Защита диплома - Стихи разных лет - 13

____________________________

Лев Гунин
____________________________

ЗАЩИТА ДИПЛОМА

____________________________

сборник стихотворений

____________________________


Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована
автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно
порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -



Очередная книга стихов этого своеобразного поэта, в которую вошли десять стихотворений 1977 года, скрывает в себе очередные сюрпризы. Нарушая все каноны, автор объединяет под одной обложкой разные жанры, от характерной для него "городской лирики" - до сказочно-легендарных образов, от иронии и сарказма - до любовной лирики, от исторических аналогий - до автобиографического факта (Леонид Ильич Брежнев, "хозяин" советской державы, был дружен с родной сестрой дедушки Гунина, оперной певицей Зинаидой Поляковой). Как-то человек, тоже знакомый с творчеством Льва Гунина, поинтересовался моим мнением: все ли стихи по праву занимают место в этом цикле. Вместо ответа я указала на метафору, какая одна могла бы "купить все места": "И шествие живых карманов | По набережной во весь рост". (Возможно, это намёк на гуляние толстосумов с барышнями в Москве мимо "домов на набережной", или на тусовку коллекционеров в Питере, на канале Круштерна). В тот период, когда никто из простых советских людей не имел возможности даже видеть иностранцев, у Льва завязываются близкие дружеские отношения с поляком Веславом Кравчиком и его дочерью Моникой, позже - фотомоделью и хозяйкой модельного агентства ("варшавских праздничных огней..."). Линия фатума, несчастливой судьбы продолжается и в этом цикле. Автора волнует и беспокоит мистерия случайностей, решающих человеческую участь, необратимость ошибочных решений и заблуждений ("Ночь. Безвременье...; "мне пресное море" (Ире Никулиной). Интересно сопоставить эти стихотворения в поисках общего паттерна. -- Софья Р. 1999.
_________________

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Смех девичий в воздухе застрял (…)
2. В летающем гробу лежит княжна. (…)
3. Леониду Ильичу Брежневу. У тети Зины Вы в гостях бывали (…)
4. В плену у вечных наваждений (…)
5. Ночь. Безвременье. Кого-то ждёт ответ (…)
6. ЗАЩИТА ДИПЛОМА.
7. Ире Никулиной. мне пресное море заметить тогда (…)
8. Антонине С. Фил и Софи перестали общаться. (…)
9. Монике Кравчик. варшавских праздничных огней (…)



---------------------------------------------------------

Лев Гунин

ИЗ СБОРНИКА СТИХОВ "ЗАЩИТА ДИПЛОМА"

    1.
Смех девичий в воздухе застрял.
Звон гитары. Улица без света.
Бликов пятен в кронах лип оскал. 
В подворотнях распласталось лето.

В воздухе эссенция без дна:
Рук и взглядов, вздохов и мельканий.
Прямота кварталов не видна,
Растворяясь в многоличье зданий.
 
Жестов, слов немая беготня,
Словно пар дыханья: это лето.
В чёрный ситец умиранье дня
И молчанье вечера одето.

Льёт с небес незримый вечный свет,
Мыслей, вздохов носится сплетенье,
И мигают окна им в ответ,
Вспышкой-тьмой на каждое движенье.

В нишах дней, дарующий экстаз,
Ткёт незримых дел незримый мастер,
Чтобы в них зажёгся и погас
Смысл добра и времени фломастер.
          Август, 1977.
 
 

      2.
 
В летающем гробу лежит княжна.
Белесо-серым кудри отливают.
И с каждым кругом кажется она
Живей, теплей. Но всё не оживает.
Ресниц очерчен чуть заметный след,
И влажной губкой линии промыты;
И от лица исходит чистый свет,
Поверху тонкой мантией покрытый.
Лицо её, как пламя, горячо,
Но холод времени его в тисках сжимает.
И тела контуры одежда выдает,
Что ношу - тяжесть хрупкую - скрывает.
Идеи в этом воплощенье нет...
И тихий шёпот снов её колышет…
И губы сжаты, словно дан обет
Ни капли крови сквозь их твердь не выжать.
Дыханием потушена свеча.
Из дней удачи саркофаг родится.
И смерть сокрыта в острие меча,
Что в ржавых ножнах пламени тупится.
        Август, 1977.



                3.

                Леониду Ильичу Брежневу
У тети Зины Вы в гостях бывали,
Её бельканто слушая взахлеб.
А я не знал, что Вас приметил Сталин,
И сделал Вас политиком Хрущев.
 
Ребёнком я к Вам лазил на колени,
Потом туда же лазила страна,
И Вашим стажем передал нам Ленин
Свои заветы, но не имена.
 
