Третье правило скрипичного волшебника...

Третий ключ

Овладение инструментом дает свободу мысли, свободу фантазии, свободу выбора и свободу личности. Для того, чтобы осознанно сыграть то или иное произведение, его необходимо представить образно. Что это значит? Это означает, что пустую форму восприятия необходимо заполнить потоком своих мыслей. То есть нарисовать какую либо картину, но не красками, и не карандашом, а именно своей музыкальной игрой. Это чрезвычайно сложно, но безумно увлекательно. Любая книга - это руководство к действию. Любые ноты - это руководство к игре на музыкальном инструменте. Читая книгу, видишь перед собой образ того или иного героя. Читая ноты, рисуешь звуковой образ. Это и есть третий ключ к познанию звука. Вначале, как медведь в посудной лавке: образы тяжеловесные, неповоротливые и несуразные, но постепенно они меняются, как облака на небе и, откуда что берется, меняют свою структуру и фактуру. Это затягивает, как хороший фильм, хочется сыграть, как можно больше музыкальных произведений, чтобы нарисовать, как можно больше различных образов. В музыке не бывает одиночества. Это - привиллегия лентяев, так называемых литературных обломовых, позволяющих себе есть, пить и ничего не делать. В музыке этот номер не проходит. Обломовщина - ограниченность всего того, что называется фантазией. Узость мышления создает узость пространства. Для того, чтобы хорошо играть на инструменте, нужна фантазия художника, мышление архитектора и точность подачи материала. Когда-то Марина Цветаева написала гениальные стихи:

"Ищи себе доверчивых подруг,
Не выправивших чуда на число.
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленник — и знаю ремесло.
От высокоторжественных немот
До полного попрания души:
Всю лестницу божественную — от:
Дыхание моё — до: не дыши!"
1922

 "Ремесленник - и знаю ремесло".  "от и до". Так вот, своё ремесло необходимо знать - в степени поевосходной, только тогда, сработает третий ключ звучания.
Когда я поступила в музыкальное училище, моим педагогом по Скрипке - стала Женщина. Мой Учитель часто повторяла, что на скрипке играют головой и сердцем. Вначале, я не понимала эти слова.  Осознание пришло, как вспышка, лучше сказать, снизошло на меня. Музыканты - самый чувствительный народ, вообще по-моему мнению, мы все с разных планет. И где-то там в четвертом измерении есть планета Музыки.  Каждый музыкант - это штучная единица, это - личность. И, как личность, каждый музыкант имеет свои пристрастия и своих любимых композиторов. И несмотря на огромный репертуар, который мне пришлось исполнять, я тоже имела своих любимчиков. И самым любимым из них был - И.С.Бах. Его сонаты и партиты для скрипки соло меня ошеломили своим звучанием. Сколько философии и раздумий скрипичных было в нём. Его иначе, чем "головой" и не сыграешь. Звук должен быть густым, непрерывным, насыщенным и тяжеловесным. И в то же время - простым и человеческим, как речь, как повествование, как рассказ. Ведётся своебразный диалог: как бы мысленно тебе задаётся вопрос, а ты на него отвечаешь. Опять вопрос - и снова ответ.  И всё это - с помощью музыки. Это - очень сложно по звучанию. Сколько раз я слышала, как Учитель говорила другим своим ученикам: "Это - не Бах, это - чёрт знает, что такое. Это - криминал". Но мне, - ни разу не было так сказано,   и я - горжусь этим! Были композиторы, которых я на тот момент, а мне было 15 лет, считала поверхностными, несерьёзными. К таким, я относила - Моцарта, с его игривостью, ребячеством, пока... не услышала его Реквием. Он меня потряс до глубины души, особенно Lacrimosa. У нас была потрясающая школа: в субботу, мы собирались у Учителя, класс профессора, две скрипачки и слушали исполнение какого либо скрипичного концерта в разных исполнениях. Помню, как слушали Макса Бруха его концерт для скрипки с оркестром nr.1 соль минорный в исполнении: И.Стерна, Й.Менухина Д.Ойстраха и Л.Когана. После, обязательно обсуждение: кто понравился больше и почему. Мне больше всего, понравился И.Стерн, его неповторимое звучание, невероятный романтизм - околдовало меня навсегда! А Й.Менухин, казался Мефистофелем, искушающим своей игрой. В то время, период с 14-18 лет я переслушала столько музыки, что лучшей школы, я не знаю. Кроме этого, мы посещали все концерты в Оперном Театре, Филармонии, Камерном Зале. И вот, моя "игра сердцем", незабываемые Дьявольские трели Тартини. Это был - восторг и упоение. Сердце моё - трепетало!  Я играла музыку, которая была продиктована с небес...
А сколько было сыграно: Размышлений,  Незабудок, Фиалок, Маргариток...


Рецензии