И. Цветаева пишет:" Я обратила внимание на цвето-тональные ассоциации А.Н.Скрябина и Н.А.Римского-Корсакова.  Материал показался мне настолько интересным, что я решила воспроизвести его ". Ниже, приведена таблица, как видели тональности А.Скрябин  и Н.А.Римский-Корсаков.

Тональность |------А.Н.СКРЯБИН------|---Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ----|
До мажор-----|-------- красный ---------|-------------- белый ----------------|
Cоль мажор--|---оранжево-розовый--|---- светлый, откровенный; ----|
-----------------|-----------------------------|---- коричнево-золотистый -----|
Ре мажор-----|---- жёлтый, яркий -----|---- дневной, желтоватый; -----|
-----------------|-----------------------------|---- царственный, властный ----|
Ля мажор-----|-------- зелёный ---------|-ясный, весенний, розоватый; -|
-----------------|-----------------------------|---- это цвет вечной юности, ---|
-----------------|-----------------------------|-------- вечной молодости --------|
Ми мажор-----|-- сине-белесоватый --|------- синий, сапфировый, -------|
-----------------|-----------------------------|------- блестящий, ночной, -------|
-----------------|-----------------------------|--------- тёмно-лазурный ----------|
Си мажор-----|-- сине-белесоватый --|--- мрачный, тёмно-синий со -----|
-----------------|-----------------------------|-стальным серовато-свинцовым-|
-----------------|-----------------------------|---- отливом; цвет зловещих -----|
-----------------|-----------------------------|----------- грозовых туч ------------|
Фа# мажор---|------ сине-яркий -------|----- cеровато-зеленоватый ------|
Реb мажор----|------ фиолетовый ------|------ темноватый, тёплый -------|
Ляb мажор----|пурпурно-фиолетовый|-------- характер нежный, --------|
------------------|-----------------------------|------- мечтательный; цвет ------|
------------------|-----------------------------|----- серовато-фиолетовый ------|
Миb мажор----|---- cтальной цвет -----|------- тёмный, сумрачный, -------|
------------------|--- c металлическим ---|---------- cеро-синеватый ----------|
------------------|-------- блеском ---------|---- (тональность "крепостей ----|
------------------|-----------------------------|------------ и градов") ---------------|
Сиb мажор----|----- стальной цвет -----|-------- несколько тёмный, -------|
------------------|--- c металлическим ----|-------------- сильный ---------------|
------------------|--------- блеском ---------|-----------------------------------------|
Фа мажор------|------- красный ----------|-ярко-зелёный, пасторальный; -|
------------------|-----------------------------
-|----- цвет весенних берёзок

Времена года А.Вивальди - одно из самых популярных и любимых сочинений для всех, без исключения слушателей. Сборник из четырех концертов был частью большой группы произведений, опубликованных им под названием "Спор гармонии с изобретением". Каждый из концертов "Времен года" или "Le quattro stagioni" в оригинале, сопровождается стихами. Тональности концертов "Времена года"  А.Вивальди:  "Весна" - Концерт nr.1- ми-мажор, "Лето" - Концерт nr.2 - соль-минор, "Осень" - Концерт nr.3 - фа-мажор, "Зима" - Концерт nr.4 фа-минор.
А теперь, сами попробуйте увидеть свой цвет в концертах А.Вивальди. Просто, включите его концерты, закройте глаза... и...погрузитесь в магическое звучание цвета.


Рецензии