Закручен росчерк сюрреалистичный:
Добряк-диктатор (в терминах вождя),
А свита состоит из анемичных
И тихих извергов - кислотного дождя.
 
Потом мелькали полые кварталы
Москвы и Киева, Одессы и Орла,
И выложены жемчугами шпалы,
И мрамором блестят скульптуры Зла.
 
И старится монарх миролюбивый,
Оттачивая свой добряцкий дар,
А улицы по-прежнему крикливы,
И осень наступает, как пожар.
 
Игрушки буржуазного уюта
На ёлках комсомольских зацвели,
И стало всем удобнее как будто,
Но что-то оторвалось от земли.
 
Каких-то песен мы недосчитались,
Каких-то чисел мы не доплели,
И стал опять своим товарищ Сталин,
И Каганович снова стал своим.
 
И стали править лысые завмаги,
И пригородных баз бухгалтера,
И вызревают новые гулаги,
От старых и полгена не забрав.
         Август, 1977.



                4.
В плену у вечных наваждений
Дремала жёлтая тоска.
И звал её старухой гений,
Закинув хвост на облака.
 
И, ногу за ногу закинув,
Дремала шлюха у ведра.
И, взгромоздив себя на спину,
Пошла бродяжничать тоска.
 
И зрит синюшных наркоманов,
И нары с видом на погост,
И шествие живых карманов
По набережной во весь рост.
         Август, 1977.



                5.
 
Ночь. Безвременье. Кого-то ждёт ответ,
А кому-то не дано дождаться.
Одному увидеть яркий свет,
А другому в темноте остаться.

Мостовая. Свет и тени там.
И внизу, на дне огромной чаши,
Люди эхом к безднам и шагам,
Рук и ног скрещенья распластавши.

И деревья - путники в пыли -
Странные, безличные созданья, -
Спят, как солнце, на краю Земли,
Выгнув лапы в позе ожиданья.

И в ячейках тёплых люди спят;
Много их, безмолвных и бесстрастных.
И в сердцах своих они хранят
Невесомость трепетной их массы.

В тишине - прозрачен, глух и тих -
Светлый блик - застыло ожиданье;
И на проводах весь мир повис,
Словно звон свихнувшийся сознанья. 

Словно отзвук… Паутиной стен
Укрывая, кутая всё в мире,
Ночь не скроет страхов и измен -
Мы под небом сонным как нагие.

Ни защитой нам не щеголять,
Ни пером гусиным не укрыться, -
И звучит в ушах, как детский плач,
 Голос тех, что продолжают сниться.
          Сентябрь, 1977.
 


        6.
     ЗАЩИТА ДИПЛОМА
В купеческую гильдию прием.
В регалий мастера из подмастерьев.
Парча-атлас. Наклон-поклон. Подъём.
"Один из них".... На шляпе больше перьев.

Вероны и Флоренции дворцы,
Цехов ремесленных гербовая защита,
Средневековых городов отцы,
Что кормятся из одного корыта.

Как мелочен роскошный их уют!
Какая скука в их дворцах огромных!
И мерзкие интриги там плетут.
И кровь на них Милана и Вероны.

Сегодня та же цеховая чернь.
И принцев чернь, плебейская по духу.
И тех же распоясавшихся скверн
Кривые морды льнут губами к уху.

Зачем мне этот угол цеховой,
Привязанность к нему, прочнее цепи,
Когда за неба круг над головой
Я б отдал все круги великолепий.

Ремёслами, что вызывают стыд,
У нас, как и тогда, теперь гордятся,
И тень их заскорузлая лежит
На музах, ставших бледной тенью Граций.

Сомну и брошу под ноги диплом,
Хоть он мне кровью и трудом достался.
И растопчу две корки каблуком,
Чтоб захрустели и запели вальсом.

Затравлены мои учителя,
Подвергнутые злому остракизму,
И лучшее везде съедает тля,
Какому бы там не служили "изму".

Уж лучше пусть котомка и клюка,
Чем в толкотне хватать с полов копейки,
Но и на небе тоже облака,
Но и в лесу лисички-белошвейки.

И сзади, надвигаясь со спины,
Из будущего, страшный и огромный,
Хохочет кривоногий исполин,
И жизни все равно сломает ноги.
         Сентябрь, 1977. 



15

Ире Никулиной

мне пресное море заметить тогда
солёное море мешало
и чистой струи родниковой вода
в ладони мои не бежала

сорвать безыскусный цветок полевой
кровавая роза не дала
и преданность мне не казалась такой
на фоне коварного жала

я счастье своё навсегда упустил
раздвоенным жалом ужален
и время разбилось на действие сил
из несовместимых реалий
         Сентябрь, 1977.

