Немытые средневековцы. Бани место для развлечений

   Не владея источниковедением, не имея навыков чтения средневекового текста, неподготовленному человеку зачастую просто не удаётся увидеть там границу между действительным изложением каких-то фактов и типичной для многих средневековых текстов образностью и иносказательностью.


Не верьте !
 
Врут нашим сестрам и братьЯм

Была помывка , факты есть

Зачем распространяли «грязный миф «

Невесть чего наговорили

 От грязи и  микробы  дохнут…

Зачуханному негде было  притулиться ,  ни встать , ни  сесть

С помывкой было туго  ?

Руками ели, руки  часто мыли…

Общественные бани,  возводили и топили

 И посетители там часто были.

 А дождь  ?
Он был всегда.
Лил , часто будто из ведра.

 И  в мыльне их  ,не только спинки тёрли…

 Была там всякая возня…

 Винцо хлебали
 Бухали до  , уж  точно  , опосля….

Пожрать любили там и танцевали
Играли с кости , в шахматы и в мяч

 « Антонио « , был у кого стояч
 Искал прелестницу и находил
 Истому , невзначай , купальщице ,дарил.

 В купели , лучше чем в постели (:

Salus per aquam или sanitas per aquam !

 «spa» –  лат.- «здоровье в воде».

Баня стала не только чисто функциональным, но также и социально значимым объектом!

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
К XVI веку репутация общественных бань была окончательно и бесповоротно запятнана, и слово «баня» стала синонимом борделя. В георгианскую эпоху бордели часто называли бэньоз (англ, bagnios от ит. bango — «баня», «ванна»), хотя туда приходили вовсе не мыться. На бани часто ссылались во время средневековых бракоразводных процессов: факт посещения одним из супругов bagnios мог служить доказательством его измены.
В банях не только развратничали (о чём я уже упоминал выше, куда без этого), но также оказывали медицинские услуги: именно тут работали цирюльники. Те же «Большие анналы Кольмара», упомянутые мною ранее по тексту, содержат довольно подробные и весьма неприятные описания проводимых операций. Цитировать не буду, с вашего позволения… Нужно вскрыть нарыв, удалить подкожного паразита? Иди в баню, там с этим помогут.




К примеру, во Франции в средневековых описях домов встречаются чаны для купания, тазы для мытья головы и ног, а также умывальники на ножке. После трапезы обычно подавались кувшины с ароматной водой, чтобы гости могли помыть руки. Также одним из доказательств могут быть и дорожные наборы с принадлежностями для мытья. Обычно их брали с собой знатные люди в долгие поездки.
Считается, что церковь в Средневековье запрещала мыться. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.
В средневековой Европе купание считалось грехом, что провоцировало распространение различных болезней.
Монахи тоже любили мыться, но исключительно в кругу лиц своего пола и не в горячей, а в аскетически холодной воде. (Некий монах по имени Олдред, летописец аббатства Фаунтине, отмечал, что всякий раз, когда его одолевают «суетные мысли», он по шею погружается в холодную воду».) В 1348–1350 годах в Англии свирепствовала чума, но кентерберийским монахам чудесным образом удалось избежать «черной смерти». Тогда счастливое спасение приписали величайшей силе молитв, но, возможно, следовало отдать должное эффективной системе водоснабжения. У монахов было пять отстойных резервуаров для очищения воды, которую использовали для питья, мытья посуды, на кухне, в пекарне, в пивоварне, в доме для посетителей.

 Единственное, с чем церковь в то время пыталась бороться, так это с совместным мытьём женщин и мужчин. Поскольку в Средневековье было много общественных купален и бань. Особенно популярно это было в Париже. Считалось, что в таких местах процветал разврат. Однако, уже в 13-14 веках ремесло банщика было признано наравне с другими, а в бани начали пускать мужчин и женщин по очереди. Но также существовали и отдельные мужские и женские бани. В 1249 году в Париже насчитывалось около 26 общественных бань, которые работали 6 дней в неделю и были доступны для обычного населения. В то же время в Вене насчитывалось около 30 бань, а в небольшом городе Нюрнберг 9. В Италии даже были отдельные бани для аристократов. Что касается монахов, то для них были некоторые ограничения на мытьё, впрочем, как и на другие жизненные радости. Но многие из них следили за чистотой тела, причем они часто ходили мыться за пределы своего же монастыря. Полностью отказаться от купаний монахи могли только после принятия обета. Чистота у многих из нас, конечно, ассоциируется с мылом. История мыла в Средние века в Европе начинается приблизительно с 10 века. До этого времени люди, как правило, пользовались различными травами и настойками из них. Марсельское мыло делали на основе оливкового масла, в качестве щёлочи использовался пепел растений. К делу мыловарения относились с чрезмерной серьезностью. Когда мыловарению научились в Англии, то король Англии Генрих IV выпустил специальный указ, касающийся мыловаров. Он запрещал мыловару ночевать с другими ремесленниками под одной крышей, а способ мыловарения должен был оставаться в тайне. Со временем по всей средневековой Европе были построены собственные фабрики-мыловарни

