Первое правило скрипичного волшебника...

Эта статья является ответом на лекцию-беседу с профессором, доктором биологических наук, доктором филологических наук-  Т.В.Черниговской о том, как музыка влияет на человеческий мозг.

Вы, (Т.В.Черниговская) упомянули в беседе о словах психиатра, которые вам запомнились на всю жизнь, а я вам хочу сказать словами моего Учителя, профессора по классу скрипки: "Учитель, воспитай себе ученика, чтобы было чему у него поучиться!". Много позже, я узнала о двух прекрасных стихах по этому поводу.

Ал. Михайлову
Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,
Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Евгений Винокуров, 1961

***
Мне с юности запомнилась строка,
С которой не могу не согласиться :
“Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!”.
Я благодарен всем учителям.
Их было, к сожалению, немного,
Кто наставлял, учил и направлял
И указал мне к знаниям дорогу.
Потом пришла пора учить других,
Всегда готовых задавать вопросы,
Упрямых, любопытных, молодых,
Весьма самоуверенных барбосов.
Ответишь им – и поумнел слегка,
Обсудишь - и проблема разрешится.
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!
Я многому учился у друзей:
Спокойствию, достоинству и чести.
В походе с ними было веселей,
И главное – работать легче вместе.
А годы шли, судьба играла мной
И объяснила как-то в день весенний,
Что, не поняв, уходят в мир иной
Защитники научных заблуждений.
Мысль с возрастом становится мелка.
Чтоб новь освоить, надо вновь родиться.
Так вот и воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!
Я многому учился у жены:
Терпенью и семейному уюту.
А дети рассказали про штаны,
Про моду, калькулятор и компьютер.
Давно ли в карты с бабушкой играл?
Но самому уже не восемнадцать,
И, судя по всему, пришла пора
Вовсю учиться с внуками общаться.
Учить других куда как нелегко!
А жизнь идёт, и надо торопиться.
Успеть бы воспитать учеников,
Чтоб было у кого потом учиться!
Борис Левин

Вы сказали, что хотели бы получить ключ к пониманию того, как музыка влияет на мозг человека?  Что происходит в этот момент, какие процессы она запускает в двух полушариях ?
Так вот, что я вам скажу: ключ даётся лишь избранным. Потому что, знание - это огромная сила, огромная энергия, и её получение в неправильных руках - становится злом. Поэтому, возникает первый вопрос: зачем вам ключ? Что вы, хотите с его помощью получить: личную выгоду, помочь или навредить человечеству или понять природу?
Андрей Сахаров сделал когда-то водородную бомбу. В чём смысл этого открытия? Желание уничтожить землю или желание помочь человечеству? Это - плюс и минус в одном флаконе, это - палка о двух концах. А нам нужна -  золотая середина. Это и есть ключ. Ключ к пониманию. Так вот, первое и самое главное правило скрипичного волшебника - кто становится твоим Учителем? Мужчина или женщина - всё имеет значение. Как наши два полушария, из которых левое - логика, а правое - чувства., так называемая физика и лирика. Два в одном флаконе.  Флакон должен смешиваться. Так и Учитель должен быть и мужчиной,  и женщиной. Для того, чтобы почувствовать разницу. Ребёнок, которого приучают к музыке, - обыкновенная обезьянка, он не имеет осознания. У него набор элементарных ощущений: холодно, жарко, кисло, сладко. Он всё повторяет за своим Учителем, все его малейшие нюансы. Для начала ему дают на пробу разные мелодии, в основном двух типов: мажорную и минорную. При мажорной - он радуется, при минорной- грустит. Меняется его личико, оно - то смеется, то хмурится. Итак, первые ощущения, и самое главное, первые звуки.  И то, каким слышится звук в представлении: круглый, как шар, твердый, как камень, текучий, как вода, жаркий, как солнце,  холодный, как ветер, ровным счётом, набор из пяти стихий: земля, воздух, огонь, вода и металл, - это и будет являться ключом к пониманию и познанию мира природы.
Не буду задавать тривиального вопроса, какой музыкальный инструмент самый сложный, потому что ответ, конечно же очевиден: царица всех инструментов- Скрипка. А почему? Потому что, мало того, надо, чтобы две руки совершали разные движения одновременно, так нужны еще и два прекрасных локатора, но не к приему обычных звуков, а волшебных, музыкальных. Иначе, на скрипке и не сыграешь. На ней нет отметин, нет клавиш, как на ф-но или разделителей, как на гитаре. Ничего, одни голые струны. И вот тут, вступает слух. И приходит высотное ощущение звука. И наступает некая магия звука. На скрипке всё на ощупь. Двигаешься, словно слепой, и только уши и руки помогают обрести, ту самую чистую высоту, которая нужна. Пальцы левой руки бегают по скрипичному грифу, а правая рука занимается голосоведением.  Обе руки - продолжение сердца. Скрипка - это человеческий голос и правая рука ведёт этот голос, эту мелодию. На скрипке всё приблизительно, нет никакой математики подсчёта, но есть звуковая чистота. Она звучит в голове и отдаётся в сердце. К этому звуку двигаешься вслепую, как в пещере, сначала карабкаешься на четвереньках, ползком, а затем, пробуешь постепенно встать на ноги, расправить плечи и попробовать этот звук на вкус. Да, да - звук имеет вкус. Это вкус - пота и соли, это вкус волн моря, это вкус полёта птицы, это вкус травы, это вкус солнца, ветра, гор, степей, рек, озёр, океанов, пустынь и всего того, что собрано в мире. Это - вкус больших городов и малых деревень, это - вкус животных и полёт шмеля. Это - самый лучший и экологически чистый звук - звук природы. Это то, что сделала Има Сумак, приблизила человеческий голос к голосу природы. Получилась - фантастика! Это то, что сделал А. Гауди - перенес траву, дерево, лист, ветку и вплел её органично в архитектуру. Вот - первый ключ к пониманию, как музыка влияет на человеческий мозг.
Ключей много и, чтобы их обрести, надо двигаться дальше, искать, находить и собирать ключи - в этом смысл нахождения истины.


Рецензии