 
Ира Никулина и Лев в группе студентов Брестского музучилища.






17
    Антонине С.

Фил и Софи перестали общаться.
Спинами стали друг к дружке сидеть.
И перестало обычное счастье
Души замёрзшие греть.

С вечера тихо. И хохот гортанный
не нарушает шуршанья минут.
Водит София по фолиантам
Медным колечком пут.

Так без любви разорвётся - пудовый -
Даже схоластики лук,
Как распадается жизни основа
Без красоты вокруг.
            Сентябрь, 1977.



              18
         
                Монике Кравчик

варшавских праздничных огней
шеренга пламенем согрета
прижаться хочется тесней
но ты опять тепло одета

остаться хочется в твоих
ладонях взглядах и коленях
придумавши для нас двоих
дворец из левантийской лени

если бы мог соединить
я две страны и две столицы...
но обрывает ветер нить…
и мне она уже не снится...

а снится двор... убогий быт...
сарай... забор... верхушка ели...
и будущего взор закрыт
непроницаемой шинелью...
     Март, 1977. Варшава - Минск.
______________________

 
Моника Кравчик. Фото Виталия Гунина. Бобруйск. Беларусь.

__________________________________________________


_____________________

ОБРАЩЕНИЕ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИЙ НА ПОЭТИЧЕСКОМ ФОРУМЕ
ЛИТЕРАТУРНОЙ БИБЛИОТЕКИ МАКСИМА МАШКОВА К АВТОРАМ И ЧИТАТЕЛЯМ
(2014) - ДОПОЛНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ УЧАСТНИКАМИ ОБСУЖДЕНИЯ РАБОТЫ О МОЦАРТЕ (2023)

