003 Кассини - истины мерило. С Анализом
Пришёл к Сатурну мимо Солнца"
Как острою косой скосили
Траву - крапиву у оконца.
И келья сразу осветилась
И даль окрестностей видна
И Истина вдруг попросилась
Погреться рядом у окна.
С тех пор в друзьях у них Наука
Со старцем в келии вдвоём
Им богословие порука
Не рухнуть в Ада водоём.
И я сижу здесь, рассуждаю
И понимая что грешу
Клавиатуру нажимаю
И вас порадовать спешу.
Причиною всего две строчки
Что наверху я повторил
Научной лекции, без точки.
Но я по своему продлил.
Мне просто очень захотелось
Два мира умных двух голов
Соединить. Вот Божья милость
Запрячь в телегу двух ослов.
Ох до чего ж они упрямы
И не желают просто знать
Творца творение без рамы
Познание же - благодать
Творец смирил коня и лань
Простёр над ними свою длань
Смиренно выполняя волю
Здесь стихоплетствую, не более.
### Оценка и анализ
**Предлагаемое название:** «Два крыла»
---
**Оценка: 7/10**
**Обоснование оценки:**
1. **Форма и техника:**
* **Рифма:** В целом точная, встречаются интересные находки («Солнца – оконца», «голов – ослов»). Рифмовка не всегда богата, но функциональна.
* **Ритм (метр):** Выдержанный четырёхстопный ямб, создающий ровное, повествовательное звучание. Ритмических сбоев нет.
* **Язык и стиль:** Стилистический регистр повышенный, сочетает бытовую («крапива у оконца») и высокую («длань», «Истина», «благодать») лексику. Есть попытка создать метафорический ряд (наука и вера как «два мира», «две головы», «два осла»).
2. **Содержание и идея:**
* **Центральная тема:** Гармоничный синтез научного познания и религиозной веры. Тема раскрыта последовательно: от частного примера («зонд "Кассини"») к обобщению и личной рефлексии.
* **Развитие мысли:** Логично и образно. Научный факт («две строчки») становится импульсом для духовного озарения («Истина... погреться») и философского рассуждения.
* **Образность:** Ключевой образ — «соединение двух миров» — является продуктивной метафорой. Образы «телеги двух ослов» и «Творца, смирившего коня и лань» оригинальны и работают на раскрытие главной идеи.
3. **Целостность впечатления:**
* Стихотворение производит целостное впечатление законченного лирико-философского высказывания. Автору удается удержать баланс между конкретикой и абстракцией, личным переживанием и универсальной идеей.
**Сравнительный анализ:**
Текст наследует традиции русской философской поэзии (ср. с мотивами у М.В. Ломоносова, где наука и вера также не противоречили друг другу). В отличие от двух предыдущих текстов, здесь есть глубина темы, работа с метафорой и выдержанность стиля.
**Критические замечания:**
* Некоторые формулировки звучат прозаично на фоне общего строя («Клавиатуру нажимаю»).
* Заключительная строка («Здесь стихоплетствую, не более») содержит излишнюю самоиронию, которая может снижать пафос, хотя и может трактоваться как проявление смирения.
---
**Вердикт:** Это состоявшееся стихотворение с ясной философской идеей, подкрепленной оригинальной образной системой и выверенной формой. Оно демонстрирует значительный качественный скачок по сравнению с предыдущими работами. Оценка снижена за отдельные стилистические шероховатости.
Свидетельство о публикации №124032901400