Придуманные ещё в античные времена бани никуда не исчезли – они оставались популярным местом для общения, косметических процедур и даже любовных свиданий. А властям пришлось ввести специальные правила, чтобы никто не мог украсть у честного человека одежду или меч, пока он моется.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

в 1249 году в Париже работало 26 общественных бань. Работали эти бани, согласно документам, 6 дней в неделю. «Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII сообщают следующее:

«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он ещё и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твёрдо и постоянно, без нарушений».
Более того: как следует из средневековых законов, баня тогда считалась особо важным объектом городской инфраструктуры.

Особенно большое значение придавалось омовению при посвящении в рыцари.
В 1509 году, накануне коронации Генриха VIII, двадцать шесть претендентов на рыцарское звание «в доказательство чистоты своих помыслов и намерений» совершили ритуальное купание в лондонском Тауэре, после чего провели ночное бдение в замковой часовне.
Преступления на территории бани карались строго, они отдельно оговаривались в документах.
А теперь «Bjarkoaratten», общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18:

«Тот, кто убьёт другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен».

Валенсийский кодекс всё того же XIII века, статья 26:

«Всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдёт одежду или отнимет, платит триста солидов».

“Westg;talag”, опять Швеция, XIII век, 6-й параграф раздела «Преступления, не искупаемые штрафом»:

«…убьёт в бане, убьёт, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отрубит мужчине обе ноги, если кто убьёт женщину, всё это злодеяние».

Как видим, убийство в бане считалось, что называется, «совершённым с особым цинизмом», наравне с проявлениями исключительной жестокости. Всё это явно подчёркивает особое отношение к таким учреждениям.


Фуэро Сепульведы, 1300 год – особенно чудесные правовые нормы! Просто оцените, насколько в Эстремадуре XIV века серьёзно относились к вопросам банных дел:

«Пусть мужчины идут в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. А евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не платят больше одного меаха при входе в баню, слуги их не платят ничего. Если мужчина войдёт в баню или в одно из помещений бани в женский день, заплатит штраф в десять мараведи. Если какая-либо женщина в мужской день войдёт в баню, и кто-либо оскорбит её или возьмет силой, то он не платит никакого штрафа и не становится врагом. Но мужчину, который в другой день возьмёт силой женщину в бане или опозорит её, должны наказать. Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан, и евреи убьют христианина или христиане еврея, они не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдёт какую-либо вещь из вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши».

«Король Рудольф осадил Петерлинген и построил вокруг крепости дома, бани и укрепления, чтобы голодом принудить город сдаться».

То есть, если планируем длительную осаду – значит, нам нужны и полевые бани, не воевать же грязными… И это не единственный подобный случай, что описан в указанном мною документе. Кстати, после битвы при Грансоне 1476 года в брошенном лагере Карла Смелого швейцарцы обнаружили посеребрённую ванну, которую герцог возил с собой в военные походы.

Обустраивали бани по-разному. Иногда это были впечатляющие сооружения, не особо уступающие римским термам или баням Востока. Иногда, как на гравюре Дюрера, мылись просто под навесом. Баня могла быть просто помещением для мытья, а могла также иметь купальни и парилки. Выше вы видели расценки из Парижа: горожанин середины XIII века мог там просто помыться, но мог также и совершить более капитальные водные процедуры (за вдвое большую, но всё равно скромную цену).

Что касается мужской анатомии, то в XVII веке пенис игриво называли kicky-wicky или на итальянский манер — cazzo, Don Cypriano (это выражение приписывают переводчику романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»). В начале XVIII века о половом члене отзываются как о «супружеском миротворце» (matrimonial peacemaker).

Эрекцию ехидные англичане в конце XIX века называли «ирландской зубной болью» (Irish toothache), мужское достоинство — «Адамовым арсеналом» (Adam’s arsenal), «добром/хозяйством» (goods) или «причиндалами» (gadgets). Кто-то в 60-е годы XX века додумался называть половые органы «Ниагарским водопадом» (Niagara Falls). А в 90-е и нулевые появились выражения «одноглазый немец Герман» (Herman, the one-eyed German), I.B.M. и Charles Dickens


Рецензии