Читатели должны знать, что не только сам автор, но и его стихи подвергаются травле и вымарыванию, так что единственная возможность спасти его поэтические тексты: это сохранять их на внешние (не подключаемые к Интернету жёсткие диски, USB-флешки).
  Особенно досталось его доиммиграционной поэзии.
  Автор вывез в изгнание около 26-ти машинописных сборников стихотворений. Они состояли из 2-х собраний: 9-ти-томного - 1982 г., и 6-ти-томного - 1988 г. (охватывающего период до 1989 г.). Первое (до 1982 г. включительно) существовало в 2-х версиях. Кроме основных экземпляров машинописных сборников, имелись (отпечатанные под копирку) 2 копии каждой книги.
  В 1994 г. они - вместе с автором - благополучно прибыли в Монреаль.
  С 1995 г. он взялся вручную перепечатывать на компьютере отдельные избранные стихотворения, а в 2002 г. - сканировать и отцифровывать все привезённые с родины сборники. Примерно в 2006 г. добрался до предпоследнего тома собрания 1988 г. Но, когда было начато сканирование самого последнего тома, именно этот сборник исчез из его квартиры (уже после переезда с ул. Эйлмер на Юго-Запад Монреаля).
  Одновременно копии того же тома пропали из квартиры его матери, и из дома его приятеля (где хранился 3-й экземпляр). Это произошло, как нам сообщил автор (не совсем уверенный в дате) где-то в 2007-м году, вскоре после чтения (по телефону) отрывков из отдельных стихотворений Юрию Белянскому, культовому кинорежиссёру конца 1980-х, тоже проживающему в Монреале. Известный поэт и деятель культуры Илья Кормильцев как-то обещал автору издать сборник его стихотворений: из того же - последнего - тома. Проявляли подобную заинтересованность и другие известные люди. Интересно отметить, что именно в 2007 г. Гунина сбили машиной, нанеся серьёзные травмы.
  После 2017 г. постепенно исчезли все томики второго машинописного собрания доэммиграционного периода, и, к 2022-му, не осталось ни одного...
  Первая редакция доиммиграционной поэзии (включая поэмы) 2008-2011 г. г., сделанная самим автором, оказалась не очень удачной. Она опиралась на рукописные черновики, где почти над каждым словом надписано альтернативное, и целые строки (даже строфы) дублируются альтернативными версиями. Эта редакция была скопирована множеством сетевых ресурсов, так как поэзия Гунина в те годы пользовалась немалой известностью, и была популярна среди молодёжи и людей от 25 до 45 лет.
  Вторая редакция (также сделанная самим автором) - несравнимо удачней, и - в 2012 г. - заменила предыдущую.
  Однако - с 2013 г. - то ли сервера, то ли хакеры стали заменять файлы первой редакции версиями второй: это регулярно происходило на сайте Максима Машкова (lib.ru), на сайте Сергея Баландина, и т.д. (Следует добавить, что травля автора на сетевых форумах, на литературных сайтах стартовала ещё в середине 1990-х, включая разные хулиганские выходки в его адрес, массированно устраиваемые организаторами).
  О творчестве Льва Гунина писали: Орлицкий (оригинал - stihi.ru/2005/04/13-349, перепечатка - proza.ru/2023/06/08/178), М. Тарасова (stihi.ru/2005/04/13-349, перепечатка - proza.ru/2023/06/08/180), А. Коровин и Белый (proza.ru/2023/06/28/175), Игорь Гарин (proza.ru/2023/06/28/170), и другие литераторы, критики, издатели. В этих заметках - прямо или косвенно - упоминается об изощрённой травле. (Более подробно - у Коровина, Белого, и Тарасовой).
  О поэзии Льва Гунина на английском и на польском языке писали Kurt Flercher и Агнешка Покровска (?).
  В многочисленных интервью сетевым и печатным журналам (к примеру, в интервью журналу "Воркувер" - proza.ru/2023/06/28/171) - сам автор иногда косвенно затрагивает эту тему.
  На сетевых форумах обсуждалась систематическая порча литературных и музыкальных текстов. В своё время, отправляемые К. С. Фараю (Фараю Леонидову) многочисленные варианты перевода стихов и Кантос Э. Паунда подверглись злонамеренной модификации (вероятно, во время пересылки), и в печать пошли не окончательные, но черновые версии. Переводы Гунина текстов (эссеистики) Исраэля Шамира (Изя Шмерлер; знаменитый политолог, эссеист, корреспондент, известен также под именами Роберт Давид, Ёрам Ермас) с английского на русский вообще не вышли в свет вследствие порчи текстов во время пересылки Шамиру. По той же причине сорвалось несколько попыток издания "Прелюдий" для ф-но и сборника "Лирические пьесы" Льва Гунина, которые высоко оценили известные музыканты. (См. Ю-Тюб - youtube.com/@robertcornell6802).
(Лев Гунин по профессии музыкант, автор многочисленных композиций (включая музыку к фильмам), исполнитель классических произведений (ф-но) [youtu.be/KyHYzOl-xQY , youtube.com/watch?v=94Ac0OAZBAs, youtu.be/dGKy0yCkKnQ , youtube.com/watch?v=D2A4RWaDggQ&t=148s , youtube.com/watch?v=eCyavxkENF0 , youtube.com/watch?v=ym0uqTz_poo , youtube.com/watch?v=eDdh3Fg-H6s , youtube.com/watch?v=mrMikJVDC60, youtube.com/watch?v=_lLdndynze4 , youtube.com/watch?v=VODlm7l4MNY , youtube.com/watch?v=5B8k5H2zKzs , youtube.com/watch?v=E2Mo5d44WnQ , и т.д.] ; см. также фильмы "Гусеница" (Caterpillar) - youtu.be/qeDmEhaXMU8 , "Подушка" (режиссёр Юрий Белянский) - youtube.com/watch?v=BDrhptcbfwE&t=48s , Des souris et des hommes (режиссёр Жан Бодэ) - youtube.com/watch?v=Ctx2sm4ZnAI).

  Диверсии против его домашних компьютеров обсуждались с Ильёй Кормильцевым, Юрием Белянским, Кареном Джангировым, Исраэлем Шамиром, Мигелем Ламиэлем, Борисом Ермолаевым, Жаном Бодэ, Владимиром Батшевым, Эдуардом Лимоновым (Савенко), и другими известными личностями, с которыми автор был знаком, но реакция была одна и та же: "против лома нет приёма". Подробней эти случаи описаны в обширной работе на английском языке "The Punitive Health Care".

 
  Биографии этого автора неоднократно удалялись из различных энциклопедий, убирались с многочисленных сетевых порталов, но краткие справки о нём можно найти на сайте Сергея Баландина; в библиотеке lib.ru; в антологии "Мосты" (под редакцией Вл. Батшева, с участием Синявского и Солженицына; Франкфурт, Германия, Brucken, 1994); в литературном журнале PIROWORDS, под ред. Мигеля Ламиэля (английская поэзия Гунина); из-во Pyro-Press, Монреаль, 1997); в сборнике Throwing Stardust (London, 2003; Антология Международной Библиотеки Поэзии, на англ. яз.), English Poetry Abroad (London, 2002, на англ. яз.); в газете "Hour" (Montreal, Quebec, Canada); в сборнике "Annual Poetry Record" (Из-во Международного общества поэтов, Лондон, 2002); в культовом издании "Паломничество Волхвов" (Гарин, Гунин, Фарай, Петров, Чухрукидзе: Избранная поэзия Паунда и Элиота); в @НТОЛОГИИ - сборнике стихов поэтического клуба ЛИМБ (Поэтический Клуб "Лимб". "Геликон-плюс", Санкт-Петербург, 2000); в  в журнале АКЦЕНТЫ (1999); в СК НОВОСТИ (статья, написанная в сотрудничестве с кинорежиссёром Никитой Михалковым, Июнь, 2000. (Номер 27 (63), 14.06.2000); в публикации "Университетская пресса" ("Маэстро и Беатриче", поэма Льва Гунина; СПБ, 1998); в "Литературной газете" (Москва, №22, май 1994 г.); в литературном журнале ВОРКУВЕР (избранные статьи, интервью и поэзия Льва Гунина, Екатеринбург, 2006); в журнале поэзии ПЛАВУЧИЙ МОСТ (публикация избранных стихотворений, 23 декабря 2014 года. Москва - Берлин); в литературном журнале "AVE" (Одесса-Нью-Йорк, Номер 1, 2004-2005); в газете "МЫ", под редакцией Карена Джангирова (15 декабря 2006 года; репринт (повторная публикация на русском языке); первая публикация - на англ. яз. в культовом журнале "Wire" (январь 1997); вторая публикация - "По образу и подобию" (Теория мультипликации), газета НАША КАНАДА, выпуск 13, ноябрь, 2001); в Интернете теория мультипликации циркулировала с 1995 года; написана эта работа в 1986 году (братья Вашовски могли использовать ту же (дословно) идею для своего - ставшего культовым - фильма Матрица); в сборнике L'excursion (Leon GUNIN. La poesie du siecle d'argent. (На французском языке). QS, Монреаль, 2001); в литературной газете "Золотая антилопа" (Лев Гунин, рассказ "Сны профессора Гольца", СПБ, 2001); Лев Гунин, Миниатюрная книжка стихотворений, Париж, 1989 (Les tempes blanches. Белое время. Из-во Renodo, Paris 1989); в газете "КУРЬЕР" (многочисленные публикации Льва Гунина (1992-1993); в книге - Лев Гунин "Индустрия (…)", из-во Altaspera, Toronto (Канада), 2013, на русском языке), и т.д.   

  Лев Гунин живёт в Кбевеке (Канада) с 1994 г., не имея ни малейшего шанса когда-либо покинуть эту страну даже на короткое время, а - с 2001 г. - не имея возможности даже посетить другую провинцию. Он подвергается травле полицией и другим репрессиям.

________
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

  Несчастливая судьба литературно-поэтического творчества Льва Гунина - достойного большего внимания - сложилась не только в связи с широкой травлей и политически-мотивированными репрессиями (в частности: в стране, где он живёт (включая травлю полицией; административный прессинг; плотную изоляцию; помехи, чинимые в области коммуникаций; вызванное репрессиями обнищание; отказ в медицинском обслуживании…), но также по другим причинам.
  Одна из них - неумение, а то и упрямое нежелание автора тщательней просеивать написанное через сито более строгих требований. Именно сбой в таком отборе и приводит к недостатку внимания и ко всяческим казусам. Никто в наше время не выставляет ранние опыты на всеобщее обозрение. Зрелые авторы, как правило, уничтожают свои рукописи, предшествовавшие мастерству. Соседство стихотворений разного уровня в одном сборнике служит плохим предзнаменованием (имея в виду ожидаемую реакцию), и, хотя - более удачная - редакция 2012 г. уже является плодом более строгого подхода, она всё ещё цепляется за некоторые пласты личной биографии больше, чем следует при отборе.
  С другой стороны, если бы не травля, это могло способствовать экспоненциальному росту популярности среди широкой читающей публики, что, в свою очередь, с неуклонной неизбежностью повлияло бы на признание и в литературной среде. Так и происходит довольно часто с другими поэтами и прозаиками. К сожалению, этот автор находится не в таком положении, когда позволительна подобная роскошь. Чтобы пробить плотную стену замалчивания, остракизма, предвзятости и бойкота, ему следовало бы серьёзно подумать об этом. Но теперь, по-видимому, уже слишком поздно; состояние здоровья, ситуация, и другие помехи вряд ли позволят ему что-то изменить.
  Остаётся надеяться, что критики и все, способные повлиять на преодоление этой несправедливости, проявят чуть больше терпения, не побоятся затратить чуть больше времени, и с известной снисходительностью отнесутся к причудам этого уникального, ни на кого не похожего автора.
________________________________


Рецензии